Организация самостоятельной работы студентов при изучении программирования в условиях сетевого взаимодействия


Гринева Ольга Владимировна
Преподаватель, стаж 10 лет, первая квалификационная категория
Краевое бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Комсомольский –на-Амуре колледж информационных технологий и сервиса», г. Комсомольск-на-Амуре.
Организация самостоятельной работы студентов при изучении программирования в условиях сетевого взаимодействия
Аннотация: В данной статье рассматривается форма организации самостоятельной работы студентов в условиях сетевого взаимодействия с помощью приложения LearningApps.
Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредовано через специальные учебные материалы; неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее прежде всего индивидуальную работу учащихся в соответствии с установкой преподавателя или учебника, программы обучения.
В современной дидактике самостоятельная работа студентов рассматривается, с одной стороны, как вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства, но под руководством преподавателя, а с другой – как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, формирования у них методов организации такой деятельности.
Основная задача организации самостоятельной работы студентов заключается в создании условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации самостоятельной работы должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Основная цель организации самостоятельной работы - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
При изучении программирования самостоятельная работа должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:
1. Внеаудиторная самостоятельная работа;
2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;
3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.
Наиболее интересным сочетанием всех форм организации самостоятельной работы студентов в современных условиях является организация работы студентов в сетевом пространстве.
Под сетевым взаимодействием понимается способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, учебных и учебно-методических ресурсов. Эти ресурсы могут меняться в ходе взаимодействия.
Сетевое взаимодействие в настоящее время является фактором обеспечения доступности качественного образования, одним из наиболее перспективных направлений организации профильного обучения на высоком, качественном уровне. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и появление новых возможностей их использования в образовании побуждает искать новые, современные подходы к организации самостоятельной работы студентов на основе сетевого взаимодействия.
Внеаудиторное время можно выполнять индивидуальные домашние задания к семинарским занятиям, работать индивидуально или коллективно над проектом, самостоятельно готовиться к аттестации. Результаты деятельности внеаудиторное время так же, как и на семинарских занятиях, фиксируются в информационно образовательной среде колледжа, студенты могут сделать их доступными для преподавателей и других студентов. В дальнейшей своей работе преподаватели могут использовать разработки, выполненные студентами на занятиях.
При изучении программирования наиболее интересным с точки зрения студентов является веб-сервис learningapps.org, который создан с целью поддержки учебного процесса с помощью интерактивных приложений. Варианты работы с данным приложением, используемыми при изучении программирования:
- преподавателем предлагаются задания по определенным темам и выдаются ссылки на задания студентам, которые ими выполняются и в ответ преподавателю формируется единая сетевая презентация, на которую выкладываются выполненные работы студентов;
- преподавателем выдается задание, студент формирует упражнение, тест или игру в приложении и передает ссылку преподавателю для контроля выполнения.
Представим некоторые из работ студентов и преподавателей, которые используются в работе.

Рисунок 1 – Кроссворд по теме «Структура программы на языке Паскаль»

Рисунок 2 – Работа с файлами
В данном приложении необходимо расставить соответствие названий процедур работы с файлами с назначением процедуры.

Рисунок 3 – Разработанная игра на одного и нескольких игроков (1)
Представлена лишь малая часть возможностей данного приложения, всего возможно разработать около 14 различных интерактивных упражнений 4 из них в форме игры от 2 до 4 участников. Преподаватель на сервисе может создавать две группы для работы с учениками и создания приложений. Заинтересуйте студентов, откройте для себя и своих учеников такую форму организации самостоятельной работы.
Список источников
http://learningapps.org