Конспект урока на тему: Европейский Юг — Северный Кавказ (9 класс)


Чернова Евгения Михайловна
Учитель географии МКОУ «СОШ № 6» с.ПелагиадаГеография, 9 класс
Тема урока: Европейский юг - Северный Кавказ. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Инвестиционное и инновационное развитие Ставропольского края.
Цель: актуализировать субъективный опыт учащихся для включения в активную учебную деятельность по изучению экономического района.
Оборудование: мультимедийное оборудование, таблицы, карты, атласы, рабочие листы, коллекция полезных ископаемых.

1. Организационный момент.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к работе, мобилизовать внимание.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: проверить готовность учащихся к уроку.
Задачи: создать положительный эмоциональный настрой.
Методы: словесные, наглядные.
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Приветствуют педагога
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас и желаю вам продуктивной и интересной работы на уроке.
2. Анализ контрольной работы за 3 четверть, работа над ошибками.
Цель, которую учитель ставит перед учениками: отработать типичные ошибки.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: восполнить пробелы знаний и закрепить пройденный материал.
Задачи: повторить материал по Западному макрорегиону Европейской России, продолжить развивать умения работать с картами атласа и отработать навыки анализировать статистические данные.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Записывают в тетрадь, отвечают устно.
Объявляются оценки.
- Итак, запишем сегодняшние число и тема «Работа над ошибками контрольной работы». Разбираются типичные ошибки (Производственная и непроизводственная сфера, специализация экономических районов и крупных промышленных центров, развернутый ответ части «С»)
Работа по карте
3. Изучение нового учебного материала.
Цель, которую учитель ставит перед учениками: определить состав района; охарактеризовать особенности ЭГП района, проанализировать карты, сделать вывод о многообразии минеральных, почвенных, водных ресурсов.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: продолжить отработку умений характеризовать особенности ЭГП и оценивать его выгодность; расширить кругозор учащихся по данной теме.
Задачи: уметь анализировать полученную информацию; делать выводы; действовать в условиях ситуации выбора; воспитывать чувство толерантности.
Методы: словесные, наглядные, анализ, частично-поисковый.
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
-Северный Кавказ
Цель: Умение характеризовать особенности ЭГП района и оценивать выгодность или невыгодность экономического положения.
- Составить план.
1. Состав района;
2. Особенности ЭГП;
3. Природные условия и ресурсы;
4. Население района;
5. Хозяйственный комплекс;
6. Проблемы и перспективы развития района.
- С состава региона
- Определить какие субъекты входят в состав района.
- О его многонациональности.
- Охарактеризовать особенности ЭГП С- КЭР и оценить его выгодность.
Учащиеся делают вывод:
Положение на юге европейской части России – теплый климат.
Положение приморское: на востоке – Каспийское море и выход к Казахстану, Ирану, Азербайджану и Туркмении; на западе – Азовское и Черное моря и выход через пролив Босфор и Дарданеллы в Средиземное море.
Имеет приграничное положение – граничит по Кавказским горам с Азербайджаном и Грузией, а на севере – с Украиной; Поволжье и ЦЧР.
Транспортная сеть достаточно развита на равнинной части Северного Кавказа, а в горах железная дорога отсутствует, только вдоль побережья проложены дороги
Учащиеся делают вывод на основе полученной информации
Вывод: ЭГП выгодное. Но из-за военного конфликта Россия – Грузия, нестабильности на территории Чеченской республики, в Ингушетии, обстановка достаточно сложная.
Кроме того, после распада СССР Россия потеряла порты, поэтому необходимо реконструировать порты Туапсе, Сочи, Новороссийск.
-Уголь – (Южный отрог Донбасса) - Ростовская область.
Уголь высокого качества, но вся добыча ведётся подземным способом, себестоимость высокая, запасы истощаются.
-Нефть и природный газ – Краснодарский край, Ставропольский край, Чечня, Дагестан, Адыгея.
-Значительны запасы металлов: полиметаллы (Садонское – в Северной Осетии), вольфрам и молибден (Тырныауз – в Кабардино-Балкарии), есть медь, железная руда.
