Статья Организация предпрофильной и профильной подготовки обучающихся


Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе
Современная ситуация в стране и в мире предъявляет новые требования к организации процесса обучения на старшей ступени образования. Актуальным становится раннее выявление образовательной области, успешной для обучающегося, что должно создать положительную мотивацию к образованию. Задача усложняется тем, что существует высокая вариативность образовательных запросов старшеклассников. Поэтому основная задача обновления старшей школы состоит в том, что обучение должно быть индивидуализированным, функционально эффективным.
Главное – грамотно определить на ранней стадии склонности обучающегося с целью оказать ему педагогическое содействие в выборе своей будущей образовательной траектории.
В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования отмечается, что реализация идеи профилизации на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки обучающихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования.
МБОУ « Фатежская СОШ №1» осуществляет предпрофильную подготовку в 8 - 9 классах. Организация предпрофильной подготовки в школе осуществляется в соответствии с нормативными и информационными документами федерального, окружного, городского и школьного уровней и включает в себя систему элективных курсов, а также проведение профориентационной и информационной работы.Цель, задачи и этапы предпрофильной подготовки
Цель: проведение системной подготовительной предпрофильной и предпрофессиональной работы в основной школе для обеспечения предварительного самоопределения обучающихся в отношении профилирующих направлений будущего обучения.
Задачи:
оказать обучающимся помощь в осмыслении и оценке их образовательных интересов и возможностей;
обеспечить обучающихся информацией о возможных путях продолжения образования;обеспечить информационное, научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение работы по предпрофильной подготовке и предпрофессиональному самоопределению обучающихся;
развитие познавательных интересов, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
формирование способности принимать адекватное решение о выборе направления дальнейшего образования, профиля обучения на 3-й ступени;
ориентирование не только на усвоение знаний, но и на развитие мышления, выработку практических навыков и повышение роли самообразовательной работы обучающихся.
Этапы предпрофильной подготовки:
пропедевтический (8-й класс);
основной (9-й класс);
заключительный (9-й класс).
Пропедевтический этап
Задачи пропедевтического этапа:
выявление интересов и склонностей, способностей школьников;
оказание психолого-педагогической помощи в приобретении опыта, связанного с профессиональным становлением;
развитие познавательных интересов, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
подготовка родителей к совместной работе по предпрофильной подготовке обучающихся.
Формы организации обучения: элективный курс «Основы выбора профессии и профессионального самоопределения»; диагностика интересов, склонностей, образовательных запросов обучающихся; консультации педагогов и психологов; экскурсии; кружки.
Основной этап
Задачи основного этапа:
обучить способам принятия решений о выборе направлений будущего обучения и профессиональной деятельности;
оказать помощь в формировании индивидуального образовательного маршрута обучающихся;
обеспечить информационное и психолого-педагогическое сопровождение работы по предпрофильной подготовке и предпрофессиональному самоопределению обучающихся.
Содержание основного этапа:
повторная диагностика интересов, склонностей, образовательных запросов школьников;
комплектование мобильных групп для изучения курсов по выбору;
формирование индивидуальных учебных планов обучающихся в соответствии с их интересами, склонностями, образовательными запросами;
составление оптимального расписания курсов по выбору;
проведение информационной работы, индивидуального консультирования обучающихся и их родителей по вопросам профессионального выбора;
проведение предметных и ориентационных курсов по выбору.
Формы организации обучения: элективные курсы (предметные, ориентационные); консультации педагогов и психологов; ознакомление с особенностями различных профилей обучения и профессий; построение индивидуальных учебных планов; экскурсии; кружки.
Заключительный этап
Задачи заключительного этапа:
собрать и обработать всю информацию, которая может обеспечить оптимальный выбор обучающимися профиля дальнейшего обучения;
предоставить обучающимся полную информацию о перспективе выбранного ими профиля обучения;
сформировать учебный план профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся.
Содержание заключительного этапа:
анализ эффективности проведенной предпрофильной подготовки;
ознакомление девятиклассников с программами профильного обучения и особенностями организации учебного процесса .ознакомление с перспективами профессионального обучения и трудоустройства;
сбор и аналитическая обработка информации по выбору обучающимися того или иного профиля, а также элективных курсов;
формирование профилей на основе индивидуальных учебных планов обучающихся;
комплектование профильных групп.
