Статья Пути повышения эффективности и качества образования в начальной школе в условиях ФГОС НОО


ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Общество сегодня качественно изменилось, изменилось детство, изменился ребенок. При этом он стал не хуже и не лучше своего сверстника, он просто стал другим. У него другая система интересов, ценностей, другая сфера отношений, структура умственной деятельности. Все эти изменения меняют и позицию учителя, его педагогическую деятельность.
В условиях введения ФГОС НОО, актуальным вопросом всех образовательных учреждений является целенаправленное изучение механизмов повышения эффективности обучения учащихся. Идеология ФГОС НОО отражает принципиально новый взгляд на содержание, структуру и организацию начального образования. Это диктует нам необходимость отбора педагогических технологий, дидактических и методических средств в организации и реализации образовательного процесса.
«Портрет выпускника» - «…это подготовка выпускника начальной школы, любящего свой народ, свой край, свою Родину; уважающего и принимающего ценности семьи и общества; любознательного, владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности; выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни...»
[п. 8 ФГОС НОО]
Качество образования – это процесс постоянного совершенствования. И складывается оно, прежде всего из высокого уровня профессионализма педагогов, прочности знаний учащихся, хорошего материально – технического обеспечения школы, из создания комфортных условий в обучении школьников и соблюдения санитарно-гигиенических норм. Эти важнейшие целевые направления определят качественное решение ряда задач, направленных на:
-освоение современных педагогических технологий, подходов, обеспечивающих подготовку качественно нового младшего школьника;
-создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников, направленной на разностороннее развитие образовательного процесса;
-организацию взаимодействия учителей начальных классов, психолога и родителей с целью изучения и развития индивидуальных способностей обучающихся;
-обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта.
Начальное образование – особая ступень в развитии ребенка. Она начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.
Одним из показателей качества образования на ступени начального общего образования является результат освоения Федерального Государственного Стандарта начального общего образования. Методологической основой разработки федерального государственного образовательного стандарта второго поколения является системно-деятельностный подход, который реализуется в самом определении целей образования, а значит в требованиях к результатам образования.
В условиях введениях ФГОС НОО результаты обучения представлены в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей. Задачей современной системы образования становится освоение учащимися не только конкретных знаний, но и совокупности «универсальных учебных действий». В этом смысле универсальные учебные действия представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. Уровень их развития определяет характер познавательной деятельности школьника, его возможности целесообразно и целенаправленно ее организовывать, владеть речевой деятельностью и способами работы с информацией.
Повышению эффективности образовательного процесса, формированию мотивации, системного мышления способствует проведение разнообразных типов уроков ( межпредметные, интегрированные, уроки- исследования, экспедиции, уроки- диалоги, игры, конференции, уроки- викторины и т. д.)
Хорошие результаты дает активное использование таких форм и методов обучения как проектная деятельность, творческие работы, экскурсии, проведение опытов, ролевые игры.
При этом важная задача учителя – научить работать детей с информацией, получать ее из различных источников: от интересных людей, из книг, справочных пособий, энциклопедий, интернета -перерабатывать ее, анализировать, находить главное, систематизировать.
Сейчас это становиться реальным благодаря оснащению кабинетов интерактивным оборудованием.
Впервые учебная деятельность становится ведущей. Особая роль, конечно же, отводится учителю, так как он является главной движущей силой качественного образования. Он должен владеть современными образовательными технологиями, обладать способностью делать учебный материал доступным пониманию, творчески подходить к применению методов обучения и уметь организовать детский коллектив.
В своей педагогической практике я использую различные технологии и методики.
Технологию развивающего обучения я использую с целью высокого общего развития личности, создания основы для развития познавательных и творческих способностей. Одной из основных ценностей такого обучения является умственная, интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний; у ребенка возникает потребность в познании. Стараюсь строить урок так, чтобы новые знания и способы деятельности школьники открывали в результате решения проблемных ситуаций, нахождения вариантов правильных решений.
