Тезис Инновационные формы работы в условиях сетевого взаимодействия Удо-школа-вуз


«Инновационные формы работы в условиях сетевого взаимодействия: УДО-школа-вуз»
Солдатова Т.В.,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Дом детского творчества «Дружный»
ГО г. Уфа РБ
Для публикации
«Ребенок, получивший образование только
в учебном заведении, необразованный ребенок»
Джордж Сантаяна
Дополнительное образование, расширяющее возможности ребенка и способствующее развитию его личности, - неотъемлемая составляющая качественного образования в современных условиях. Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы и ее культурное пространство, способствует самоопределению школьников в личностной, социокультурной, профессиональной областях, включению их в различные виды творческой деятельности, позитивному отношению к ценностям образования и культуры, развитию нравственных качеств и эмоциональной сферы школьников. Гибкость дополнительного образования детей как открытой системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций.
Существуют разные причины, благодаря которым возникает необходимость в организации сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями. Во-первых, в поисках знаний дети предпочитают урокам внешкольное пространство. Кризисы современных образовательных учреждений во многом связаны с тем, что дети получают информацию не столько от учителя, сколько из других источников.
Кроме этого, чтобы быть конкурентоспособным, многие сферы деятельности становятся сетевыми, например, торговые, информационные, развлекательные и многие другие. И только в образовательной сфере – собрания, конференции, а ученики обучаются, только сидя в классе. Разумеется, такие формы образовательного общения нужны, но сетевые формы общения и взаимодействия экономичнее и эффективнее.
Каковы же механизмы включения системы дополнительного образования во внеурочную деятельность?
1. Технологии интеграции в учебном процессе способствуют активизации познавательной деятельности, формированию их субъектной позиции через включение в урок форм и методов, применяемых в дополнительном образовании в виде:
проектов: информационных, творческих, исследовательских, ролевых…;
игр: ролевых (урок – театрализация), деловых (урок – исследование, урок – экскурсия), познавательных («Что? Где? Когда?»)
предметных технологий (изготовление наглядных пособий, подготовка иллюстраций к литературным произведениям, «издание» рукописных сборников…)
2. Технологии интеграции во внеурочной деятельности активизируют субъектною позицию школьника за счёт включения его в деятельность объединений по интересам, в подготовку общих дел в виде:
технологий проектной деятельности;
технологий коллективного творческого воспитания;
3. Технологии внешней интеграции в виде:
интегрированных программ совместной деятельности вузов, школ и учреждений дополнительного образования;
организации и проведения совместных интегрированных мероприятий: праздников, фестивалей;
организации деятельности детских общественных организаций, движений, объединений.
Сетевое взаимодействие УДО-школа-вуз позволяет:
-развиваться в разных творческих областях;
- направлена на допрофессиональное образование и профессиональный выбор детей, вовлечение их в организацию социально-профессиональных проб за счет использования пользования возможности сетевых партнеров;
- позволяет осваивать и совершенствовать мастерство в выбранном виде деятельности;
- создает условия для организации широкой практики студентов вузов не только в школе, но и в УДО;
- нацелена на решение задач успешной социализации обучающихся разных ступеней обучения
Проблемы:
- нехватка кадров и недостаточная готовность педагога к работе в сети непонимание общественности цели и задач взаимодействия, при котором происходит обмен опытом и инновационными разработками, недостаточное освоение ИКТ;
- недостаточное использование возможностей Интернета и средств ИКТ педагогическим сообществом, что существенно расширяло бы продуктивность сетевого взаимодействия.
Результаты и эффекты:
- формируется имидж и расширяются контакты;
- разрабатываются новые образовательные технологии, в т.ч. и профессионального обучения, внеурочной деятельности;
- увеличение наполняемости УДО;
- повышение качества информационного обслуживания;
- формируется комплекс проектов, способных удовлетворять запросы и потребности обучающихся и их родителей по самым различным социальным, спортивным, творческим, культурным направлениям;
- создаются условия для стимулирования инновационной деятельности;
- развитие системы УДО.