Конспект внеклассного мероприятия, посвященный поэтам ВОВ. (6 класс)


«Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»
 НАМ ДОРОГИ ЭТИ ПОЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ…
Песня «Священная война». Какая же тема урока? (ВОВ в поэзии 20 в)
Литература и искусство выступают как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей ушли на фронт, и свыше четырехсот не вернулись домой. По горячим следам войны создавали свои произведения поэты, надевшие военную форму. Это Константин Симонов, Алексей Сурков, Давид Самойлов, Виталий Бакалдин и многие, многие другие.
Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, поэзия была самым популярным жанром. Огромна роль поэтов военных лет, они помогали бороться и побеждать.
Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача.
-Почему война названа «священной»?
Это война за правое дело, за свою родину, не наступательная, а оборонительная. Такая война – за свободу родины, против захватчиков – оправдана. Она народная, потому что объединяет устремления всего народа, она «священная» - потому что защита Отечества, своей семьи – святой долг каждого человека.
Победа досталась ценой жизни миллионов советских людей.  Среди тех, кто уходил на фронт, были и талантливые поэты. Судьбы у поэтов оказались очень схожими. Почти все они прошли войну и знают об ее ужасах не понаслышке. Поэтому каждое их стихотворение - документальное свидетельство тех лет. И мы с вами познакомимся с произведениями некоторых из таких поэтов.
Сергей Сергеевич Орлов поэт-фронтовик, основная тема его произведений – Великая отечественная война. Он знаменит своим стихотворением «Его закрыли в шар земной…», которое посвящено простому солдату, вынесшему все тяготы войны.
Чтение стихотворения наизусть
– Почему это стихотворение представляется памятником солдату и воспоминаем о родном человеке? (стихотворение показывает величественность подвига простого солдата. Значение его подвига – вселенского масштаба: «И Млечные Пути пылят вокруг него». Солдат не просто похоронен – его зарыли в шар земной». «Ему как Мавзолей земля» - образ мавзолея – образ вечности, памяти народной. И эта память адресуется простому человеку: «был он лишь солдат». Многоточия подчеркивают тяжесть потери, горечь утраты незнаменитого, обыкновенного парня, хотя «давным-давно окончен бой»)Поэт-фронтовик, командир взвода тяжелых танков, Сергей Сергеевич Орлов написал это стихотворение в 1944 году. В своих стихах он выразил память о павших в боях солдатах. Познав на себе тяжесть военных будней, Орлов описал их в своих стихотворениях. Кровь, боль, страх близкой смерти преследовали человека на войне постоянно. Но воспоминания о родном доме, о близких людях грели сердца бойцов. Через много лет после окончания войны в лирике Орлова главной темой всё ещё оставалось пережитое на войне и воспоминания о погибших товарищах.
Военная тема — одна из главных тем творчества А. Твардовского. Поэт прошел всю войну. Призванный в 1939 году в ряды Красной Армии, он был рядовым, затем военным корреспондентом. Его многочисленные очерки, поэма «Василий Теркин», стихотворения, написанные на фронте, получили всенародное признание. Рассказать о страшной войне — священный долг А. Твардовского, и он непременно должен его исполнить. В послевоенное время тема памяти, ответственности, покаяния перед павшими солдатами становится основной в творчестве поэта.
Чтение стихотворения наизусть
Какие чувства вызвало стихотворение? О чем оно?
Среди поэтов, прошедших войну, был Константин Михайлович Симонов. Симонов принадлежит к тому поколению поэтов, через всю человеческую и творческую жизнь которых прошла Великая Отечественная война. О нем можно сказать его же словами о своем герое: «Всю жизнь любил он рисовать войну». Но Симонов не рисовал ее, а прошел как солдат, военным корреспондентом с первых дней до Дня Победы.
Чтение стихотворения наизусть (посвящено Валентине Серовой)
О суровых годах войны было написано стихотворение-воспоминание Давида Самуиловича Самойлова. Оно называется – «Сороковые». Слово «годы» уже излишне, у народа ассоциации со словом «сороковые» однозначные – это о войне.
Чтение стихотворения наизусть
Как поэт рисует картины войны? (Стихотворение рассказывает о войне. Создается впечатление, как будто бывший солдат листает альбом с фотографиями, а, может страницы своей памяти: «А это я на полустанке». Простые предложения изображают холод, неустроенность, опустошающую силу войны. Повторы и многоточия усиливают масштаб трагедии. Многие строки начинаются с союза «и». «Война гуляет по России, а мы такие молодые!» Молодость противопоставлена войне – это антитеза. Война противоречит жизни, убивает ее, калечит судьбы людей. Но молодости свойствен оптимизм. – Каким восклицанием заканчивается стихотворение? Да, вопреки всему жизнь побеждает.)(Поэт вспомнил «сороковые» 20 лет спустя. Это позволило ему шире и глубже понять трагедию «свинцовых» и «пороховых» лет, вспомнить с грустью себя молодым. Казалось бы, такие несовместимые понятия: юность, задор, беспричинное веселье, жажда жизни и война, страдания, лишения и необходимость расстаться с жизнью. (Как это было, как совпало – война, беда, мечта и юность!..)
- О войне писали не только поэты, воевавшие, но и те, кто наблюдал за этим трагичным событием со стороны.
Гамзатов Расул Гамзатович народный поэт Дагестана. В 1940 году, окончив Аварское педагогическое училище в городе Буйнакске, Расул вернулся в школу, в которой учился, и стал в ней учителем. В 1943 году вышел первый сборник стихов Расула Гамзатова «Горячая любовь и жгучая ненависть» на аварском языке. А в стихах военных лет Гамзатов воспевал героизм советских людей. Особым толчком к этой теме в его творчестве послужило то, что во время боев Великой Отечественной войны погибли двое его старших братьев. Его знаменитое стихотворение-реквием «Журавли» посвящено всем погибшим на войне, умершей матери, отцу, людям, погибшим во время разных катастроф.
Чтение стихотворения наизусть
Из русских поэтов, переживших войну, была Анна Андреевна АХМАТОВА. Во время войны находилась в Ленинграде, после первой бомбежки города была эвакуирована. Ольга Берггольц вспоминала об Ахматовой самого начала ленинградской осады: «На линованном листе бумаги, вырванном из конторской книги, написанное под диктовку Анны Андреевны Ахматовой, а затем исправленное ее рукой выступление по радио - на город и на эфир - в тяжелейшие дни штурма Ленинграда и наступления на Москву. Как я помню ее около старинных кованых ворот на фоне чугунной ограды Фонтанного Дома, бывшего Шереметьевского дворца. С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо, она несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи-убежища в саду того же Фонтанного Дома, под кленом, воспетым ею в «Поэме без героя». В то же время она писала стихи, пламенные, лаконичные по-ахматовски четверостишия: «Вражье знамя растает, как дым, правда за нами, и мы победим!»
В годы войны читатели знали в основном стихи «Клятву» и «Мужество», которые печатались в газетах и обратили на себя общее внимание, как некий редкий пример газетной публицистики у такого камерного поэта, каким была в восприятии большинства Ахматова предвоенных лет. 
Чтение стихотворения наизусть
Наш урок мы закончим минутой молчания.