Планирование урока по истории на тему Советско-германские отношения в 1939-1941 гг. (9 класс)


План-конспект урока по истории на тему «Советско-германские отношения 1939-1941 гг.» (9 класс)
Цели:
Обучающая: Сформировать представление о роли СССР в международной политике предвоенного периода
Развивающая: Развивать умение оценивать исторические факты, с позиций разных участников
Воспитательная: Показать, что сближение с национал-социалистами было вынужденной мерой, подчеркнуть отличия советского режима от фашистского
Оборудование: три доклада, учебник Н. В. Загладин «История России XX – начало XXI века»
Ход урока:
Вводная беседа
Можно ли считать коммунизм и фашизм близкими по своей программе режимами? В чем ключевые отличия?
Как относился А. Гитлер к немецким коммунистам?
Поддерживал ли СССР нацистский режим? Как эта позиция отразилась в предвоенной культуре?
Какие шаги предпринял СССР для сближения со странами Антанты в 1929-1935 гг.?
Проблемный вопрос (фиксируется на доске): Почему, несмотря на проводимую политику коллективной безопасности, СССР заключил с нацистской Германией пакт Молотова-Риббентропа?
Первый докладчик: «Позиция СССР во время Мюнхенских переговоров»
Вывод: СССР - единственная держава, предложившая помощь в борьбе с оккупантами. Антанта и Чехословакия предложение не приняли.
Слово учителя: Расширение немецкой агрессии в 1939 году (оккупация всей Чехословакии, ультиматум Польше), вынудило страны Антанты искать поддержки у Советского союза. На лето 1939 года были назначены переговоры в Москве
Второй докладчик: «Англия и Франция на московских переговорах о коллективном пакте»
Вывод: Антанта демонстрировала незаинтересованность в поддержке Советского союза (в переговорах участвовали незначительные чиновники, лишенные широких полномочий). Англия и Франция использовали переговоры для запугивания Германии
Слово учителя: И. В. Сталин расценил поведение стран Антанты, как намеренное затягивание переговоров на неопределенный срок. В то время как при попустительстве мировых держав война приближалась, существовал большой риск оказаться в международной изоляции, один-на-один с превосходящим по силе противником
Третий докладчик: «Заключение пакта Молотова-Риббентропа»
Вывод: Пакт Молотова-Риббентропа был важен для обеих сторон, его заключивших. Советский союз получил возможность подготовиться к участию во Второй Мировой войне
Итоговая беседа
Почему Чехословакия и страны Прибалтики отказались принять военную помощь СССР?
Сравните тактику ведения переговоров с СССР стран Антанты и нацисткой Германии. Какие намерения демонстрировали эти страны?
Сколько времени прошло между заключением пакта о ненападении и началом Второй Мировой войны?
Какую цель преследовал Сталин, заключая пакт Молотова-Риббентропа?
Ученики предлагают свои ответы на проблемный вопрос
Примерный вывод: Пакт Молотова-Риббентропа – вынужденная мера, идущая вразрез с политикой, проводимой в предшествующее десятилетие. Советское правительство пошло на сближение с нацистской Германией, поскольку столкнулась с намерением стран Антанты поддерживать расширение немецких границ на востоке.