Конспект урока по истории на тему Восстание Спартака (5 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 42 с углубленным изучением отдельных предметов»
городского округа Самара




Конспект урока истории
в 5 классе
по теме «Восстание Спартака»




Выполнил
учитель истории и обществознания
Ткаченко Наталья Викторовна


Самара, 2016 г.
Технологическая карта урока
Ф.И.О учителя: Ткаченко Наталья Викторовна
Класс: 5
Предмет: история
Тема урока: «Восстание Спартака»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цели урока:
Образовательные:
- сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном восстании рабов в Древнем мире;
- обеспечить усвоение учащимися понятия «восстание» и знаний о дате восстания, причинах, его ходе и причинах неудачи восстания;
- создать условия для ознакомления учащихся с историческими личностями: Спартак, Красс;
- способствовать формированию навыков умения работать и получения информации из текста учебника, исторического документа и от исторической карты.
Воспитательные:
- содействовать формированию уважения к общечеловеческим ценностям – свободе, равенству, достоинству, справедливости;
- формирование уважительного отношения к правам и свободам человека;
- содействовать нравственному воспитанию.
Развивающие:
- развивать умения: строить речевые высказывания в устной форме и логически излагать свои мысли; ставить и формулировать проблему, цели и находить пути их достижения; выделять существенное, главное в излагаемом материале;
- развивать навыки коллективной работы, умения работать в группе;
- развивать умение аргументировано высказывать свое мнение и умение слушать других;
- развивать умение самостоятельно давать морально-нравственные оценки событиям;
- развивать познавательный интерес учащихся к истории, биографиями исторических деятелей прошлого.

Оборудование:
компьютер,
презентация,
раздаточный материал.

Педагогическая деятельность была построена на методах обучения:

- словесный (объяснение, беседа);
- наглядный (демонстрация презентации, работа с иллюстрациями учебника);
- практический (работа с картой, работа с историческими документами, текстом учебника);
- познавательный (формирование познавательного интереса с опорой на уже имеющиеся знания).

На уроке использовались технологии: проблемного обучения, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающая (за счет быстрой смены видов деятельности).

Организационная структура урока

Этап урока
Формы, методы и приёмы работы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

1. Организационный момент
Цель:
- формирование внешней и внутренней (психологической) готовности учащихся к уроку.

Словесный (беседа).
Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя и гостей.
Организуют свое рабочее место.
Регулятивные УУД:
- организация и настрой на работу на уроке.

2. Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы.
Цели:
- повторить основные сведения, необходимые для восприятия нового материала;
- актуализировать мыслительные операции, необходимые для восприятия нового: сравнение, анализ, обобщение;
- совместно сформулировать и согласовать тему урока.


Проблемно-диалогический (побуждающий от проблемной ситуации диалог).
Познавательный (формирование познавательного интереса с опорой на уже имеющиеся знания).

Создание проблемной ситуации.
С середины III века до н.э. Рим ведет активную завоевательную политику. В результате, которой в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов.
(?) Каковы источники рабства в Древнем Риме?






А теперь давайте вспомним, что мы уже знаем с вами о положении рабов в Древнем Риме.
(?) Где применялся труд рабов?






(?) Как относились к рабам в Древнем Риме?




Вывод: ни в одной стране мира не было такого числа рабов и такой жестокой эксплуатации как в Древнем Риме.
К тому же оторванные от своих семей, от родной земли, они были глубоко несчастны.
(?) О чем они могли мечтать?
(?) Как рабы могли отстаивать свое право на свободу?

Проблемный вопрос:
Подумайте, к какому результату может привести такое бесчеловечное отношение к рабам?
Итак, тема нашего урока: «Восстание Спартака».
Контролирует правильность составления опорного конспекта урока.
Восстание – высшая форма борьбы за освобождение.
73-71 гг. до н.э.– восстание рабов под предводительством Спартака
Слушают учителя.




