Разработка урока по географии на тему: «Климат и внутренние воды Африки» (7 класс)


Государственное бюджетное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Стахановская средняя общеобразовательная школа I-III ступеней №2»
Методическая разработка урока по географии
по теме: «Климат и внутренние воды Африки»
7 класс

Подготовила
учитель географии
Иващенко Вера Михайловна
Тема урока: Климат и внутренние воды Африки
Цель урока:
получить общее представление о климате и внутренних водах Африки
Задачи урока:
- углубить представление о климатообразующих факторах на примере Африки;
- формировать систему знаний об особенностях внутренних вод материка и закономерностях их размещения;
- совершенствовать практические умения работать с тематическими картами атласа, диаграммами, иллюстративным материалом;
- воспитывать позитивное отношение к информации, желание анализировать информацию, иметь собственное мнение, уважать ответы одноклассников, развивать коммуникативные навыки.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: климатическая и физическая карта Африки, учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений (автор А.И. Алексеев, В.В. Николина, - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016г. – (Полярная звезда), раздаточный материал.
Ход урока:
Организационный момент1 мин.
- приветствие
- проверка готовности учащихся к уроку
- психологический настрой на урок
II. Актуализация опорных знаний7 мин.
«Географическая разминка» , повторение географической номенклатуры.
Учащиеся работаю в парах, используя прием «Взаимопроверка». Они по очереди задают друг другу вопрос по карте Африки. Например: Первый. Покажи, пожалуйста, горы Атлас.
Второй. Покажи, пожалуйста, мыс Игольный и т.д.
«Географический кросс» - закончите предложение, письменно
А) В основе материка Африка лежит древняя …… (платформа)
Б) Среди форм рельефа на материке Африка преобладают ……
(равнины)
В) На севере материка размещены молодые горы ….. (Атлас)
Г) Вдоль южного берега Африки протянулись горы... (Драконовы)
Д) Значительную роль в формировании рельефа Африки играют внешние процессы ……. (ветер, речная эрозия).
III. Мотивация2 мин.
Сообщение темы, цели урока.
Учитель: Африка – самый жаркий материк на Земле. В Африке нет привычных для нас холодных зим, на большей ее части зима и лето различаются, главным образом, условиями увлажнения. Лишь в горах температура опускается ниже 0°С. Большинство жителей Африки никогда не видели снег.
Какие факторы обусловили такой жаркий климат в Африке и как климат влияет на рисунок речной сети и режим рек выясним сегодня на уроке.
IV. Изучение нового материала25 мин.
Постановка проблемного вопроса.
Почему территория материка получает большое количество тепла?
Объяснение учителя.
Африка – материк, большая часть которого лежит в жарком тепловом поясе (см. рис 26 на с. 40) и в тропическом поясе освещенности.
Солнце на протяжении всего года стоит тут высоко над горизонтом. В тропических широтах количество солнечной радиации даже больше, чем в экваториальных, через безоблачное небо, отсутствие осадков и растительного покрова. Только в субтропических климатических поясах на крайнем севере и крайнем юге материка температура воздуха постепенно уменьшается.
Задание. По климатической карте Африки установите:
А) Среднюю температуру июля и января вблизи экватора, Северного и Южного тропиков, на побережье Средиземного моря и на крайнем юге материка.
Б) В каких районах Африки наблюдаются максимальные и минимальные температуры воздуха.
Обсуждение, анализ, вывод.
Круглый год на северном побережье Гвинейского залива и во впадине Конго (в экваториальном поясе) +25… +27°С. Больше всего тепла получает Сахара, особенно африканское побережье Красного моря и соседняя Нубийская пустыня. В Ливийской пустыне (в районе Триполи) отмечен абсолютный максимум температур +58°С.
Анализ картосхемы «Ветры преобладающих направлений» на с.97.
Задание: Какое влияние на климат Африки имеет циркуляция атмосферы. В ходе работы учащиеся делают следующие выводы:
- часть Африки, лежащая к северу от экватора, почти прилегает к огромному массиву Евразии. Поэтому северо – восточные пассаты несут оттуда сухой тропический воздух;
- в Южную Африку юго – восточные пассаты приносят влажный воздух с Индийского океана, с востока на запад количество осадков убывает.
Анализ карты «Среднегодовое количество осадков» на с. 44. Задание: проанализировать распределение осадков на территории материка.
Вывод: Осадки на материке распределены неравномерно. Самое влажное место у подножия горы Камерун – 9655мм осадков в год
Объяснение учителя. Климатические пояса Африки.
Задание. Используя картосхему рис. 33 на с.52 «Климатические пояса и области Земли», определите в пределах каких климатических поясов расположена территория материка Африка (письменно)
Заполнение таблицы
Название климатического пояса Кол-во поясов Характеристика
Экваториальный 1 Постоянно влажный и жаркий,
занимает побережье Гвинейского залива и впадина Конго
Тропический 2 Засушливые, часто пустынные
Субэкваториальный 2 Два сезона, летний - влажный, зимний - сухой
Субтропический 2 Два сезона, летний – сухой, зимний - влажный
Работа с учебником.
Причитать текст на с. 98. После прочтения «блицопрос» учащихся.
Где на материке наиболее густая речная сеть ( в области влажного климата);
Какое питание у рек Африки ( преимущественно дождевое);
Назовите главные реки по водности, по длине (вторая по водности в мире – река Кого, втора по длине – река Нил);
Назовите озера Африки (Виктория, Танганьика, Ньяса, Чад)
Сообщение о реках Нил и Конго. Опережающее задание.4 мин.
V. Рефлексия. Подводим итоги нашей работы на уроке. 4 мин.
Обмен мнениями в классе.
VI. Итог. Выставление оценок за работу на уроке. 1 мин.
VII. Домашнее задание. 1 мин.
Запись в дневнике. Читать §25, с.96-99.