Формирование системы исследовательской деятельности на основе сетевого взаимодействия школ района как условие формирования культуры управления и профессионального развития педагога


Формирование системы исследовательской деятельности на основе сетевого взаимодействия школ района как условие формирования культуры управления и профессионального развития педагога

Никитенко З.Д., учитель русского языка и литературы
Актуальность данного направления обусловлена приоритетами современной государственной образовательной политики, обозначенными в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. Очевидно, чтобы совершить прорыв к новому качеству образования, необходимо построение различных образовательных моделей, приведение их в соответствие с запросами общества. Одним из решений проблем – создание системы исследовательской деятельности, т.к. инновационное развитие современной школы не мыслится без развития исследовательской культуры всех субъектов, способствующей формированию школы сотрудничества и диалога, школы открытой для общества. В то же время анализ проведённых исследований показывает, что целостный подход к организации исследовательской деятельности в условиях сельской школы ещё не получил достаточно полного отражения. Актуальность обусловливает существующее противоречие:
- между требованиями российского общества к качеству образования современных школьников и недостаточной способностью системы образования сельских школ в полной мере удовлетворять эти требования
В Петровск- Забайкальском районе в исследовательскую деятельность включены все общеобразовательные учреждения, и каждая школа обладает уникальными ресурсами и опытом по формированию исследовательских компетенций обучающихся. Но образовательное пространство любой школы ограничено, хотя для самореализации учащегося, его личностного роста требуется возможность выхода на более высокий уровень. Потенциал школьных научных обществ используется слабо, они существуют обособленно и нуждаются в координации деятельности. Отсутствие отлаженной системы взаимодействия субъектов муниципальной образовательной сети в эффективном использовании совместных материально-технических, информационно-коммуникационных, кадровых, образовательных ресурсов не позволяет в полной мере обеспечивать каждому школьнику качественное образование. Отсюда возникает противоречие
- между необходимостью исследовательской деятельности для социального, познавательного и личностного развития всех участников образовательного процесса и отсутствием системы формирования исследовательских компетенций
В связи с этим выявляется проблема создания единой системы исследовательской деятельности в районе на основе сетевого взаимодействия.

Определена цель: Создать систему исследовательской деятельности на основе сетевого взаимодействия как условие повышение качества образования.
Педагогами школы создана модель системы исследовательской деятельности на основе сетевого взаимодействия, реализация которой способствует достижению цели.
Большое внимание уделяется созданию системы формирования исследовательской компетентности учителя и компетенций учащихся на основе сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие в сфере образования понимается как горизонтальное взаимодействие между образовательными учреждениями по распространению функционала и ресурсов. В такое взаимодействие включены образовательные учреждения Петровск - Забайкальского района, и каждое имеет уникальный опыт и ресурсный потенциал. Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования. Эти связи реализуются в формах реального обмена информацией, ресурсами, опытом деятельности, кадрами, технологиями и т.д.
Именно сетевое взаимодействие позволяет построить систему исследовательской деятельности в Петровск - Забайкальском районе, воплощающей концепцию интеллектуального развития личности с поисково-исследовательской направленностью.
Поэтому основная идея –развитие личностных, субъектных, познавательных возможностей всех участников сетевого взаимодействия.
Для реализации этой идеи наиболее продуктивными в личностно- ориентированной парадигме являются системно - деятельностный, гуманистический подходы. Выделенные подходы послужили теоретико-методологической основой для разработки и обоснования системы.
Инновационная модель реализуется на основании системы принципов: интегративности, демократизации, гуманизации управления, открытости и гласности, сотрудничества и соуправления, объективности и полноты информации.
Реализация модели возможна при использовании следующих технологий: сетевого взаимодействия, информационно- коммуникационной, исследовательской, проектной технологии Определены ресурсы реализации модели.
Созданию исследовательской развивающей среды способствует:
1.Инновационноепространство РИП «Формирование исследовательской культуры всех участников образовательного процесса» Тарбагатайской общеобразовательной школы, деятельность стажировочных площадок МОУ СОШ п. Тарбагатай, МОУ СОШ п. Новопавловка.
2.Введение учебно-исследовательской деятельности с первой ступени обучения (кружки, творческие мастерские («Моя малая родина») и т.д.3.Наличие банка исследовательских работ;
4. Психологическое сопровождение исследовательской деятельности
5 МРЦ дистанционного обучения МОУ СОШ п. Тарбагатай
6 Система дополнительного образования.
Первым этапом в выстраивании механизмов взаимодействия - определение проблемного поля - системы исследовательской деятельности. Анализ выявленных проблем позволил выработать совместные цели, определить основные направления, механизмы реализации модели.