-Крупнейшие запасы строительных материалов (известняковые мергели, кварцевые пески, огнеупорные глины, гранит, мрамор, гипс, мел).
Определение темы урока.
- Сегодня мы с вами с территории Европейского Севера переместимся на европейский юг нашей страны.
- Попробуйте определить, о каком регионе пойдёт сегодня речь.
1.Этот район самый южный.
2.Самый горный.
3.Самый многонациональный.
4.Самый курортный.
5.Самый нестабильный.
-Правильно, речь пойдёт о Северном Кавказе. Итак, запишем число и тему нашего урока “Европейский юг - Северный Кавказ. Географическое положение, природные условия и ресурсы ”. Инвестиционное и инновационное развитие Ставропольского края.
Целеполагание.
- Ребята, исходя из темы урока, давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего занятия.
- Ребята, как достигнуть поставленной цели?
- Вспомним план, которым мы пользовались при описании других экономических районов?
Изучение состава района
-Изучая первый пункт нашего плана, надо понимать, что Европейский юг – Северный Кавказ нашей страны включает в себя 2 федеральных округа –Южный (центр – г.Ростов – на – Дону) и Северо-Кавказский (центр – г. Пятигорск). Оба они входят в Северо-Кавказский экономический район (далее С-КЭР).
-Итак, с чего мы начинаем?
-Используя рабочий лист, задание 1, определите состав региона
Задание:
-Используя, учебник с. 160 и карту атласа с. 36 определите субъекты в составе района, выпишите их в тетрадь.
Подсказка - на территории С-КЭР находятся:
- 2 края;
- 1 область;
- 7 республик.
- О чем свидетельствует большое количество республик в составе С-КЭР?
- Покажите состав района на карте
-А теперь попробуем то же самое сделать на контурной карте.
Определение особенностей ЭГП района.
Какова цель этого этапа урока?
Задание:
-Работая в четвёрках, оцените ЭГП (экономико-географическое положение) С-КЭР по плану (в рабочих листах), и сделайте вывод
А) Положение на территории страны.
Б) Омывается морями или нет, если омывается то какими?
В) Имеет ли границы с соседними государствами?
Г) С какими экономическими районами России имеет общую границу?
Д) Какие транспортные пути имеются в пределах района.
- Сделайте вывод об особенностях ЭГП С-КЭР
Природные условия С-КЭР
- Работая в парах с помощью рабочих листов и карт атласа, оцените природные условия района.
Рельеф
Климат
Воды
Почвы
Природные зоны
Рельеф
Кавказ – грандиозное, молодое горное сооружение альпийской складчатости. От Русской равнины он отделён Кумо - Манычской впадиной.
По разнообразию рельефа район чётко делят на три части: равнинную, предгорную и горную.
Равнинная часть Северного Кавказа называется – Предкавказье.
Горная часть – Большой Кавказ, состоит из системы многочисленных горных хребтов. Рельеф гор сильно расчленён
Поднятия Кавказских гор продолжается и в настоящее время. Эльбрус и Казбек являются недавно потухшими вулканами.
Иногда вулканическая магма не изливается на поверхность, а образует куполообразные интрузии – лакколиты. В рельефе они представлены одиночными горами, наиболее крупные из которых г. Бештау и г. Машук. У подножия этих гор находятся многочисленные целебные источники. Район располагает богатыми природными ресурсами.
-По физической карте определите, в каком направлении протянулся Большой Кавказ?
Климат.
За исключением высокогорий климат Северного Кавказа мягкий. Средняя температура июля выше 20 градусов, средняя температуря января от -10 до +6. На территории района находится самый тёплый город страны – Сочи. Основным источником влаги является Атлантика. Поэтому на западе большое количество осадков до 520 мм в год. На восток количество осадков уменьшается до 220 мм. Особые климатические условия на черноморском побережье, закрытом от северных ветров Кавказскими горами – это субтропики.