Проблемное обучение позволяет ставить ученика в позицию исследователя, учит его анализировать ситуацию, обосновывать её. Моя задача как учителя – находить полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению.
С целью перехода от педагогики требований к педагогике отношений использую обучение в сотрудничестве. Организация групповой работы учащихся на уроке в сочетании с другими формами деятельности способствует повышению эффективности обучения в целом, помогает воспитанию у учащихся ответственности, самостоятельности, творческой активности.
Игровая деятельность привлекательна для детей и способна вызвать положительную мотивацию к познанию нового. Ни один урок не обходиться без игровых элементов: дидактических или интеллектуальных.
Проектная деятельность занимает особое место в системе моей работы: я использую её с целью выхода за рамки предметного содержания, перехода на уровень социально-значимых результатов. Моя цель – вовлечь ребенка в поиск, который позволяет реализовать его интеллектуальные и творческие способности в ходе основного обучения, внеурочной деятельности и во внеклассной работе.
Информационные технологии использую с целью реализации новой модели преподавания учебных предметов и обеспечения личностного развития ребенка за счет уменьшения репродуктивной деятельности и более эффективного использования учебного времени. В процессе использования ИКТ пополняю свою копилку цифровых образовательных ресурсов: авторские презентации, программные продукты, позволяющие отработать определенные навыки.
Разработка методических норм заполнения портфолио образовательных достижений, способствующих формированию и развитию учебно-управленческих умений учащихся.
Портфолио обеспечивает отслеживание индивидуального образовательного прогресса младшего школьника, максимально развивает умения рефлексивной деятельности, расширяет возможности самообразования ребенка.
Так важно для реализации всех требований, задач, целей в условиях ФГОС НОО работать педагогам в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую работу, отстаивать и обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к позиции коллег, принимать ответственность за себя и за команду.
Только совместными усилиями всех педагогов, в процессе слаженной работы и в режиме диалога можно поставить деятельность педагога в новых условиях ФГОС НОО на высокий уровень, способствующую повышению эффективности и качества образования, удовлетворяющую потребности всех участников образовательного процесса.
Все это позволяет мне оптимизировать образовательный процесс, повысить качество образования, обеспечивать развитие личности ребенка, исходя из выявления его индивидуальных способностей, сформировать индивидуальный маршрут обучения для одарённых детей, организовывать совместную деятельность ученика и учителя, направленную на создание образовательной среды, в которой ученик успешно развивается. Это то, что требует постоянной работы, совершенствуясь, чтобы успевать идти «в ногу со временем».
Благодарю за внимание и желаю вам творческих успехов и вдохновения!
Притча «Урок бабочки»     Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.      Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.      Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!      Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.      А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.      Также и в воспитании детей. Ребенок вовремя должен научиться прикладывать усилия, которые так необходимы в жизни, которые помогут ему преодолевать все трудности, которые помогут быть ему сильным и успешным.Литература.
Материалы для организации и проведения мониторинга эксперимента “Дрофа”, Москва 2001г.
Дидактические требования к современному уроку. Байбородова Л.В.. Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе // Вестник образования. - 2011. - №17. с. 5-8.
Вахрушев А.А. Как готовить учителей к введению ФГОС / А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №5. - С.3-17.
Методические рекомендации по проведению эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования (1 класс четырехлетней начальной школы) Коллегия авторов под руководством О.Е. Лебедевой.
Начальная школа и федеральный государственный образовательный стандарт // Лаборатория начального образования: URL: http://omczo.org/publ/393-1-0-2242
“Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы” (Письмо Минобразования России от 25 сентября 2000г., с дополнением от 20.04.2001г.).
“Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе” (Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы) Москва – 2001 г., издательская фирма “Сентябрь”.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение, 2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)
Система оценивания учебных достижений школьников (О.Б. Логинова).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения).
Реализация ФГОС НОО в условиях малокомплектной сельской школы // URL: http://vmo.omskedu.ru/modules/newbb