На I этапе - это установление контактов для сетевого взаимодействия всех школ района, диагностика потребностей и проблем педагогов и разработка нормативно –правовой базы исследовательской деятельности(Положение об исследовательской деятельности, Положение о научно- практической конференции «Шаг в науку», Положение о МШНОУ, Положение о смотре – конкурсе программ школьных НОУи т.д.)
Создание научно – методического обеспечения исследовательской деятельности предполагает организационное обучение педагогических кадров: организацию проблемных семинаров, научно –практических конференций, проведение конкурса культурно- педагогических инициатив на статус «Педагог – исследователь» Организационное обучение позволяет системе выйти на уровень обучающейся организации. Главным условием сетевого взаимодействия является активное и систематическое участие каждого. Кроме известных форм взаимодействия (семинаров, конференций, встреч, мастер- классов), значительную роль для активизации сетевого взаимодействия играет целенаправленное использование информационно- коммуникативных технологий (от электронной почты до обсуждения проблем на форуме сайта МШНОУ, организация дистанционного консультирования, создание дистанционного курса « Школа юного исследователя», проведение конкурсов и т.д.) Создание сетевого сообщества педагогов, занимающихся исследовательской деятельностью, будет содействовать сотрудничеству и диалогу. Такие формы взаимодействия помогут каждому участнику практически ежедневно повышать уровень профессиональной компетентности.
Работа по организации психологического сопровождения исследовательской деятельности предполагает создание системы отслеживания эффективности исследовательской деятельности для личностного роста школьника и педагога. Подобранный диагностирующий инструментарий для определения интересов школьников, уровня мотивации к этому виду деятельности, методика отслеживания удовлетворённости педагогов и учащихся исследовательской деятельностью позволит отслеживать личностный рост личности учащихся и педагогов.
Чтобы создать условия для реализации проекта, необходимо структурирование всех разрозненных элементов учебно-исследовательской деятельности, существовавших на данный момент в образовательных учреждениях района, в единую систему, определение их места и роли в этой системе. А это исследовательская деятельность учащихся в рамках урока и во внеурочное время; деятельность школьных НОУ; развитие профессиональной компетентности педагогов
Среди форм организации исследовательской деятельности, стимулирующих творческую активность учащихся и овладение исследовательскими компетенциями, выделены главные:
1. Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана общеобразовательной школы по традиционным предметам.
2. Введение в сетку базисного компонента учебного плана специальных учебных предметов: курс «Основы исследовательской деятельности», в рамках которого дается методология исследовательской деятельности .
3. Курсы в рамках школьного компонента – элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в области различных естественных и гуманитарных наук.
4. Программы школьных НОУ (каждая школа свободна в выборе направления исследовательской деятельности: краеведческое, экологическое и т.д.)
5.Курс дистанционного обучения «Школа юных исследователей», позволивший использовать Интернет- ресурсыдля развития ключевых компетенций
6. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий (Дом- музей декабристов, школьные музеи, виртуальные музеи и т.д.)
7. Реализация межшкольных проектов (тематические интегрированные проекты по определенной проблеме, социальные проекты) на муниципальном уровне.
8. Проведение муниципальной научно-практической конференции «Шаг в науку», Декабристских чтений, заседаний Совета МШНОУ, краевых конкурсов«Шаг в будущее», «Юные исследователи Забайкалья»с применением различных форм презентации исследовательской деятельности
Вовлечение школьников в деятельность новых структур позволит увеличить круг взаимодействия, создать условия для их творческого самовыражения и достичь более продуктивных педагогических результатов, положительно влияющих на качество образования учащихся.Такая модель учитывает педагогические возможности каждой школы как учреждения единой образовательной системы на основе исследовательского подхода.
Формирование исследовательской компетентности школьников напрямую зависит от уровня компетентности педагогов, поэтому возникла необходимость в параллельной разработке программы формирования исследовательской культуры учителя, его готовности к организации педагогических исследований.
Поэтому создание системы исследовательской деятельности в районе предполагает:
Самообразование каждого педагога;
Создание сетевого сообщества педагогов – исследователей;
Включение педагогов в систему организационного обучения (теоретические и практическиесеминары, мастер- классы и круглые столы) по актуальным вопросам исследовательской деятельности.
Повышение ИКТкомпетентности(включение в сетевые проекты, создание блогов, сайтов)
более широкое использование современных педагогических технологий и информационных средств обучения;
организацию согласованной работы учителей, родителей и специалистов для оказания своевременной эффективной помощи членам межшкольного научного общества «Исследователь»;
освоение новых форм внеурочной деятельности, направленных на развитие исследовательских компетенций учащихся;
совершенствование материально-технической и учебно-методической базы образовательных учреждений Петровск- Забайкальского района.
