Конспект урока по литературе на тему В.Г. Короленко. В дурном обществе. Вася и его отец


В. Г. Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец.
Организац. момент.
2.Целеполагание. Слово учителя.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с повестью В.Г.Короленко «В дурном обществе». Урок буден построен по следующему плану: (слайд 1)
1.Знакомство с жизнью и личностью В.Г. Короленко.
2.Знакомство с повестью «В дурном обществе»:
а) образ серого, сонного города(1гл.);
б) отношения Васи с отцом (2гл.).
Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.
Как вы думаете, каковы цели нашего урока?
(Узнать о жизни и творчестве писателя Короленко, познакомиться с главными героями повести на материале 1,2 главы – Васей и его отцом.)
3.Слово о писателе
В нашей жизни мы встречаем людей, которые поступают «как все», «как принято». Есть другие люди – их мало, и встречи с ними драгоценны, встречи с людьми, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступать от своих нравственных принципов. На примере жизни таких людей мы учимся, как надо жить. Таким удивительным человеком был В.Г. Короленко.
Обратите внимание на портрет писателя. (слайд 1)
Перед нами взрослый, умудрённый жизненным опытом мужчина. Глядя на портрет писателя мы обращаем внимание на его взгляд.(проницательный)
Каким человеком вы представляете автора повести?
( Принципиальным, доброжелательным.)
Рассказ о писателе (слайды 2-7).
Какими принципами обладал Короленко? ( Он был честным, справедливым человеком.)
4. Работа с текстом произведения
«В дурном обществе»- повесть о детской дружбе, о жизни бедняков в царской России.
« Дети подземелья» - сокращенный вариант произведения
Словарная работа (слайд 8)
Часовня- маленькое здание для богослужений.
Убежище – место, где можно укрыться.
Кров – жилище, уют.
Раздоры – разногласия, ссоры, вражда.
Угрюмый человек – мрачный, неприветливый человек.
Чтение 1, 2 главы.
- От чьего имени ведётся повествование?
- Кто такой Вася?
- Как описывает автор городок, в котором происходит действие?
Текст стр. 12 В городе царила разруха, он был запущен.
- Какие средства художественной изобразительности использует Короленко в этом описании? Найдите эпитеты в этом описании. Образ какого городка создает автор?
Сонные, заплесневевшие пруды; серые заборы; подслеповатые, ушедшие в землю хатки.(слайд 9)
Олицетворение и сравнение. Мост кряхтел и шатался, точно дряхлый старик.(слайд 10)
Всё это создаёт образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий.
Какие архит. сооружения ещё больше подчёркивают, что в городе царила разруха, запустение?
Разруха, запустение ещё больше подчёркиваются видом старого, заброшенного замка и часовни, у которой провалилась крыша, осыпались стены, и вместо гулкого медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни.
Кто жил в замке?
Бедняки
Почему им пришлось покинуть своё убежище?
Старый Януш, который когда-то был мелким графским служащим, выхлопотал себе нечто звания управляющего и приступил к преобразованиям. Он вместе с целой армией красноносых старцев и безобразных старух гнал из замка бедняков.
Хочу отметить изгнание совершалось с ведома и под покровительством полиции. « А в стороне стоял молчаливый будочник (полицейский) тоже с увесистой дубиной в руках.»Где нашли приют несчаст. изгнанники? Кто из них заслуживает особого внимания?
На горе, около часовни, они составили дружное сообщество и занимались мелким воровством в городе и окрестностях. Организатором и руководителем этого сообщества был Тыбурций Драб.
Разговор об этом герое у нас пойдёт на след уроке.
Т.О развернувшаяся п/д нашими глазами картина города и жизни его обитателей помогает нам эмоционально воспринять хар-р взаимоотношений, которые сложились м/д действ. лицами повести.
Прежде всего остановимся на взаимоотношениях, которые сложились м/д Васей и его отцом после смерти матери.
Обратимся к тексту ( 1 абз. 1главы)
Что в жизни мальчика было самым тяжёлым?
Как складывались отношения В. с отцом?
Непонимание, отчуждённость. Мать В. умерла, когда ему было 6 лет. С этого времени мальчик чувствовал себя чужим, никому ненужным и заброшенным.
Какие представления друг о друге сложились у судьи и его сына?
«Лицо отца стало угрюмее»; «Вася не возвращался домой, а прокрадывался»;
«м/д ними стояла какая-то стена», «считал бродягой и негодным мальчишкой» и др.
Учитель: Все считали В.бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли. Он воспринимал сына как чёрствого и бездушного ребёнка, который легко пережил смерть матери и отдавал всё своё время беззаботным играм с такими же сорванцами, каким был сам.
Можем ли мы согласиться с таким мнением о Васи? Если нет, докажите свою точку зрения.
Вася жалеет тех, кого обижают, он очень любит свою мать, вспоминает её нежные руки, грустные глаза.
Любит ли В. своего отца?
Да, ему хотелось, чтобы отец обратил на него внимание, приласкал.
Учитель: Ребята, я хочу обратить ваше внимание на то, как тяжело было отцу Васи переносить смерть любимого человека, каким одиноким он себя чувствовал. Подавленный внутренними переживаниями, отец не мог понять, как можно смеяться, затевать шумные игры. Это вызывало в нём раздражение и неприязнь к сыну, он не мог подозревать о сложных чувствах мальчика.
5. Итог
6. Д/з читать главы 3-6, дать характеристику Васе в форме синквейна.
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
1 строчка – одно слово (название стихотворения, тема, обычно существительное).
2 строчка – два слова (описание темы, прилагательные или причастия).
3 строчка – три слова (действие темы, глаголы).
4 строчка – четыре слова – предложение (фраза, которая показывает отношение автора к теме, заявленной в первой строчке).
5 строчка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот).
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
1 строчка – одно слово (название стихотворения, тема, обычно существительное).
2 строчка – два слова (описание темы, прилагательные или причастия).
3 строчка – три слова (действие темы, глаголы).
4 строчка – четыре слова – предложение (фраза, которая показывает отношение автора к теме, заявленной в первой строчке).
5 строчка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот).
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
1 строчка – одно слово (название стихотворения, тема, обычно существительное).
2 строчка – два слова (описание темы, прилагательные или причастия).
3 строчка – три слова (действие темы, глаголы).
4 строчка – четыре слова – предложение (фраза, которая показывает отношение автора к теме, заявленной в первой строчке).
5 строчка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот).
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
1 строчка – одно слово (название стихотворения, тема, обычно существительное).
2 строчка – два слова (описание темы, прилагательные или причастия).
3 строчка – три слова (действие темы, глаголы).
4 строчка – четыре слова – предложение (фраза, которая показывает отношение автора к теме, заявленной в первой строчке).
5 строчка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот).
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
1 строчка – одно слово (название стихотворения, тема, обычно существительное).
2 строчка – два слова (описание темы, прилагательные или причастия).
3 строчка – три слова (действие темы, глаголы).
4 строчка – четыре слова – предложение (фраза, которая показывает отношение автора к теме, заявленной в первой строчке).
5 строчка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот).