НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ ПРАКТИКО –ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


Поликарпова Наталья Ивановна,
преподаватель математики ГБПОУ РХ ЧМТТ
НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ ПРАКТИКО –ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Одна из задач внедрения Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования третьего поколение связана с усилением прикладного, практического характера всего среднего профессионального образования. Повышение качества практического обучения студентов, предполагает учет потребности рынка труда и работодателей в высококвалифицированных специалистах, способных мобильно реагировать на изменения, происходящие на рынке труда. Одним из путей решения этой проблемы является реализация практико-ориентированного подхода, главной целью которого формирование у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности.
Образовательные стандарты третьего поколения отводят особую роль математике как одной из фундаментальных наук. Она занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной социализации в современном обществе. «Изучение … математики … обеспечивает готовность учащихся к применению математики в других областях…» звучит в Концепции математического образования [1]. Как изучение математики может содействовать формированию у студента профессионально значимых качеств, включающих основные компоненты профессиональной деятельности? Как найти ту «золотую середину», которая позволила бы обеспечить получение знаний по математике в рамках программы и одновременно усилить практическую (практико-ориентированную) составляющую будущих специалистов? И как ответ на данные вопросы, возникает необходимость внедрения новых форм работы со студентами, новых моделей взаимодействия позволяющих обеспечить высокое качество образовательных услуг на протяжении всего процесса обучения. Одной из таких форм работы является сетевое взаимодействие, которое имеет ряд направлений, самым востребованным, из которых, это сетевое взаимодействие в информационном пространстве. Современные студенты – это активные пользователи информационных технологий, которые позволяют им иметь и доступ к разнообразным материалам, и возможность общения в социальных сетях, и проведение своего досуга. Так почему не воспользоваться информационно – педагогическим взаимодействием преподавателя и студента при практико – ориентированном обучении математике будущих специалистов.
Данное взаимодействие рассматривается в двух плоскостях, это горизонтальной плоскости и вертикальной. Воплощение в жизнь горизонтальной модели происходит с участием студенческого общения при выполнении многообразного вида заданий. Это может быть творческий подход к поиску и анализу предлагаемой информации для решения задач, например, при подготовке и выполнению проектной работы по математике «Математика в моём профессиональном будущем». В стадии разработки проекта деятельность студента направлена на поиск необходимой для начала проектирования информации, реализация остальных этапов: сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта; оформление пакета документов по проекту, презентации тем более невозможна без общения вне аудитории. Временные рамки урока не позволяют в полной мере развивать проектную деятельность, творческую активность студентов. Что немаловажно выполняется и социальная функция - сплочение коллектива при выполнении поставленной задачи. Горизонтальная модель взаимодействия может осуществляться и при организации самостоятельной работы студентов «студент – информация». Одна из основных целей самостоятельной работы – это развитие исследовательских умений, что соответствует требованиям к результатам освоения программы подготовки специалистов. В исследовательской деятельности акцент переносится на формирование у студентов способности: самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, умения работать с информацией, тщательно обдумывать принимаемые решения, чётко планировать действия.
Воплощение вертикальной модели происходит при организации совместной деятельности студента и преподавателя. Преимущество сетевого взаимодействия преподавателя и студента значительно: гибкость, возможность заниматься в удобное время, в удобном месте и темпе; адресность, деятельность ориентирована на индивидуальные потребности студента, реализуется дифференцированный подход, доступность, экономичность. Одна из основных функция преподавателя в этой работе – консультативная. Мотивация студентов к активному информационному взаимодействию обеспечивается целевой установкой и своевременным контролем. Студенты должны быть заинтересованы использовать новейшие достижения информационных технологий для представления результатов своей работы.
В настоящее время особую значимость приобретают проблемы профессиональных компетенций студентов. Главными характеристиками выпускника среднего образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность, способность к самореализации и саморазвитию, умение проявить инициативу, решить нестандартную задачу, мобильно реагировать на изменения, происходящие на рынке труда. Именно, практико – ориентированное обучение студентов математике в условиях сетевого взаимодействия создает предпосылки для формирования у студентов систему профессионально значимых качеств, включающих основные функциональные компоненты профессиональной деятельности.
Библиографический список:
[1]. Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р. – Москва, 2013г.