Формы и методы работы:
анкетирование обучающихся и их родителей;
анализ образовательного рейтинга обучающихся;
С целью выявления положительных и отрицательных моментов в организации элективных курсов, определения применяемых методов обучения, организации деятельности обучающихся, создания познавательной атмосферы для дальнейшего профессионального самоопределения, учебного взаимодействия учителя и ученика в течение учебного года проводилось анкетирование учителей, ведущих элективные курсы. Данные проведенной диагностики помогли подтвердить в целом правильность выбранных перспективных направлений для организационно-содержательных преобразований в предпрофильной подготовке: направленность и содержание элективных курсов, состав педагогов, модель, организационную и информационную подготовительную работу, проводимую администрацией школы, что позволяет учителям достигать поставленных целей.
Результаты анкетирования педагогов показали, что учителя используют различные педагогические технологии, методы стимулирования и мотивации обучающихся, разнообразные формы проведения занятий элективных курсов:
подготовка и защита проектов, рефератов;
проведение практических занятий, исследований, экспериментов;
игровое моделирование;
деловые и ролевые игры;
подготовка презентаций,
Практика работы показала, что сложность в организации работы обучающихся на занятиях элективных курсов связана с разным уровнем подготовки обучающихся, поэтому при планировании работы на текущий учебный год были учтены пожелания и предложения по организации элективных курсов, высказанные учителями, ведущими элективные курсы не первый год:
для того чтобы обучающиеся более осознанно подходили к выбору профиля были даны консультации педагогами, классными руководителями, педагогом- психологом;
созданы группы мотивированных обучающихся на профиль.
В рамках предпрофильной подготовки осуществляется постоянное психологическое сопровождение обучающихся 8х - 9х классов с целью формирования способности делать выбор профиля обучения в старшей школе. В этом направлении проводятся следующие мероприятия:
1) анкетирование обучающихся с целью изучения образовательного запроса учеников с учетом мнения их родителей; изучения целей, мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей обучающихся;
2) психологическая диагностика, целью которой было:
изучить и проанализировать личностно-психологические особенности, склонности и интересы детей;
индивидуальные и групповые консультации с педагогом-психологом, целью которых было соотнести желания обучающихся со способностями, интересами и возможностями;
3) индивидуальные консультации по методике выбора профиля обучения;
4) элективный курс «Основы выбора профессии и профессионального самоопределения».
Чрезвычайно актуально, чтобы обучающиеся старших классов совместно с родителями имели необходимую информацию о перспективах, потребностях рынка труда, системе профтехобразования округа. С этой целью школа работает в тесном контакте с Центром занятости населения, организует экскурсии на предприятия города, встречи с представителями учебных заведений округа.
Также для организации информационной работы в условиях предпрофильной подготовки школа проводила следующие мероприятия:
классные и общешкольные родительские собрания с целью ознакомления с задачами предпрофильного и профильного обучения, ожидаемыми результатами работы;
индивидуальные консультации, беседы;
анкетирование обучающихся 8-9х классов и их родителей;
Таким образом, в 8–9-м классах в ходе предпрофильной подготовки ученики получают информацию о возможных путях продолжения образования, возможность оценить свои силы и принять решение по выбору профиля.
Анализ опроса родителей обучающихся 8 - 9х классов показал, что 90 % родителей хотят обучать своих детей в школе, реализующей индивидуализацию обучения, благодаря которой более полно учитываются интересы, склонности и способности обучающихся, а также расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории. Поэтому традиционная непрофильная школа, согласно проведенным опросам и анкетированию, устраивает в настоящий момент не более 10 % родителей обучающихся школы.
Профильное обучение
Федеральные нормативные правовые документы, регламентирующие государственную политику в сфере общего образования, главной его задачей определяют обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Среди мер, обеспечивающих государственные гарантии качественного образования, выделяется отработка системы профильного обучения в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильное обучение, как одно из условий повышения качества общего образования за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса, позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного образовательного процесса.
На основе индивидуальных образовательных запросов обучающихся 10 - 11 классов и их родителей был составлен учебный план старшей ступени образования, включающий базовый компонент, обязательный для всех обучающихся; профильные предметы и элективные курсы по выбору учеников. Обучающиеся должны были выбрать не менее двух предметов, изучаемых на профильном уровне в выбранном ими профиле.
