Научно — практическая работа на тему Проблема отношения к пленным в художественной литературе


Республиканская конференция школьников
Изучаем международное гуманитарное право: развитие
правовой системы в России и мире»

Направление: Международное гуманитарное право
Секция: Отражение норм МГП в литературе и искусстве.

Тема:















ученицы 10 класса
МОУ «СОШ №3» с. Атажукино
Баксанского района КБР
Нагоевой Залины Артуровны
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Шогенцукова Рима Юрьевна



Содержание
I. Введение

II.Основная часть:

Международный комитет Красного Креста и международное гуманитарное право.

Положение советских военнопленных в плену у немцев на примере

рассказов М. Шолохова «Наука ненависти», «Судьба человека».

повести К. Воробьева «Это мы, господи!», «Язык» мой – враг мой».

3.1. Положение немецких военнопленных в советском плену на примере

рассказа Г.Цыпленковой «Конопатый».

3.2. Последние свидетели.

4. Воспоминание ветерана ВОВ, бывшего в плену у немцев.

III.Заключение.

Литература и источники.

















I. Введение

Одной из самых жестоких форм силового соперничества является война. Часто ее удары обрушиваются на тех, кто не участвует или перестал участвовать непосредственно в боевых действиях, например, на мирных жителей, раненных, пленных.
Война... Вооруженный конфликт... Если противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путем мирных переговоров, они обращаются к оружию. Так было всегда. Почти невозможно отыскать в стройном шествии веков столетие, никогда не говорившее на языке военной истории. Вооруженные конфликты остаются реальностью и нашего времени.
Вооруженный конфликт – это всегда человеческая драма: люди изо дня в день сталкиваются со смертью, произволом, ненавистью, лишениями. Военные действия уносят жизни и делают калеками миллионы людей, пополняют списки пропавших без вести, оставляют страшные разрушения.
В наше время регулирование поведения участников вооруженного конфликта осуществляется с помощью норм международного гуманитарного права. Это значит, что даже у войны есть свои пределы, и она должна вестись по правилам.
Произведения художественной литературы отличаются гуманистической направленностью. Вот почему важно рассмотрение художественных литературных произведений с точки зрения, принципов международного гуманитарного права. В произведениях о войне наиболее ярко проявляются отношения к пленным, поэтому предметом исследования являются произведения художественной литературы.
Актуальность данной темы заключается в том, что в современном обществе происходили и, к сожалению, происходят вооруженные конфликты. Но не всегда руководствуются взрослые нормами международного гуманитарного права.
Целями данной работы являются:
1)Привлечение внимания сверстников к последствиям чрезмерного насилия во время вооруженных конфликтов;
2) Создание условий для понимания необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью правовых норм; 3) Содействие формированию таких качеств личности, как уважение к жизни и человеческому достоинству жертв войны, сострадание и милосердие к беззащитным.
Для достижения целей были поставлены следующие задачи :
-ознакомиться с положениями четырех Женевских конвенций и Дополнительными протоколами к ним;
- рассмотреть произведения художественной литературы с точки зрения принципов международного гуманитарного права;
-выявить положение советских военнопленных в плену немцев на примерах произведений художественной литературы;
-выявить положение немецких военнопленных в советском плену;
-рассмотреть воспоминания ветерана великой Отечественной войны с точки зрения принципов Международного гуманитарного права.
Для решения поставленных задач были рассмотрены рассказы М.Шолохова «Наука ненависти», «Судьба человека» автобиографическая повесть К. Воробьева - “Это мы, господи!”, рассказ К.Воробьева «Язык» мой – враг мой».
Изучены Женевские конвенции от 12 августа и Дополнительные протоколы МККК 1977года. Архивные материалы сельского музея, воспоминания моего односельчанина, ветерана Великой Отечественной войны Хоконова А.Т., очевидца страшных дней в немецком плену, стали еще одним доказательством несоблюдения норм Международного гуманитарного права.
II. Основная часть.
Международное гуманитарное право и Международный Комитет Красного Креста.



Правила ведения военных действий возникли еще в глубокой древности. Отдельные обычаи, когда военачальники не позволяли своим подчиненным казнить пленных, требовали гуманного обращения с ними, призывали щадить гражданское население, со временем оформились в нормы обычного права, которыми противоборствующие стороны руководствовались в период войн. Договорное же оформление этих правил началось только во второй половине X1X века.
В 1864 г. в Женеве была принята конвенция об улучшении участи раненных воинов в действующих армиях.