Воды
Реки –Кубань, Дон, Кура, Кума, Терек. Они используются для орошения и водных ресурсов здесь не хватает. В Предкавказье проложены оросительные каналы.
Почвы
Почвы равнинной части плодородные – чернозёмы, дают высокие урожаи пшеницы, кукурузы, подсолнечника, овощей.
Природные зоны
Природные зоны степей – на западе, к востоку переходят в сухие степи и в полупустыни. В горах высотная поясность. До высоты 2000 м. склоны покрыты лесами.
Природные условия формируют природные ресурсы
4. Природные ресурсы
-Вспомните виды природных ресурсов
Минеральные ресурсы.
-Используя атлас определите, какими полезными ископаемыми богата территория?
- Какая закономерность наблюдается в размещении полезных ископаемых?
-Сделайте вывод о многообразии минеральных ресурсов.
Водные ресурсы.
Водными ресурсами Северный Кавказ небогат. Реки – Дон, Кубань, Терек – используются в основном для орошения. Некоторые реки, в частности Кума, пересыхают.
Почвенные ресурсы.
Главное богатство С-КЭР – плодородные чернозёмные почвы равнин Предкавказья. Именно здесь вокруг Азовского моря широкой полосой расположились северокавказские чернозёмы с гумусовым горизонтом мощностью до 2 м. Это считается абсолютным рекордом на всём земном шаре. Юго – восточнее расположены каштановые почвы. Засушливая восточной части района требует для земледелия искусственного орошения.
Рекреационные ресурсы
Северный Кавказ – богатейший в России район по рекреационным ресурсам, на базе которых создана широкая сеть курортов, туристических баз, спортивно – оздоровительных объектов.
-Скажите, ребята, прав ли был герой Гайдая называя Кавказ здравницей, кузницей
и житницей? Почему?
Заслушивается доклад учащегося. Курорты и туризм – одна из наиболее инвестиционно-привлекательных сфер экономики края. Опираясь на программу развития всероссийской здравницы, Правительство Ставропольского края намеренно к 2020 году увеличить емкость санаторно-курортного комплекса Кавминвод в полтора-два раза. Результат будет достигнут за счет реконструкции и модернизации существующих, а также за счет строительства новых санаторно-курортных и туристических объектов с привлечением частного капитала, в том числе иностранного.
Слайд 1
Самостоятельно работают с атласом и рабочими листами.
Слайд 2
Слайд 3
Работа с атласом, учебником.
Индивидуальный ответ у карты
Слайд 4
Работа в группах по рабочим листам
Работа в парах.
Работают с картой, рабочими листами
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Работа с рабочим листом и атласом
Слайд 10-13
Слайд 14
Просмотр презентации
Работа с картой атласа
4. Закрепление учебного материала
Цель, которую учитель ставит перед учениками: осмыслить и провести оценку своих знаний и возможностей для дальнейшего изучения темы.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: формировать способность учащихся вырабатывать собственное отношение к изучаемому материалу
Методы: беседа
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
-Выяснить какие субъекты входят в состав района
-Определить особенности ЭГП района
-Оценить природные условия, минеральные, водные, почвенные, рекреационные ресурсы, закономерность размещения полезных ископаемых
-Изучили и проанализировали карты, работали с презентацией, посмотрели видеофрагмент
Итак, мы познакомились с С-КЭР.
-Какие цели ставили?
-Давайте повторим.
-А каким путем достигли
Теперь небольшой тест по материалам ОГЭ.
Подведение итогов.
Рефлексия
Слайд 15-16
5. Задание на дом
Цель, которую учитель ставит перед учениками: закрепить полученные знания на уроке
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: развивать внутреннюю мотивацию к деятельности, умение самостоятельно добывать знания
Методы: самостоятельная работа
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
§46, контурная карта стр.9.
