СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ УЧЕБНОГО, СОЦИАЛЬНОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС-2


СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ УЧЕБНОГО, СОЦИАЛЬНОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС-2
Мартынова М.В.
МАОУ Заозерная СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №16 г.Томска
Системная организация активной развивающей образовательной среды, использование проектных методов, относящихся к технологиям деятельностного типа на уроках и во внеурочной деятельности, формирование метапредметных компетенций являются актуальными задачами в современной школе. Сегодня они являются показателями эффективности деятельности школы и требуют специально организованного процесса поисковой, проектной деятельности обучающегося при решении творческих задач. Ключевая идея всей деятельности школы заключается в создании модели учебного, социального и педагогического проектирования в условиях сетевого взаимодействия, функциями которой являются:
- трансляция накопленного педагогическим коллективом опыта реализации современного образования;
- модернизация системы внутренней и внешней оценки результатов деятельности школы;
- обновление содержания образования на основе деятельностного подхода проектно-исследовательской технологии и ИКТ;
- разработка содержания и организационных форм деятельности школы как социокультурного центра;
- оптимизация информационного обеспечения сетевого взаимодействия.
Реализация проекта «Модель учебно-социального и педагогического проектирования» предполагает реорганизацию учебного процесса на основе широкого внедрения технологий проектирования, которые помогут учащимся решить проблему формирования ключевых компетенций, индивидуальных образовательных траекторий. Это в полной мере осуществимо и максимально эффективно только при условии сетевого взаимодействия школы с партнерскими организациями.
Реализация концепции является новой организационной моделью соответствующей специфике образовательного учреждения и требованиями стратегии развития образования Томской области до 2020 гг. и федеральными государственными стандартами второго поколения.
В процессе реализации проекта создана объединяющая модель для всех уже существующих направлений инновационной деятельности, целью которых является сопровождение и поддержка программ и проектов в области экологического, поликультурного, гражданско-патриотического образования и воспитания. Это - Центр экологического образования, Центр этнокультурного образования и Центр гражданского образования. А также созданы новые структуры, дополняющие направления инновационной деятельности: Географический клуб старшеклассников «Встречи с интересными людьми», проект «Томский росток» (серия интеллектуально-творческих игр для шестиклассников), социальный проект «Сам себе дизайнер» (оформление школы, школьного двора и микрорайона), проект «Русский язык как неродной для детей мигрантов», проект «НОУ».
Сетевое взаимодействие между участниками осуществляется по следующим направлениям:
1 – обновление содержания образования на основе применения технологий деятельностного типа, составления программ учебных курсов и элективов;
2 – проектная деятельность в профильной школе;
3 – реализация образовательных и воспитательных задач на основе создания и реализации социальных проектов;
4 – педагогические проекты (организация клубной деятельности, интеллектуально-творческих игр;
5 – дистанционное проектное обучение;
6 – разработка учебных модулей ПК и организация стажировочной площадки в школе.
Инновационная направленность проекта заключается в углубленном развитии общих и специальных интеллектуальных способностей путем вооружения детей и педагогов инструментами проектировочного действия и обучения в условиях сетевого взаимодействия; организации помощи в определении содержания образования с учетом индивидуальных способностей, склонностей, интересов; расширении возможностей социализации личности, обеспечении преемственности между общим и профессиональным образованием; в формировании метапредметных компетенций школьников.
При работе над проектом и его реализации используются технологии: дифференцированного обучения, проблемного обучения, компетентностного подхода, технология формирования информационной компетентности, технология коллективно-групповых способов обучения, технология игрового обучения, дистанционные технологии, технология критического мышления, здоровье сберегающие технологии, ТРИЗ, интегрированного обучения , дебаты, ИКТ и дистанционные технологии (сайт, медиатехнологии, интернет-технологии, создание интернет-проектов, участие в интернет-проектах).
Участие школы в сетевых проектах и активизация деятельности по развитию сетевого взаимодействия отражается на предметных, метапредметных и личностных результатах. Победителями и призерами мероприятий различного уровня в 2012 году стали более 310 обучающихся (участниками- 835 человек). Победителей и призеров международных конкурсов – 14 человек. 5 из них участники международного исследования проекта «Мир русского слова», «Дети рисуют свой русский мир» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] . Наблюдается увеличение количества детей-победителей и призеров конференций, конкурсов, олимпиад, а также увеличение количества детей, вовлеченных в проектную деятельность.
В 2012 году более половины (56%) педагогов школы представили свой опыт проектной деятельности на семинарах, конференциях, конкурсах, выставках разного уровня. 19 учителей (20%)– победители профессиональных конкурсов. Всероссийский открытый конкурс «Пединновации», всероссийский конкурс «Учись, учитель!», областной конкурс «Педагогический проект», Международный конкурс образовательных проектов (Болгария) и др. 9 учителей стали победителями конкурсного отбора на получение стипендии губернатора Томской области. Деятельность коллектива педагогов школы была представлена на ежегодной Межрегиональной выставке-ярмарке «Образование. Карьера. Занятость». В конкурсе «Сибирские Афины» получен Диплом в номинации «Программы и проекты информатизации системы образования» (формирование ИКТ - компетентности школьников в условиях перехода на ФГОС) и медаль в номинации «Лучшая экспозиция» (комплексное представление проектной деятельности). В перспективе планируется:
установление равного доступа к полноценному образованию разных категорий обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
расширение возможности социализации учащихся, их осознанного самоопределения;
обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовка выпускников школы к освоению программ высшего образования;
усиление практической направленности обучения за счет включения обучающихся в реализацию социально-ориентированных учебных проектов, социальных практик и исследований, целевых программ по профильной подготовке, ориентированных на особенности рынка труда в городе
Расширение Интернет-проектов, развитие дистанционного проектного обучения.
Библиографический список:
Кондаков А. М., Кондакова М. Л., Современная образовательно-информационная среда, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Данилюк А.Я. , Кондаков А.М. , Тишков В.А. . Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., 2009. – (Стандарты второго поколения.).
Новиков Д.А. Сетевые структуры и организационные системы. М.: ИПУ РАН, 2003.



15