В 2014 – 2015, в 2015-2016 учебном году для изучения на профильном уровне обучающиеся выбрали предметы: 10 класс - химия, биология, обществознание, история, физика;
11 классы - химия, биология, обществознание, право, физика.
Таким образом, на основе письменных заявлений обучающихся были сформированы группы по следующим профилям:
10 класс – химико-биологический; социально-гуманитарный; физико-математический.
11 класс - химико-биологический; социально-гуманитарный и физико-математический.
С целью создания условий для дифференциации и индивидуализации содержания обучения старшеклассников, помимо профильных предметов им были предложены элективные курсы. По своему назначению они поделены на три типа.
1) Обеспечивают более высокий уровень изучения базовых учебных предметов, помогают подготовиться к сдаче ЕГЭ;
2) обеспечивают повышенный уровень изучения одного из профильных предметов;
3) способствуют удовлетворению познавательных интересов, решению жизненно важных проблем, приобретению школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.
Темы элективных курсов:
Трудные случаи синтаксиса»;
«Уравнения и неравенства с параметрами»;
«Тригонометрия в системе»;
«Физика в задачах»;
«Теория права»;
«Трудные и дискуссионные вопросы истории»;
«Основы экономических знаний»;
«Трудные вопросы в курсе биологии»;
«Химия в задачах и ответах»;
«Бизнес и торговля»
Реализация целей профильного обучения возможна при условии создания профильных групп, материально-технической базы и подготовки учителей, способных работать в системе профильного обучения.
Для отслеживания результатов профильного обучения, выявления проблем, планирования дальнейшей работы проводится анкетирование обучающихся, родителей, педагогов, осуществляется промежуточный и итоговый контроль, показывающий, насколько эффективна система профильного обучения.
Результативность работы профильных групп
Количество обучающихся 10 классов, выбравших профиль
Таблица1
Как показывает диаграмма: в 2014-2015 учебном году обучающиеся 10 классов выбирали социально-гуманитарный профиль (8), физико-математический(5), в 2015-2016 учебном году обучающиеся 10 класса выбирали социально-гуманитарный профиль (8), химико-биологический (3).
Количество обучающихся 11 классов, выбравших профиль
Таблица 2

Как показывает диаграмма: в 2014-2015 учебном году обучающиеся 11 класса выбирали социально=гуманитарный профиль (5), химико-биологический (4), в 2015-2016 учебном году обучающиеся 11 класса выбирали социально=гуманитарный профиль (8), физико-математический (5).
Как показывает диаграмма: в 2014-2015 учебном году обучающиеся 10 классов выбирали социально=гуманитарный профиль (8), физико-математический(5), в 2015-2016 учебном году обучающиеся 10 класса выбирали социально=гуманитарный профиль (8), химико-биологический(3).
Таблица 3
Сводная таблица выбора профиля
Профиль 10класс
2014-15 уч.год2015-16 уч.год11класс
2014-15 уч.год2015-16уч.год
Социально-гуманитарный 8 8 5 8
Физико-математический 5 0 0 5
Химико-биологический 0 3 4 0
Всего 13 11 9 13
По данным таблицы: чаще других обучающиеся выбирают социально-гуманитарный профиль.
Результаты успеваемости обучающихся 10 класса социально-гуманитарного профиля по экономике и праву
Таблица 4

Результаты успеваемости обучающихся 11 класса социально-гуманитарного профиля по экономике и праву
Таблица 5

Как показывает диаграмма, обучающиеся, занимающиеся по социально-гуманитарному профилю улучшили свои показатели по учебным предметам-экономике и праву: 2 «отлично»,4 «хорошо», 2 «удовлетворительно» в 2014-15 учебном году и 5 «отлично»,3 «хорошо» в 2015-16 учебном году.
Все выпускники 11-х класса 2014-15 учебного года продолжают обучение по выбранному профилю.
Сводная таблица
Таблица 7
№ п.пПрофили Кол-во выпускников профильных групп Кол-во выпускников профильных классов, поступивших по профилю
в ВУЗы в учреждения СПО
2 Социально-гуманитарный 5 5 0
3 Химико-биологический 4 3 1
  итого 9 8 1
Как видно из таблицы 9 выпускников школы, что составляет 100%, продолжили обучение по профилю, выбранному в школе. Это результат совместной работы школы, обучающихся, родителей.