Высказывают свои предположения.
Источники рабства:
завоевания (военнопленные);
ограбление провинций
(жители провинций, не сумевшие заплатить налоги);
дети рабов.



Труд рабов применялся:
1) в с/х: на виллах рабовладельцев;
2) прислуга в доме рабовладельца;
3) рабы-гладиаторы.

Отношение к рабам:
1) работа от зари до зари;
2) скудное питание;
3) избиения;
4) не заботились о здоровье.







О свободе.
Формы борьбы: побеги, порча орудий труда, неповиновение, восстания.



Высказывают свои предположения.

Записывают в тетрадях тему урока, понятие «восстание» и его дату.

Познавательные УУД:
Общеучебные:
- умение строить речевое высказывание в устной форме;
- постановка и формулирование проблемы.
Логические: установление причинно-следственных связей.
Регулятивные УУД:
целеполагание (постановка учебной задачи на основании того, что уже изучено и усвоено учащимися).
Коммуникативные УУД:
- участие в коллективном обсуждении проблемы;
- использование речевых средств в соответствии с ситуацией обсуждения.
Личностные УУД:
- умение самостоятельно давать морально-нравственные оценки событиям;
- формирование ярких, эмоционально окрашенных образов исторической эпохи.


















3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цели:
-подведение детей к формулированию цели и постановке задач урока;
-организовать составление совместного плана действий.

Словесный (беседа).
Какова цель сегодняшнего урока?
Цель нашего урока узнать о самом крупном восстании рабов в Древнем Риме.
Для того чтобы добиться цели, необходимо решить следующие задачи урока:
Узнать причины восстания.
Цели восставших рабов.
Ход восстания.
Итоги восстания.
Значение восстания.
Причины поражения восстания.

Участвуют в постановке цели и задач урока.
Высказывают предположения

Познавательные УУД:
Общеучебные:
- умение строить речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные УУД:
- целеполагание (постановка учебной задачи на основании того, что уже изучено и усвоено учащимися);
- планирование путей достижения цели.
Личностные УУД:
формирование познавательного интереса по теме.

4. Открытие нового знания.
Цели:
- обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала,
- обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Проблемно-диалогический (побуждающий от проблемной ситуации диалог).
Познавательный (формирование познавательного интереса с опорой на уже имеющиеся знания).
Наглядный (работа с иллюстрациями, демонстрация презентации).
Практический (работа с картой, работа с историческими документами, текстом учебника).
Комментированное чтение.

Итак, давайте выясним, почему же произошло восстание под руководством Спартака? Мы не будем пользоваться учебником, а изучим эти причины путем анализа исторического документа.
Организует работу с историческим документом и вопросами к нему  (Приложение 1)


Контролирует правильность составления опорного конспекта.
Причины восстания:
Насильственное удержание рабов в школе гладиаторов.
Несправедливое и жестокое обращение хозяина по отношению к рабам.
Цели восставших:
свобода, возвращение домой.
Рассказывает учащимся о лагере восставших на вулкане Везувий, дерзком плане побега с горы и первой победе на римским войском, используя иллюстрацию «Спуск рабов с Везувия».
Организует работу учащихся с картой и контурной картой.


Сколько длилось восстание?
Почти три года римская армия не могла победить восставших. Хотя под началом у Спартака оказались представители разных народов, говорящих на разных языках, не привыкших к дисциплине.
Дает учащимся проблемное задание по учебнику – п. 2.
Как Спартаку удалось создать из беглых рабов боеспособную армию?
Организует работу учащихся с учебником.


Организует обсуждение по заданию.



Как же события развивались дальше?
Для того чтобы узнать дальнейшее развитие событий мы должны открыть учебник на стр. 248 и прочитать п. 3.
Организует комментированное чтение п. 3. По абзацам, по ходу чтения организует побуждающий диалог с учащимися.
(?) Какой план действий был у Спартака изначально?
(?) Предположите, почему часть восставших отделилась от Спартака?
(?) Предположите, почему Спартак изменил планы и повернул на юг?
(?) Как эти события характеризуют личность Спартака?