2. Положение советских военнопленных в плену у немцев.
В становлении международного гуманитарного права большую роль сыграла Россия. Для российских воинов было характерно и традиционно стремление к соблюдению обычаев войны, базирующихся на представлении о воинской чести и достоинстве. В кодексе чести обязывает его «предпочитать честный бой; соблюдать кодекс военной морали, законы и обычаи войны, руководствоваться военной необходимостью, проявлять человеколюбия и гуманность, милосердие к побежденному противнику, военнопленным, гражданскому населению, не допускать неоправданных разрушений».
Произведения художественной литературы о войне позволяют проанализировать и прокомментировать факты и идеи с позиции международного права.
Война! Особенности этого тяжелого времени диктуют непримиримое отношение к врагу. Следовательно, во время войны военнопленные из рядов тех, кто вторгся на чужую территорию – это зверь, нелюдь, лишенный каких-либо человеческих качеств.
Войны захватнические или освободительные, это один из аспектов, который влияет на отношение к военнопленным.
К захватчикам более жесткое отношение, чем к освободителям. И это неудивительно, так как тот, кто защищает свою родную землю, рожденный и вскормленный этой землей, дерется за каждый ее сантиметр, за каждую травинку и былинку. Попав на чужую территорию, от рук захватчиков страдают и мирные жители. А это чьи-то родные и близкие. И тогда месть поселяется в сердца людей и постепенно овладевает ими.
С теми же чувствами воюют прошедшие ужасы плена, и тому наглядный пример из рассказа М. Шолохова «Наука ненависти» 1942г. Лейтенант Герасимов, побывал в плену и испытал все тяготы плена: «Били в лагере кулаками, палками, прикладами. Били так просто, от скуки или для развлечения Спали мы прямо в грязи, не было ни соломенных подстилок, ничего. Собьемся в тесную кучу, лежим. Всю ночь идет тихая возня: зябнут те, которые находятся сверху. Это был не сон, а горькая мука». Последние слова, по-моему, имеют двойной смысл. После освобождения из лагеря возвращается на фронт, но не может видеть живых гитлеровцев, «именно живых, на мертвых смотрит ничего даже с удовольствием, а вот пленных увидит и либо глаза закроет и сидит бледный и потный, либо повернется и уйдет». Очень показательны слова главного героя: «И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить».
Особым произведением, поднявшим проблему психологии личности во время войны на новую высоту, является знаменитый рассказ М.А Шолохова «Судьба человека».
Перед читателем предстает не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера.
Приведем примеры нарушения норм современного МГП из рассказа Шолохова «Судьба человека»
Цитаты
Комментарии

1. «чернявый присмотрелся на мои сапоги, а о°ни у меня были с виду доброй, показывает рукой: «Сымай». Сел я на землю, снял сапоги и подаю ему».
Ст.18. ЖК от 12 августа 1949 г.
У военнопленных останутся также вещи и предметы для их обмундирования.

2. «Сильно раненные наши не могли поспевать за остальными, и их пристреливали прямо на дороге»
III. ЖК. ст.13.
С военнопленными нужно обращаться гуманно. Военнопленные должны пользоваться защитой, в особенности от акта насилия.

3. «Ночевать загнали нас в церковь с разбитым куполом. На каменном полу – ни клочка соломы, а все мы без шинелей, в одних гимнастерках и штанах»
III. ЖК. ст. 25.
Помещения, предназначенные военнопленным для индивидуального пользования, должны быть полностью защищены от сырости

4. «много тогда нашего брата мерло от дизентерии»
III. ЖК. ст. 29.
Держащая в плену Держава будет обязана принимать меры гигиены для предупреждения возникновения эпидемии.

5. «..сначала сами били в полную волю, а потом натравили на меня собак, и с меня только кожа с мясом полетели клочьями»
III. ЖК. ст.91.
Военнопленные, которые после удавшегося побега снова попали в плен, не подвергаются никакому наказанию за побег.

6. «Обсушиться негде, согреться – то же самое, и к тому же голодные не то что до смерти, а даже еще хуже. Но вечером еды не полагалось»
III. ЖК. ст.26.
Держащая в плену Держава должна снабжать работающих военнопленных необходимым дополнительным питанием в соответствии с работой, которую они выполняют.


Как видим, в рассказе Шолохова «Судьба человека» действия немцев по отношению к военнопленным не соответствовали гуманистическому духу Женевских конвенции, где четко выдвинуто обращение с военнопленными.
Автобиографическая повесть “Это мы, господи!” была написана К. Воробьевым в 1943 году. Ровно 30 дней находясь в подполье, зная, что смертельная опасность рядом и надо успеть, писал автор о том, что довелось ему пережить в фашистском плену. Страшные картины проходят перед глазами читателя: “Стриженые головы, голые ноги и руки лесом торчат из снега по сторонам дорог. Шли эти люди к месту пыток и мук лагерям военнопленных, да не дошли, полегли на пути... и молчаливо и грозно шлют проклятья убийцам, высунув из-под снега руку, словно завещая Мстить! Мстить! Мстить!”
3. Положение немецких военнопленных в Советском плену.
А каково же было положение немецких военнопленных в советском плену? Ярким примером соблюдение норм МГП по отношению к вражескому военнопленному может служить рассказ Г. Цыпленковой «Конопатый». Это история о военнопленном немце, который, как и сотни других пленных, строил новый мост через овраг в провинциальном городке. В этом рассказе видно как соблюдались нормы современного МГП по отношению к немецким пленным.