На первом этапе деятельности разработаны организационные механизмы для создания системы исследовательской деятельности на основе сетевого взаимодействия ОУ:
-проведён анализ состояния исследовательской деятельности в районе и определены ключевые проблемы;
- определено состояние исследовательской компетентности педагогов;
- установлены контакты со всеми образовательными учреждениями для организации сетевого взаимодействия и определены ресурсы каждой школы;
- подготовлена нормативно-правовая база, обеспечивающая сетевое взаимодействие для создания системы исследовательской деятельности (разработан пакет документов: локальных актов, регламентирующих инновационную деятельность педагогов на основе сетевого взаимодействия)
- разработан проект системы исследовательской деятельности и модель педагогического управления в условиях муниципального научного общества школьников и педагогов.
На втором этапе апробируется модель системы исследовательской деятельности в районе через деятельность МШНОУ:
разработана программа МШНОУ, разработана система научно-практических конференций школьников, конкурсов на статус «Педагог- исследователь» и др.);
- создано научно-методическое сопровождение (система организационного обучения педагогов - семинары, круглые столы, мастер- классы, распространение методических пособий, рекомендаций, консультирование и др.);- создано информационно – технологическое обеспечение ( сайт МШНОУ «Исследователь», дистанционный курс «Школа юного исследователя»);
- выявляются затруднения в реализации исследовательской деятельности; разработаны методические рекомендации по развитию исследовательских компетенций школьников: «Педагогу- исследователю», «Школьнику- исследователю».
- модернизирована учебно - материальную база, обеспечивающая внедрение новых технологий, способствующая сотрудничеству и диалогу всех участников сетевого взаимодействия;
- разработаны механизмы стимулирования педагогов и обучающихся, активно участвующих в инновационной деятельности.
Модель системной учебно-исследовательской деятельности позволяет планировать и осуществлять более гибкое управление каждым структурным компонентом: управление исследовательской деятельностью учащихся на уроке и во внеурочное время, управление деятельностью школьных НОУ, управление развитием профессиональной компетентности педагогов.
Координационным центром, обеспечивающим управление научно – исследовательской деятельностью, стало муниципальное научное общество учителей и учащихся «Исследователь». Межшкольное научное общество – это сетевая организация школьных научных обществ. Оно не строится на подчинённости, а организуется посредством общего интереса и является добровольным обществом учащихся и учителей образовательных учреждений Петровск - Забайкальского района, регулярно занимающихся учебно - исследовательской, проектной и творческой деятельностью.
Высшим органом межшкольного научного общества «Исследователь» является районная научно- практическая конференция
1.Общее руководство совместной научно – исследовательской деятельностью учащихся и учителей осуществляет Совет межшкольного научного общества учащихся и учителей «Исследователь». Совет осуществляет руководство исследовательской деятельностью учащихся, разработку методического инструментария для установления эффективности проводимых нововведений, результатов исследований; установление и развитие творческих связей и контактов в интересах совершенствования работы. Руководство и координация исследовательской деятельности осуществляется в соответствии с сетевым планом, утверждённым на заседании Совета научного общества. В Совет входят руководители школьных научных обществ(педагоги), которые являются координаторами исследовательской деятельности в образовательных учреждениях, и представители ученических научных советов.
2.Экспертный Совет осуществляет подготовку, проведение научно- практических конференций, олимпиад, даёт экспертную оценку межшкольных проектов. Экспертный Совет включает председателей экспертных комиссий по секциям: секция начальных классов, естественнонаучная, гуманитарная, физико-математическая, историко-краеведческая, информационно- технологическая.
3.Работа педагогических лабораторий. Основными структурными подразделениями межшкольного школьного научного общества «Исследователь» являются секции по предметам на трёх ступенях обучения:I ступень –2-4 классы; II ступень -5-7 классы, III ступень – 8-11 классы
Поэтому работа педагогических лабораторий организована на трёх ступенях обучения: «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников: итоги, проблемы, пути их решения»;
«Проектная и исследовательская деятельность учащихся второй ступени обучения: итоги, проблемы, пути их решения»;
«Проектная и исследовательская деятельность учащихся старшей школы: итоги, проблемы, пути их решения».
«Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности»
В педагогические лаборатории объединяются учителя, которые откликнулись на создание системы исследовательской деятельности в районе. В задачи педагогических лабораторий входит изучение проблемы, отслеживание результативности работы, пропаганда результатов и выработка рекомендаций для педагогов. Главной функцией педагогических лабораторий является апробация технологий, обеспечивающих единую систему исследовательской деятельности. Психологическая служба отслеживает личностный рост школьника в ходе исследовательской деятельности и обеспечивает психологическую поддержку педагогам.
