Воспитательный потенциал школы в условиях внедрения ФГОС. Мастер-класс по теме: Я — школьник (1 класс)


Цель: содействие школьной адаптации учащихся посредством прорабртки потенциально проблемных для той или иной параллели сфер школьной жизни.
Задачи: дать представление детям о необходимости соблюдения правил в различных взаимоотношениях;
дать представление о правилах поведения в школе;
разработать структуру правил, которые способствовали бы конструктивному взаимодействию между учениками и учителями.
Участники: учащиеся 1-го класса.
Ход занятия
Занятие
Оборудование: оформленный заранее заголовок для выставки рисунков, бумага для рисования, цветные карандаши, скотч, клей или кнопки.
1. Разминка “Давайте познакомимся!” (цель – разминка, вхождение в контакт).
Встаньте, пожалуйста, в круг. Внимание! Сейчас мы передаём мяч по кругу из рук в руки. У кого в руках мяч, тот говорит своё имя и то какой он. Начну я, а вы продолжите.
Ну вот мы и познакомились, узнали какие вы.
2. Дискуссия (цель – постановка проблемы, обсуждаемой на данном занятии).
Детям предлагается отгадать загадку:
Стоит дом: кто в него войдет,
Тот и ум приобретет. (Школа)
Обсуждается вопрос: почему дети перестают ходить в детский сад и начинают ходить в школу? Важно, чтобы высказались все желающие ответить на этот вопрос. В заключение ведущий подводит итоги дискуссии, обобщая конструктивные высказывания детей. Формулируется цель уроков: стать знатоками школьной жизни. Детям, нарушающим правила поведения на уроке, необходимо постоянно напоминать о них мягко, но настойчиво.
3. Коллаж (цель – осознание различий в позициях «дошкольник» и «школьник»).
Ребятам предлагается картинки из которых часть относится к теме: «Я в детском саду», а другая часть к теме: «Я – школьник». На этом листе две темы: «Я в детском саду» и «Я школьник», вам надо распределить картинки по темам. Каждый желающий может прокомментировать свой выбор. Опишите картинку которую вы наклеили.
4. Обобщение (цель – закрепление результатов).
Подводим итоги темы «Кто такой школьник и чем он отличается от малыша в детском саду?» (ответы детей: уроки, школьная форма).
Занятие 2
Школьные правила
Оборудование: цветные карандаши, ручки, бумага в формате А4, компьютер, проектор.
1. Обсуждение сказки и формулирование школьных правил (цель – закрепление представлений о школьных правилах).
Вы любите сказки? (ответ учащихся). Сейчас я вам расскажу необычную историю.
Внимательно слушайте, потому что главному герою нужна будет ваша помощь.
Жили-были дед и бабка. Говорит дед бабке: “Испеки-ка бабка колобок”.
Испекла бабка колобка. Рос, рос колобок, вырос и пошёл в первый класс.
Собрал портфель и бежит радостный по дороге, а на встречу ему заяц-прогульщик.
- Привет, колобок, ты куда бежишь?
- В школу тороплюсь!
- А зачем торопиться? Школа никуда не убежит. На уроки можно и опоздать.
- Правда? А я не знал.
И побежал колобок дальше, на встречу ему волк-хулиган.
- Колобок, колобок, ты куда так торопишься?
- В школу бегу!
- А ты знаешь, как себя надо вести в школе?
- Нет, не знаю.
- Можно прыгать и скакать, играть в мяч.
- Спасибо тебе волк за совет.
Пошёл колобок дальше. Идёт, идёт, а навстречу ему медведь-говорун.
- Здравствуй, колобок, ты куда идешь?
- В школу!
- Правда? Ты знаешь как себя нужно вести в школе?
- Как? Расскажи.
- Чтобы тебя все в классе услышали надо громко кричать с места.
- Спасибо медведь.
Идет колобок дальше, а навстречу ему лиса.
- Привет колобок! Ты куда идешь?
- Иду в школу!
- Как себя в школе надо вести, ты знаешь?
- Да, мне заяц, волк и медведь рассказали, что на уроки можно опаздывать, бегать, прыгать, играть в мяч, кричать с места.
- А еще можно на уроке вскакивать с места и ходить по классу.
- Спасибо тебе лиса за совет!
Пришел колобок в школу, опоздал на первый урок. Вёл себя так, как ему рассказали лесные звери.
Посмотрела на это учительница и говорит: “ Колобок, тебе еще рано в школу, ты себя совершенно не умеешь вести. Вот когда научишься правильно себя вести, тогда и приходи в школу”.
Расстроился колобок, пришел на полянку, сел на пенек и заплакал.
“Как же я домой пойду к бабушке и дедушке? Мне стыдно. Я не знаю как же себя надо вести в школе. Кто бы мне помог, рассказал, какие правила существуют в школе”…
2. Обсуждение: Вы послушали историю, которая произошла с колобком. А сейчас скажите:
Кто главный герой сказки?
Куда пошел колобок?
Кого он встретил на пути?
О чем говорил колобок с лесными жителями?
Правильные ли советы дали колобку лесные звери?
Давайте вспомним, какие советы они ему давали?
Ребята, а мы можем помочь колобку? А чем мы можем ему помочь? (Научить колобка правильно вести себя в школе и классе).
Зачем нужны правила в школе? Для чего они нужны?
Какие правила необходимы в школе?
Ребята, как вы считаете, мы помогли колобку?
Со своей задачей мы справились – помогли колобку. Теперь он и вы знаете, как нужно себя вести в школе и классе, теперь он будет настоящим послушным учеником. Я очень хочу, чтобы вы запомнили правила поведения в школе и всегда их выполняли, поэтому, я хочу подарить каждому из вас закладочки на которых записаны эти правила.
3. Обобщение (цель – закрепление результатов).
Подводим итоги темы, опираясь на сформулированные правила. Обсуждается вопрос о том, что будет, если не соблюдать то или иное правило, подчеркивается необходимость их соблюдения.
Мне очень понравилось с вами работать! Я благодарю вас за занятие.