Урок истории в 5 классе на тему Восстание Спартака


Тема урока: Восстание Спартака.
Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака.
2. Продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы, элементарно анализировать изучаемые события, правильно показывать на карте изучаемые объекты.
Учебное оборудование: карта «Римская республика в III — I вв. до н. э.»;
картина «Бой Спартака с римским отрядом», «Бой гладиаторов в Колизее»,
« Римский лагерь»; аппликации; СД- диск; компьютер.
Ход урока
I.Организационный момент.II.Актуализация опорных знаний учащихся
Работа с дидактическим материалом №4.
Работа с классом.
1.Назовите источники рабства.
2.Каким было положение раба?
3.Какова роль рабов в обществе?
III.Переход к изучению новой темы.
Итак, мы с вами узнали, каким было положение рабов в Риме, как жили простые земледельцы. Рабов становилось все больше и больше. Недовольство и ненависть их к рабовладельцам росли. Наконец, в 74-71 гг. до н. э. Спартак возглавил восстание рабов.
Задача для учащихся: Выяснить, как проходило восстание Спартака?
IV.Изучение новой темы.
План
Причины восстания.
Ход восстания.
Причины поражения.
Героическая личность Спартака.
На доске тема урока, новые слова: Гладиаторы, г. Капуя, фракийцы, галлы, германцы, претор.
Работа с использованием виртуальной школы Кирилла и Мефодия. Уроки Всемирной истории.-№15(11, 12, 13)
Начало восстания Спартака.
1.чтение по теме;
2.словарная работа;
3.фрагмент фильма;
4.работа с документом.
12- Восстание Спартака.
1. чтение по теме;
2. словарная работа;
13- Подавление восстания Спартака.
1.чтение по теме;
2.словарная работа;
3.Рисунок « Раненый Спартак на коне».
V.Закрепление изученного на уроке.1.БЕСЕДА:
1.Почему началось восстание рабов в городе Капуя?
(Недовольство: рабов, попавших в школу гладиаторов, тем, что их насильно сюда привезли и начали обучать военному делу. Кроме того, несправедливости хозяина по отношению к ним.)2.Сколько рабов собиралось бежать из школы? (200рабов, но сбеж. только 78.)
3.Чем были вооружены восставшие рабы? (Кухонными ножами, вертелами.)
4.Кого выбрали своим предводителем восставшие рабы? (Предводителей было выбрано 3 человека, но первым из них был Спартак.)
5.Что рассказывает Плутарх о Спартаке? (Спартак из Фракии, смелый, сильный.)
6. Почему восстание Спартака потерпело поражение?
Ответ:
а)Войско Спартака уступало по своей организации регулярной армии римлян.
б)У Спартака не было четкого плана действий.
в)Восставших обманули пираты.
7. Как вы думаете, если бы не было Спартака, состоялось бы восстание рабов в Римской республике?
(Восстание все равно было бы, учитывая положение рабов в стране.)
2. Работа с учебными картинами.
Что вы видите на учебных картинах? №1, №2, №3.

3. Игра.
С помощью аппликаций покажите как одевались древние римляне?-
2 человека.
4. Игра с использованием магнитной доски.
« Что лишнее и о чем идет речь»?
5. Работа с картой.
Покажите на карте:
Где первоначально устроили свой лагерь восставшие рабы?
(На вершине вулкана Везувий.)
2.Куда направил восставших Спартак после того, как они выдержали бой у подножия Везувия? (На юг страны.)
3. Почему Спартак повел свое войско к Альпам? (Он понимал, что римляне сильны, что их будет трудно разбить, он хотел перейти горы и дать свободу своим воинам.)
4.Дойдя до Альп, куда повернул свое войско Спартак? (На юг Италии, на о. Сицилия.)
VI.Итог урока.
Домашнее задание: 1. Прочитать § 51 учебника Вигасина . 2.Составить рассказ от имени гладиатора: о бегстве гладиаторов из Капуи или о победе спартаковцев у подножия Везувия.
3.Подготовить сообщение о гибели Цезаря (в рамках учебника)
Рефлексия
Дополнительная информация.
Спартак
Спартак родился во Фракии, в Родопских горах. Он сражался против римлян, попал в плен и за свою силу и храбрость был зачислен в легион, где проявил необычайную доблесть.
Затем он так отличился в войне против Митридата и его союзников, что был назначен деканом — начальником отряда из десяти человек, и заслужил почетную награду — гражданский венок.
Но когда римляне снова начали войну против фракийцев, Спартак бежал и стал сражаться в рядах соотечественников против римлян.
Раненый, он снова попал в плен к своим врагам; смертная казнь, предписанная законом, была заменена ему службой гладиатором.
Прошло более двух лет, как Спартак попал в ряды гладиаторов; он объездил почти все города Италии, участвовал более чем в ста боях и ни разу не был серьезно ранен.
Другие гладиаторы тоже были сильны, но Спартак настолько превосходил их, что постоянно оставался победителем и заслужил себе великую славу во всех амфитеатрах и цирках Италии.
КАРТОЧКА №45
Составь рассказ от имени гладиатора о том, почему ты сбежал из школы гладиаторов в г. Капуя. Для этого вспомни:
Как содержали рабов?
Были ли у них какие-либо права?
Чем вооружались сбежавшие рабы?
КАРТОЧКА №46
Составь рассказ от имени гладиатора, который участвовал в битве у подножия Везувия. Для этого вспомни:
Почему сбежавшие рабы организовали свой лагерь на Везувии?
Чем были вооружены воины Спартака?
Какую хитрость применили восставшие, чтобы победить регулярные войска?
Как сражались воины Спартака?
Каким был их предводитель?
Ученики будут рассказывать от первого лица.
2. Индивидуальная работа учащихся письменно на листочках (5—7 человек).
Воины-спартаковцы в своей песне пели:
«Свобода! Свобода! Богиня богинь!...Когда нападут легионы врагов,
В мечи превратишь ты оковы рабов!
И в странах позора, где царствует гнет,
Пусть самый ленивый оружье берет!
Свобода! Свобода! Богиня богинь!
Тебя призывая, мы рвемся к мечам!
К оружью, товарищи, смерть палачам!»
—К чему призывает эта песня? В каких словах заключен ее основнойсмысл? (Песня призывает угнетенных к борьбе с рабовладельцами.Главный смысл —
в четвертой и пятой строчках или в первой и второй .)
Домашнее задание: 1. Прочитать § 51 учебника Вигасина .
2.Составить рассказ от имени гладиатора: о бегстве гладиаторов из Капуи или о победе спартаковцев у подножия Везувия.
3.Подготовить сообщение о гибели Цезаря.
МОУ Моисеево – Алабушская сош
УРОК НА ТЕМУ:

«ВОССТАНИЕ СПАРТАКА».
Подготовила: Кудрявцева Т. И.
2010 год.