ПОРТРЕТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.С. МАКАНИНА 1990-ЫХ ГОДОВ (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА «АНДЕГРАУНД, ИЛИ ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ», ПОВЕСТИ «ЛАЗ», РАССКАЗА «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННЫЙ»)

ПОРТРЕТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.С. МАКАНИНА 1990-ЫХ ГОДОВ (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА «АНДЕГРАУНД, ИЛИ ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ», ПОВЕСТИ «ЛАЗ», РАССКАЗА «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННЫЙ»)

Аннотация: Статья посвящена исследованию литературного портрета главных героев в произведениях В.С. Маканина 1990-ых годов. Рассматривается литературный портрет как одно из средств художественной характеристики персонажа.

Ключевые слова: литературный портрет, психологический портрет, портрет-описание, В.С. Маканин, главный герой.

Портрет персонажа – это описание его наружности: лица, фигуры, цвета волос, одежды, украшений, прически, а также изображение видимых свойств поведения: жестов, мимики, походки, манеры держаться и одеваться. Портрет «предполагает не только передачу внешнего, но и передачу внутреннего, выражение свойств, сути, души человека, а не только изображение его внешности, его внешних проявлений» [1, с. 397]. Характер персонажа является одним из важнейших элементов структуры и содержания произведения, который подчиняет себе все остальные компоненты: объем, проблематику, тематику, композицию. Психологизм в портрете является важной составляющей, что часто сближает жанр литературного портрета с психологическим рассказом.
В современной литературе творчество В.С. Маканина пользуется большой популярностью. Многие критики обращаются к изучению произведений В.С. Маканина 1990-ых годов. Они анализируют его произведения с разных сторон: поэтика, символика, связь с русской классической литературой. Но анализом литературного портрета никто еще не занимался.
Портретные характеристики в произведениях В.С. Маканина занимают одну из главных позиций. Это обуславливается тем, что герои являются деятелями, а не сторонними наблюдателями. Независимо от жанра произведения, субъект всегда ярко выражен, но его портрет представлен разными способами.
По нашему мнению, при характеристике портретов целесообразно рассматривать героев отдельно, в зависимости от того, какова их роль в произведении. Исследователи выделяют три типа героев: главные, второстепенные и эпизодические. Мы понимаем, что эти герои выполняют разные функции и в зависимости от роли, которую они выполняют, портрет становится кратким или более развернутым и наделяется дополнительными смыслами. Так как главный герой в произведении выполняет основную функцию, можно предположить, что его портретная характеристика представлена в большем объеме. Мы обратимся именно к портрету главных героев в произведениях 1990-ых годов.
В романе «Андеграунд, или Герой нашего времени» повествование ведется от первого лица. Таким способом В.С. Маканин хотел глубже проникнуть в образ своего героя, построить повествование от лица человека, который живет в «переломную» эпоху. Не случаен и тот факт, что главный герой является писателем, тем самым он становится в какой-то мере близок биографическому автору. Именно по этим причинам портретная характеристика тяготеет к психологичности. В. Казах писал: «Для Маканина в первую очередь важно психологическое проникновение в души героев, спорящих с самими собой и с окружением. Он проявляет меньше интереса (и дарования) к сюжетосложению» [2, с. 375]. Например, портрет Петровича описывается следующим образом: «Я, может, и бываю грубоват, но я, мол, живой человек и привык смотреть на эти наши человечьи дела веселее», «У меня потемнело в глазах, я чувствовал, как давит, прижимает мое тело к земле чугунная тяжесть их препарата. Я дернулся шагнуть. И не мог», «Я говно, неработающий, нечто социально жалкое, сторож» [4]. Эти примеры характеризуют ярко выраженный субъективизм.
Но данная разновидность портрета представлена не в чистом виде, она совмещает и другие виды портретов. Психологическая характеристика сочетается с портретом-описанием и портретом-сравнением. Портрет-описание дается в произведении двумя способами: когда герой говорит о себе в третьем лице («Поджарый, можно сказать, худой, худощавый господин, уверенный в движениях и уверенный в себе, лишь несколько взлохмаченный (я как раз причесывался), этот господин с седыми усами, с седыми висками стоял передо мной (смотрел на себя в зеркало)» [4]) и когда героя описывают другие персонажи. Например, вахтер говорит: «Старый козел!» или слова медсестры Маруси: «Такой рассудительный и приятный человек», или Двориков: «Затравленный талантливый писатель. Искалеченная жизнь» [4]. Портрет-сравнение в тексте представлен не так частотно, встречается всего несколько примеров таких характеристик: «Я похож на осла, которого узбек так нагрузил, что тот подгибает ноги» [4] .