Организует работу учащихся с картой и контурной картой.


Рассказывает учащимся о том, что рабам не удалось переправиться в Сицилию, обмане пиратов, ловушке и попытке штурма укреплений, построенных по приказу Красса.
Организует работу учащихся с картой и контурной картой.


Дает учащимся проблемное задание по учебнику – п. 5.
(?) Чем закончилось восстание Спартака?
Приводит цитату Плутарха о последних часах жизни Спартака.
Организует работу с иллюстрацией «Казнь восставших рабов»





Читают документ и отвечают на вопросы.

Обсуждают причины восстания

Записывают причины восстания в тетрадь.

Обсуждают цели восставших.

Записывают цели восставших в тетрадь.


Слушают учителя и работают с иллюстрацией на стр. 247



Находят на карте (стр. 249) город Капуя и вулкан Везувий, отмечают на контурной карте.
Два года










Работают с учебником, используя карандаш.
- Спартак приказал ковать оружие;
- обучал рабов военному искусству;
- перенимал боевой опыт римлян;
- создал конницу.





Читают по абзацам текст учебника (п.3) и отвечают на вопросы учителя.

Перейти через Альпы и вернуться домой.


Чтобы поднять восстание сицилийских рабов и вместе сокрушить могущество Рима.
- честолюбивый,
- целеустремленный,
- талантливый полководец

Учащиеся на контурной карте стрелками разного цвета отмечают путь похода войска Спартака к Альпам и к Сицилии.


Учащиеся на контурной карте стрелками другого цвета отмечают последний похода Спартака к Брундизию.

Отвечают на поставленный вопрос.
Поражением восставших.

Слушают учителя


Работают с иллюстрацией на стр. 250
Познавательные УУД:
Общеучебные:
- умение строить речевое высказывание в устной форме;
- владение смысловым чтением.
Логические: умение устанавливать причинно-следственные связи и логические цепочки.
Регулятивные УУД:
- определение цели, проблемы в учебной деятельности;
- умение работать по предложенному учителем плану;
- планирование деятельности в учебной ситуации.
Коммуникативные УУД:
- участие в коллективном обсуждении проблемы;
- использовать речевые средства в соответствии с ситуацией обсуждения;
- высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению других.
Личностные УУД:
- умение самостоятельно давать морально-нравственные оценки событиям;
- формирование ярких, эмоционально окрашенных образов исторической эпохи.


















5. Применение нового знания.
Цели:
-обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.
Проблемно-диалогический (побуждающий от проблемной ситуации диалог).
Познавательный (формирование познавательного интереса с опорой на уже имеющиеся знания).
Социальный (работа в группах).
Создает перед учащимися проблемную ситуацию и ставит проблемный вопрос.
А теперь я предлагаю вам, ребята разбиться на 4 группы по 4 человека и в группах обсудить следующие вопросы:
Почему восстание Спартака потерпело поражение?
Известно, что римляне с презрением относились к рабам. Однако о Спартаке они вспоминали с уважением. Почему?

Организует обсуждение по заданию.

Контролирует правильность составления опорного конспекта.
Причины поражения:
Преимущество римской армии (численность, выучка, вооружение).
Отсутствие четкого плана действий восставших.
Раскол среди восставших.
Обман пиратов.






Работают в группах, и готовят ответ на поставленные вопросы, предлагают свои версии.





Обсуждают и записывают в тетрадь причины поражения восстания.
Познавательные УУД:
Общеучебные:
- умение строить речевое высказывание в устной форме;
- структурирование знанийю
Логические:
- умение устанавливать причинно-следственные связи и логические цепочки;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД:
- участие в коллективном обсуждении проблемы;
- использовать речевые средства в соответствии с ситуацией обсуждения;
- умение работать в группе – устанавливать рабочие отношения;
- высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению других.
Регулятивные УУД:
- оценивание степени достижения цели в учебной ситуации.
Личностные УУД:
- умение самостоятельно давать морально-нравственные оценки событиям;
- формирование ярких, эмоционально окрашенных образов исторической эпохи.