Цитаты
Комментарии

«Какие же они убивцы, совсем как наши мужики, только одежка другая»
III ЖК, ст.18
У военнопленных останутся также вещи и предметы, служащие для их обмундирования (), даже если эти вещи и предметы принадлежат воинскому снаряжению

Пленные нестроевым шагом выбивали по булыжнику коваными ботинками мелодию
III ЖК, ст.27. Одежда, белье и обувь будут выдаваться военнопленным в достаточном количестве держащей в плену державой

Немцы остановились рядом, в овраге, в наспех сколоченных бараках ()
III ЖК, ст.22. Военнопленные могут быть размещены только в помещениях, находящихся на суше и предоставляющих полную гарантию в отношении гигиены и сохранения здоровья

Немцы делали зарядку, обливались холодной водой и гремя котелками, бежали к бараку, от которого по всему оврагу пахло кашей с тушенкой ()
III ЖК, ст.25. Условия размещения военнопленных в лагерях должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска держащей в плену державы, расположенные в той же местности. Эти условия должны устанавливаться с учетом привычек и обычаев военнопленных и ни в коем случае не должны быть вредными для их здоровья.


III ЖК, ст.26.
Основной суточный рацион питания должен быть достаточным по количеству, качеству и разнообразию для того, чтобы поддерживать хорошее состояние здоровья у военнопленных

они будут строить новый мост через овраг
III ЖК, ст. 49-50.
Военнопленных можно использовать в качестве рабочей силы ()


1. Воспоминания ветерана Великой Отечественной войны бывшего в плену у немцев.
Не менее интересно рассмотреть и воспоминания ветеранов, находившихся в плену в годы Великой Отечественной войны.
Вот что рассказал участник Великой Отечественной войны Хоконов Асламурза Титович: «До войны я работал фельдшером. С началом Великой Отечественной был призван в Красную Армию – в 115-ю Кавдивизию. В боях под Большой Мартыновкой попал в плен. Ночью же мне удалось бежать. Днем я прятался под скирдами соломы, а ночами шел. Однажды я встретился с колонной наших военнопленных. Хотя на мне была гражданская одежда, немцы погнали и меня с этими военнопленными на запад. Страшное было это время. Фашисты очень издевались над нами, а мы были голодные и измученные. Помню, как они высыпали зерно на землю, а тех, кто бросался туда, расстреливали на месте. Несколько дней мы шли через деревни, и, если мирные жители бросали нам хлеб и продукты, их расстреливали. Мой комсомольский билет был вшит в карман пиджака, иначе за это меня могли расстрелять, как и многих других военнопленных. После неудачной попытки к бегству, на меня, голого, пустили овчарок. Они меня чуть не растерзали, но я чудом выжил. Через месяц оказался в концлагере «Дахау». Здесь я помогал русскому врачу, как фельдшер. Со мной оказались три моих земляка: Жемухов Кашиф с нашего села, другие – с с.Кызбурун-2 и с.Куркужин. Их фамилии, к сожалению, я не помню. Однажды я украл для них буханку хлеба и этим спас земляков от голодной смерти. Даже после войны Кашиф мне говорил: «Миша, если бы не ты, мы бы не выжили». Помню еще, как один предатель донес на меня. После этого меня очень жестоко избили. Я бы не выжил, если бы не американцы, которые освободили нас из концлагеря. В конце 1943 года, из-за опасности гангрены, мне ампутировали обе ступни». К сожалению, Асламурза Титовича сегодня нет уже в живых.

Эту историю нам рассказал сын Хоконова А.Т. –наш бывший учитель истории МОУ «СОШ №3» с.п. Атажукино Хоконов Х.А.
5. Заключение
Прочитав произведения художественной литературы, в которых поднимается проблема отношения к пленным, невольно задаешься вопросами: Совместимы ли понятия «пленный» и «личность»? «Пленный» и «достоинство»? Всякий ли пленный обладает честью и достоинством? На эти вопросы, как видно есть ответы.
В заключении своей работы, я пришла к такому выводу: Совершенно не обязательно сострадать или испытывать какие – либо положительные чувства к пленному вражеской армии. В то же время и чувство ненависти не должно помешать соблюдению основного гуманитарного правила: военнопленный имеет право на гуманное обращение.
Участь человека, оказавшегося в плену, зависит от соблюдения норм международного гуманитарного права.
Эти нормы распространяются не только на тех, кто взят в плен, но и на всех воюющих, где бы они не находились: на суше, на море, в воздухе.











Список использованной литературы.


Архивные материалы о ветеранах.

Воробьев К.Д. «Повести и рассказы»

Воспоминание ветерана Великой Отечественной войны из с.Атажукино Хоконова А.Т.

Женевские конвенции от 12 августа 1949 года. Дополнительные протоколы.М. МККК.1977 г.

Шолохов М.А. «Рассказы». М.»Художественная литература. Классики и современники».Л.1983 г.


Цыпленкова Г. «Конопатый». Ж. «Костер» 2003 г. №5,6.
































Нальчик, 2013 г.

«Проблема отношения к пленным
в художественной литературе»
Times New Roman Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515