Конспект урока по теме В.Г.Короленко В дурном обществе


Урок литературы в 6 классе
Тема: В.Г. Короленко. Образ главного героя в произведении «Дети подземелья».
Тип урока: открытие нового знания
Цели по содержанию:
обучающие:
-познакомиться со сведениями о жизни и творчестве В.Г.Короленко-развивать навыки анализа художественного текста;
-развивать навыки характеристики героев.
развивающие:
-научиться работать с текстами различных видов;
-научиться структурировать знания;
-развить умение планировать учебное сотрудничество.
воспитывающие:
-сформировать культуру поведения при индивидуальной работе, групповой работе.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
-знание основных сведений о жизни и творчестве В.Г. Короленко, содержания и героев повести «В дурном обществе»;
-владение элементами анализа текста.
Метапредметные:
регулятивные
-целеполагание, планирование работы;
-организация взаимопроверки, самоконтроля, самооценки.
коммуникативные
-организация сотрудничества между обучающимися и учителем, между обучающимися;
-выявление сути проблемы, поиск способов ее решения;
-формирование устной речи.
познавательные
-формулирование познавательной цели;
-формирование умений по сравнению видов предложений в зависимости от целей высказывания (логические УУД).
Личностные:
-смыслообразование (смысл учения; важность темы для дальнейшего изучения предмета)
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Используемые методы и приемы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация). диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ.
Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, аудиозаписи, наглядный материал (иллюстрации, детские рисунки); плакат с изображением мальчика, держащего в руках планету.Ход урока
этап содержание деятельность учеников
1 Орг момент П: Здр, садитесь. Сегодня на уроке мы рассмотрим основные мотивы творчества В.Г. Короленко, начнём своё знакомство с повестью «В дурном обществе». Всю полученную информацию вы будете заносить в рабочие листы, которые пригодятся нам в дальнейшем при написании сочинения по этому произведению. 2. Цели и задачи. Пояснения как работать с рабочим листом и оценивать себя. 3. Презентация П: У Саши Соколова было индивидуальное задание: подготовить презентацию о жизни писателя, с творчеством которого мы сталкиваемся впервые. Пока Саша нам рассказывает, вы обращаетесь в рабочих листах к заданию № 1 и заполняете таблицу.
проверим, какую же информацию вы записали у себя в таблице. Оцените свою работу на этом этапе урока. Слово о писателе.
Работа с литературным понятием
Первичное восприятие П: В.Г. Короленко никогда не говорил о себе как о детском писателе. Он считал, что писать для детей способен не каждый мастер пера.
Однако Владимир Галактионович создал немалое количество произведений для юной публики. Все они поднимали важнейшие вопросы жизни ребенка, рассказывали о детских радостях и горестях, заставляли задумываться о своем месте в этом мире.
«В дурном обществе» - наиболее известное произведение писателя.
П: Многие эпизоды этого произведения взяты автором из жизни, как называется такой прием в литературе?
П: Какие именно моменты этой повести являются биографичными? (город, образ отца)
П: Каков жанр этого произведения? Запишите в рабочий лист.
П: Вспомним основные черты повести? (слайд, раб лист). что мы запишем в свободные графы?
П:Какова особенность этой повести?
П: Какое настроение оставило у вас прочитанное произведение? Связь с искусством П: Посмотрите на картины, представленные на слайдах.
Запишите фамилии художников и названия картин.
Какие чувства рождают в вас эти картины?
Что общего между ними и повестью «В дурном обществе»?
П: Кто является главным героем повести?
У: Мальчик Вася, 7 – 8 лет.
П:Каким он предстает перед нами в начале повести?
У:
П: Какие чувства испытывает главный герой?
У: Горе от потери матери, одиночество, тоску.
П: Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока?
У: Образ главного героя. Исследовательская работа в группах. П: С помощью каких деталей, автору удается усилить эмоции главного героя?
У: Пейзаж.
П: Правильно. Сейчас вы разделитесь на группы по три человека и выполните задание под № 4. Принять участие в работе должен каждый представитель группы.
У:……
П: Для чего автор использует данный прием в тексте?
У: С помощью пейзажа автор стремится подчеркнуть серость и унылость жизни, которую ведут обитатели городка………….. П: Почему отец и сын не понимают друг друга?
У: Отец поглощен своим горем, он не видит ничьих страданий, кроме своих собственных.
П: А можем ли мы тоже самое сказать о чувствах Васи?
У: Нет.
П: Как относится Вася к людям, окружающим его?
У: любит сестру, боится отца,…..
П: Выполните задание № 6 на раб листе.
П: Давайте сделаем вывод: собственное горе не сделало Васю бесчувственным, он способен сострадать, сопереживать горю других людей, быть милосердным к ним.
П: Как вы понимаете значение этих слов? (слайд + раб лист). Запишем их в рабочий лист. Итоги урока П: что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
П: к чему стремился писатель?
П: что мы узнали о главном герое произведения? Рефлексия Домашнее задание П: Ваше домашнее задание: пересказ глав ……
выделить вы тексте как гл герой относится к Валеку, Марусе ……