Конспект урока по теме Доброта и сострадание в повести В.Г. Короленко В дурном обществе

Урок литературы в 5 классе
«Доброта и сострадание в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»
Цель: обучение сравнительному анализу художественного текста, умению работать в группе, развитие коммуникативных качеств, творческого подхода к решению проблемы.
Методы: технологии РКМЧП : «толстые» и «тонкие» вопросы, «синквейн», составление таблицы.
Форма работы групповая.
Тип урока: изучение новой темы.

Ход урока
Оргмомент: Ребята. Вы прочитали повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе». Понравился сюжет? Что такое сюжет?
Стадия вызова: вспомним события этой повести с помощью таблицы «Толстые» и «тонкие» вопросы. На доске : Тонкие вопросы: Кто.. Что, Когда.., Как звали, Мог ли? Толстые: Почему, В чем различие Что будет, если.., Что, если..? (учащиеся в группах составляют по 1 «тонкому» и 1 «толстому» вопросу от группы). Слушаем вопросы и отвечаем. Командиры групп фиксируют ответы участников.
Стадия осмысления: Тема урока «Доброта и сострадание в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». Почему писатель обращается к проблеме доброты и сострадания?

Учащиеся вспоминают время, в которое жил Короленко: в 19 веке общество все еще социально неравно, это эпохи унижения и бесправия «маленького человека». Писатель пытается привлечь внимание общественности к этим людям, чтобы в них увидели человека.
Чтобы вызвать чувства доброты и сострадания в читателях, автор использует портретные характеристики. В словаре терминов находим Портрет – это изображение внешности человека. Только ли через внешность можно показать героя? Составляем схему : герой – внешность – обстоятельства жизни - поступки – внутренняя речь – отношения с другими персонажами – отношения других персонажей – отношение автора.
Мы проанализируем портреты путем сравнительного анализа. Чьи образы будем сравнивать: Маруся и Соня 1 и 2 группы, Вася и Валек – 3 и 4 группы, Тыбурций и судья. – 5 и 6 группы, сравнение по принципу - общее и различие.
Потом сравниваем наши записи и дополняем в ходе обсуждения.

Обобщающая беседа: - почему портрет может быть средством характеристики героев? Чьими глазами может даваться портрет? Почему? Все ли персонажи проявляют в той или иной мере доброту и сострадание? Кто – нет?
Рефлексия: удалось ли автору разрешить проблему доброты и сострадания в повести? Синквейн : дети – 2 прилаг – 3 глагола – 4 слова составляют фразу – синоним.
Домашнее задание: пересказ на стр 32 абзаца «Я остановился у входа»; стр 49 письменный ответ на 7 вопрос; (по желанию) исследовать эпоху конца 19 и начала 20 веков.

·



Самоанализ урока
Класс – 5 А
Тема «Доброта и сострадание в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»
Тип урока: комбинированный
Структура: - проверка домашнего задания
- знакомство с новым понятием
- самостоятельная работа (практическое применение знаний и умений, полученных ранее)
- закрепление

Данный урок является последним уроком в изучении повести, предваряет урок развития речи по повести.
Форма работы групповая. Учитывался дифференцированный подход при формировании групп, подбирались разноуровневые задания в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся.

Планировала сформировать следующие УДД:
Личностные – формирование нравственной позиции, осознание важности конкретного урока в учебном процессе.
Познавательные – формирование умения находить и формулировать проблему, определять пути ее решения, находить причинно-следственные связи, доказывать свои суждения, работать с информацией.
Регулятивные – формирование умений планирования работы,
Коммуникативные – формирование умения работать в группе: договариваться, выслушивать и адекватно воспринимать чужое мнение, вовлекать всех участников группы в работу.

Выбор форм, методов и содержания планировался в соответствии с целью урока : использовались структура и технологии критического мышления.

Главным этапом является самостоятельная работа учащихся – сравнительный анализ героев повести. Эта работа уже проводилась на уроках литературы коллективно, сегодня круг участников сузился, а учитель только направлял и корректировал работу учеников. В результате составление сопоставительной таблицы позволило учащимся увидеть реализацию авторского замысла в произведении. Именно этот этап позволил реализовать поставленные задачи.

Контроль усвоения осуществлен на последнем этапе с использованием технологии Синквейн.
Считаю, что поставленные цели достигнуты. Но самостоятельная работа учащихся в группе только формируется, они еще недостаточно владеют принципом групповой работы, иногда занимают позицию зрителя.




































15