Модель системной исследовательской деятельности позволяет планировать и осуществлять более гибкое управление каждым структурным компонентом: управление исследовательской деятельностью учащихся на уроке и во внеурочное время, управление деятельностью школьных НОУ, управление развитием профессиональной компетентности педагогов
Модель управления системой исследовательской деятельности в районе
3149608191500323151412446000Районная научно-практическая конференция
-53975172085Психологическое сопровождение
00Психологическое сопровождение
5382895151765Информационная служба
00Информационная служба

323088016002000Совет МШНОУ
323151420447000Экспертный Совет
3472815787390026416008064400323214916192500ТворТворческие лаборатории ШНОУ Творческие мастерские
321309916700500Педагогические лаборатории
1089025800090045015158064500Информационный банк идей

Результативность реализации системного развития исследовательской деятельности учащихся оценивается через характеристику мобильности субъектов. Критериями и показателями развития мобильности школьников являются:
1)индивидуальный интеллектуальный рост школьников в образовательном процессе;
2)уровень коммуникативной культуры учащихся;
3)наличие творческих достижений; уровень представления продуктов исследовательской деятельности;
4)наличие мотивации у школьников к саморазвитию и самореализации в исследовательской деятельности;
5)активная жизненная позиция.
Критериями развития мобильности педагогов являются:
1)освоение новых форм, методик, технологий исследовательского обучения и воспитания, внедрение педагогических инноваций;
2)уровень представления продуктов исследовательской деятельности, их практическая значимость для решения проблем обучения и воспитания учащихся;
3)участие педагогов в опытно-экспериментальной работе, в различных профессиональных конкурсах.
Критериями развития мобильности образовательного учреждения являются:
1)готовность к обновлению;
2)результативная инновационная, опытно-экспериментальная деятельность;
3)открытость школы, взаимодействие с профессионально-педагогическим сообществом.
В качестве критериев сформированности исследовательских компетенций используются критерии и показатели автора Макотровой Г.В.
1)Мотивация исследования (интенсивность потребности к познавательной деятельности; осознание ценности исследования; увлечённость процессом исследования).
2)Научный стиль мышления(осмысление структурных элементов собственных исследовательских действий; следование нормам и требованиям научного стиля мышления; обобщение предметного и операционного результатов исследования)
3)Технологическая готовность к исследованию (освоение понятийного аппарата исследуемого вопроса; владение умением использовать методы научного познания; соблюдение правил научной организации труда).
4)Творческая активность личности учащегося (уровень лабильности, способности к самостоятельному обучению; степень знакомства с историей науки и её современными проблемами; умение поддерживать научное общение)
Деятельность по созданию системы исследовательской деятельности на основе сетевого взаимодействия школ района сопряжена с рисками, которые можно свети к минимуму.
Риски Минимизация рисков
1.Стереотип мышления, выжидающая позиция Создание творческого настроя, проведение разъяснительной работы, материальное стимулирование
2.Риск медленного овладения методологией научного исследования Система организованного обучения. Самообразование и взаимообучение.
3.Попытка управлять деятельностью административными методами Создание новых форм взаимодействия
4.Слабая координация действий разных структур, участников управления на разных уровнях Вовлечение в совместную деятельность, использование возможностей Интернет- ресурсов, сайтов образовательных учреждений
5.Недостаточная оснащённость материально- технической базы школ Совместное использование имеющихся ресурсов партнёров
6.Пассивность и недопонимание родителей Создание группы родителей, поддерживающих деятельность МШНОУ
7. Удалённость от научных центров Организация взаимодействия с ВУЗами, институтами повышения квалификации
Итак, созданная система исследовательской деятельности на основе сетевого взаимодействия школ района поможет использовать профессиональные возможности и интеллектуальный потенциал педагогов из разных организаций для взаимного обучения, сотрудничества, обмена опытом., потому что «Каждый педагог есть уникальный ресурс, повышающий свою профессиональную компетентность за счёт общих ресурсов», даст возможность участвовать в системе новых партнёрских отношений, искать новые позиции творчества, демонстрировать свои находки, позволит формировать исследовательскую компетенцию всех участников сетевого взаимодействия, способствующую их эффективной социализации.
Литература:
1.Адаховский Б.А. Научное общество учащихся – содействие развитию пытливого взгляда на мир/Исследовательская работа школьников.- 2005. - №4
2.Карпов О.А. Исследовательское образование как новая педагогическая парадигма // Одаренный ребенок.-2010.- № 5. -С. 6-32.
3.Леонтонович А.В. Организационно – содержательные проблемы развития исследовательской деятельности учащихся: Сб. ст. – М., 2006
4.Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2009.- №4.
5.Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2010- №1.