6. Рефлексия
Цели:
- выявление качества и уровня усвоения обучающимися знаний и способов действий;
-выявить недостатки в знаниях и способах действий обучающихся;
-обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям.
Словесный (беседа).
Познавательный (формирование познавательного интереса с опорой на уже имеющиеся знания).
Социальный (работа в группах)
А теперь давайте проверим, что же вы узнали и запомнили на уроке, для проверки ваших знаний я подготовила кроссворд по теме «Восстание Спартака». Вы опять будете работать в группах по 4 человека и выполнять задания совместно, затем поменяетесь и выставите друг другу оценки за задание.
Организует работу учащихся с кроссвордом. (Приложение 2.) в группах и взаимопроверку,

Подводит итог урока, рефлексия.
(?) Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

Говорит о значении восстания Спартака.
Восстание Спартака стало крупнейшим за всю историю Древнего Рима. Это восстание ускорило переход государственной власти в Риме от республиканской формы правления к императорской. Образ Спартака нашел широкое отражение в мировой художественной литературе и искусстве.
Выставление оценок с комментарием.










Работают с кроссвордом, осуществляют взаимопроверку.


Отвечают на поставленный вопрос.


Слушают учителя
Познавательные УУД:
Общеучебные:
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задачи.
Логические:
- умение устанавливать причинно-следственные связи и логические цепочки.
Коммуникативные УУД:
- участие в коллективном обсуждении проблемы;
- умение работать в группе – устанавливать рабочие отношения;
- высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению других.
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Личностные УУД:
- умение самостоятельно давать морально-нравственные оценки событиям;
- формирование ярких, эмоционально окрашенных образов исторической эпохи.

7. Домашнее задание.
Цель:
-обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Словесный (беседа).

Задает Д/з:
§ 51, опорный конспект, доделать контурную карту.

Слушают учителя, записывают задания в дневник.
Регулятивные УУД:
- умение принимать учебную задачу;
- самоконтроль.





Приложение 1
Плутарх «Марк Красс»
     «Некий ЛентулБатиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых были родом галлы и фракийцы. Попали эти люди в школу не за какие-нибудь преступления, но исключительно из-за жестокости хозяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиаторов. Двести из них сговорились бежать. Замысел был обнаружен, но наиболее дальновидные, в числе семидесяти восьми, все же успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути они встретили несколько повозок, везших в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место, гладиаторы выбрали себе предводителей. Первым из них был Спартак, фракиец, человек, не только отличавшийся выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и мягкости характера стоявший выше своего положения и вообще более походивший на эллина, чем можно было ожидать от человека его племени».

Вопросы к тексту:

В каком городе находилась школа гладиаторов, о которой рассказывает автор?
Гладиаторы из каких государств находились в школе гладиаторов?
Как хозяин обращался со своими рабами?
Были ли довольны рабы своим положением?
Кого выбрали своим предводителем восставшие рабы?
Что рассказывает Плутарх о Спартаке?
Найдите в тексте документа причины, по которым рабы совершили побег?






Приложение 2
Кроссворд по теме «Восстание Спартака»





1















































2























7








3

5

























9





4







8
























6

































































































































Вулкан, на вершине которого восставшие устроили лагерь.
Город, где созрел заговор и началось восстание.
Раб, владеющий оружием и сражавшийся на арене амфитеатра.
Страна на севере Балканского полуострова, родина Спартака.
Горы на севере Италии.
В Риме их называли «говорящее орудие».
Римский полководец, воевавший со Спартаком.
Остров, на который хотели переправиться восставшие.
Морские разбойники, обманувшие Спартака.