Слайд 17
Приложение 1
Рабочий лист
1. Административный состав
Северо-Кавказский экономический район (С-КЭР) – один из 11 крупных экономических районов России. Занимает площадь 381 684 км2, что составляет 2,23 % территории Российской Федерации. Численность населения, проживающего на территории Северо-Кавказского экономического района, в 2015 г. составила 22 109 491 человека, что составляет 15,12 % от всего населения Российской Федерации. Плотность населения – 58 чел./км2. С-КЭР является самым многонациональным экономическим районом страны. В одной только Республике Дагестан проживает свыше 30 народностей: даргинцы, аварцы, кумыки, лакцы, лезгины и другие. Большинство русских проживает в Ставропольском и Краснодарском краях, в Ростовской области. В состав экономического района входят 10 субъектов Российской Федерации.
Краснодарский край Краснодар (Город)…………………………… 5 514,250 тыс. чел.
Ростовская область Ростов-на-Дону (Город)……………………….4 242,261 тыс. чел.
Республика Дагестан Махачкала (Город)……………………………3 015,639 тыс. чел.
Ставропольский край Ставрополь (Город)……………………………2 800,551 тыс. чел.
Чеченская Республика Грозный (Город)…………………………… 1 394,833 тыс. чел.
Кабардино-Балкарская Республика Нальчик (Город)…………………862,050 тыс. чел.
Республика Северная Осетия - Алания Владикавказ (Город)………. 703,470 тыс. чел.
Республика Ингушетия Магас (Город)…………………………………473,340 тыс. чел.
Карачаево-Черкесская Республика Черкесск (Город)…………………469,060 тыс. чел.
Республика Адыгея Майкоп (Город)……………………………………451,471 тыс. чел.
2. ЭГП (экономико-географическое положение) С-КЭР
планА) Положение на территории страны.
Б) Омывается морями или нет, если омывается то какими?
В) Имеет ли границы с соседними государствами?
Г) С какими экономическими районами России имеет общую границу?
Д) Какие транспортные пути имеются в пределах района.
- Сделайте вывод об особенностях ЭГП Северного Кавказа
3. Природные условия Северного Кавказа
-Работая в парах с помощью плана приведенного ниже и карт атласа, оцените природные условия района.
Рельеф
Климат
Воды
Почвы
Природные зоны

4. Природные ресурсы
Минеральные ресурсы.
Водные ресурсы.
Почвенные ресурсы.
Рекреационные ресурсы
Инвестиционное и инновационное развитие Ставропольского края.
Сегодня Ставропольский край – это деловой, логистический и инвестиционно-привлекательный центр Кавказа. Промышленный комплекс Ставрополья насчитывает свыше четырехсот крупных и средних предприятий. Он обеспечивает четверть валового регионального продукта, 72% краевого экспорта. В крае высоко развита химическая промышленность, машиностроение, электротехническая промышленность, нефтедобывающая, стекольная. Вместе с тем, развивающиеся отрасли продолжают наращивать объемы инновационной составляющей, что делает их конкурентоспособными на общероссийском и мировом рынках.
Закрепление пройденного материала (тест по материалам ОГЭ)
1.Какие субъекты не входят в состав района:
Ставропольский край, Республика Калмыкия, Республика Чечня, Республика Дагестан, Ростовская область, Краснодарский край, Карачаево-Черкесская Республика.
2.В каком из перечисленных регионов России агроклиматические условия наиболее благоприятны для выращивания пшеницы? 
1) Ставропольский край; 2) Республика Карелия;
3) Смоленская область; 4) Республика Калмыкия.
3. В какой из перечисленных областей России посевные площади под сахарную свеклу наибольшие?
1) Ростовская; 2) Амурская; 3) Псковская; 4) Вологодская.
4. Установите соответствие между субъектом РФ и его административным центром: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца и соедините их стрелкой.
РЕСПУБЛИКА СТОЛИЦА
А) Кабардино-Балкарская Республика
Б) Удмуртская Республика
В) Республика Марий Эл
1) Нальчик
2) Чебоксары
3) Ижевск
4) Йошкар-Ола
- Оценить природные условия, минеральные, водные, почвенные, рекреационные ресурсы, закономерность размещения полезных ископаемых.
5. Задание на дом
§46, контурная карта стр.9.