Пути повышения эффективности урока.


КОУ Омской области «Шербакульская специальная
(коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида».
Пути повышения эффективности урока.
Подготовил учитель географии
I квалификационной категории
Гольман Н.И
р.п. Шербакуль
2015 год.
Пути повышения эффективности урока.
Урок – основная форма организации обучения школьников. И его эффективность, в конечном счете, определяется такой организацией учебной деятельности, при которой у школьников формируется собственная познавательная цель и для её достижения они включаются в учебный процесс. На уроке существуют деятельность учителя и деятельность ученика, каждая из которых преследует свою цель. Таким образом, на уроке присутствуют две цели – цель деятельности учителя и цель деятельности ученика. Эти две цели тесно между собой связаны, потому что как отмечает Лернер И.Я. «нельзя учить и научить, если у ученика не возникают цели, соответствующие цели обучающего».
Для этого учитель должен заранее определить характер и содержание деятельности ученика. После этого необходимо определить цель ученика, ради достижения которой он добровольно включается в работу, предложенную учителем.
На уроке слушая объяснения учителя, выполняя его различные требования, ученик совершает определенные действия. Эффективность такой деятельности зависит от того, какие цели ставит перед собой учащийся. Если он ставит перед собой цель получить интеллектуальное удовольствие от решения задач, ответов на интересующие его вопросы, то на уроке он будет проявлять наибольшую умственную активность. Задача учителя – создать условия для такой деятельности, учитывая, что цели ученика должны соответствовать целям учителя.
Проблема повышения эффективности учебного процесса, совершенствования методов обучения и контроль за знаниями учащихся, в настоящее время актуальна для СКОШ VIII вида.
Практика диктует необходимость поиска новых методов, которые смогли бы помочь активизировать познавательную деятельность школьников. Проведенные эксперименты говорят о необходимости внедрения и более широкого применения элементов программированного обучения на уроках географии. Использование элементов программирования помогает учителю обеспечить на уроках географии активную самостоятельную деятельность учеников, постоянно следить за усвоением знаний, своевременно оказывать необходимую помощь и учитывать индивидуальные способности учащихся с отклонением в развитии. Введение в процесс проверки знаний элементов программирования позволяет так же экономить время урока, за несколько минут выявить подготовку всего класса по изученной теме, разделу. При программированном обучении реализуются принципы коррекционной направленности, систематичности, последовательности и доступности обучения. Заполнение перфокарт, выполнение цифровых или буквенных заданий способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию произвольного внимания памяти и моторики учащихся. Однако необходимо сочетать программирование с традиционными методами обучения учащихся.
Наиболее эффективным для проверки знания учащихся на уроках географии является использование:
- перфокарт;
- буквенных и цифровых заданий.
Рабочая тетрадь по географии предназначена для систематизации и обогащения представления учащихся о природе и общественной жизни, а так же для проверки знаний и умений, приобретенных детьми на занятиях. Тетради содержат разнообразные задания, предполагающие распознавание и классификацию объектов, анализ конкретных ситуаций и выбор определенной линии поведения, проведения простейших наблюдений. Работа с тетрадью, учащиеся:
- рассматривают изображенные объекты и выявляют их отличительные признаки;
- отвечают на вопросы и отгадывают загадки, составляют короткие рассказы по картинкам;
- подписывают названия объектов и письменно заканчивают предложения, используя слова для справок;
- соотносят слова и картинки, соединяя их линиями;
- устанавливают и цифрами указывают последовательность тех или иных событий и действий;
- выбирают из предложенных правильный ответ на вопрос и т.д.
Для повышения эффективности урока очень важна забота о детях, понимание значения мелочей организации их учебного труда, сотрудничество детей. Сотрудничество с детьми возможно только при большом уважении друг к другу, когда идет свободный обмен мнениями по интересующим нас вопросам. Это возможно только при демократическом стиле общения.
Важно и сотрудничество детей между собой в процессе обучения на уроке. А как часто учителя бывают настолько строги, что запрещают ученику в процессе работы над учебным материалом на уроке посоветоваться с товарищем по парте, попросить его помощи или оказать уму помощь. Дело доходит до того, что некоторые ученики на уроке закрываются от своего товарища книгой, тетрадью, рукой.
Совместные действия детей налаживаются не сразу. Я специально их формирую, время от времени меняю группы, пересаживаю детей, чтобы у них накапливался опыт общения, умение вести себя в малой группе и в коллективе. И ещё один из важных вопросов обучения, чем чаще ученик отвечает, тем чаще он узнает, правильно или неправильно он понял, решил, сделал, тем интереснее ему учиться. И наоборот, если ученик готов ответить, а его не спрашивают, у него возникает ощущение, что он учил напрасно. Поэтому на уроках я обязательно отвожу время для ежедневных письменных работ в тетрадях, с помощью перфокарт обязательно ежедневно оцениваю эти работы. Только ежедневный контроль помогает выявить этих детей, которые что-то не доработали, и помочь этим детям.
Я не ставлю двоек. Сегодня не получилось, завтра не получилось, потом получиться. Оценка ведь может быть и такая: «правильно» и «не правильно». Нужно выработать у себя привычку смотреть на учебный материал глазами ученика. Мысленно поставить себя на его место, взглянуть на материал с его точки зрения и увидеть всевозможные психологические барьеры, которые ожидают учащиеся в процессе обучения. Я глубоко убеждена: учитель, если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, просто отстает. Он тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед школой.
Так будем же готовиться к своему хорошему уроку всю жизнь! И пусть наше профессионально-педагогическое самосовершенствование поможет нам найти новые источники в повышении эффективности урока.