В.С. Маканину удалось изобразить портрет современника 1990-ых годов, человека, которого не печатают, который забит в угол. Петрович постоянно находится в поиске, поэтому в зависимости от ситуации меняется его портретная характеристика. Для одних он гений, для других сторож, бомж. И в зависимости от этого меняются портреты Петровича, которые описывают окружающие люди. Но большинство портретных характеристик Петрович даёт сам себе. Он довольно таки критично отзывается о себе, но из этих высказываний, описаний чувств, мотивов поступков строится целостный образ героя-повествователя. Благодаря использованию психологического портрета В.С. Маканин помогает читателю понять истинные чувства и переживания героя в каждый момент его жизни.
По нашему мнению, стоит объединить рассмотрение портретов главных героев рассказа «Кавказский» и повести «Лаз». В отличие от романа в этих произведениях повествование ведется не от первого лица, а от лица рассказчика. Именно поэтому, можно предположить, что психологическое описание не так ярко выражено и играет не главную роль.
Писатель знакомит читателей с главным героем, используя портрет-описание. Так в рассказе «Кавказский пленный» образ Рубахина складывается из следующих характеристик: «Руки Рубахина были мощны и сильны», «Он разделся до пояса, поблескивая на солнце мощным и мокрым от пота телом», «в пятнистых гимнастерках» [5]. Таких описаний в повести дается большое количество, с их помощью создается более полный образ героя, помогающий понять не только внешность, но и поступки. Психологический портрет представлен только тремя характеристиками: «докладывает, запинаясь и несколько робея» [5] и другие. Неслучайно В.С. Маканин даёт своему персонажу такую фамилию, она символизирует его характер: рубаха-парень, то есть простой и открытый человек. Рубахин своими чертами похож на русского мужественного парня, у которого душа нараспашку, но и отрицательные черты присутствуют в этом персонаже: убийство кавказца, хотя он пленил его своей красотой. В 2008 году вышел на экран фильм «Пленный», который снял Алексей Учитель по повести «Кавказский пленный». Интересной является авторская интерпретации роли Рубахина, которую сыграл Вячеслав Крикунов. Режиссеру и актёру удалось точно, в соответствии с замыслом В.С. Маканина, передать не только внешний облик Рубахина, но и его внутреннее состояние в разные периоды времени. Он изображен сильным, бравым солдатом, который немногословен и полон внутреннего достоинства. У Вячеслава Крикунова получилось максимально точно воссоздать русский характер, храброго воина, который готов постоять за свой народ. Единственным, на наш взгляд, отличием является отношение Рубахина к чеченскому юноше. В.С. Маканин показал более трепетное, нежное отношение к Джамалу. Он пленил Рубахина своей красотой, женскими, тонкими чертами. А. Учитель изобразил красоту юноши, но он не столь пристально акцентировал на этом внимание. На первый план он вынес братские, дружеские отношения героев.
В повести «Лаз» описание главного героя Ключарева также даётся с помощью портрета-описания: «Он в свитере, в шапочке с помпоном, помпон чуть припрыгивает во время его хода», «Он несколько постарел; потускнел; виски поседели уже сильно, проседь в волосах. Но еще крепок. Мужчина» [6]. Психологическая характеристика героя дается в его действиях, которые отличаются резкостью. Для описания используются такие глаголы движения, как «подергивает», «подпрыгивает», «вкручивается» и другие. Эти глаголы характеризуют эмоциональное состояние героя, его внутреннюю напряженность. В портретной характеристике важную роль играет деталь – «шапочка с помпоном». Е.В. Куликова отмечает, что для прозы Владимира Маканина детализация не свойственна, но если он упомянул эту деталь, значит, она имеет большое значение в раскрытии образа персонажа [3, с. 128]. «Лыжная шапочка с помпоном» является ярким пятном в образе героя-интеллигента. Это своего рода символ, который помогает выделиться герою из толпы, и тем самым придает «чудаковатость». «Возможно, «лыжная шапочка» – это своего рода символ свободы героя-интеллигента от навязываемой социальной «усредненности» [3, с. 128]. С самого начала рассказа чувствуется настороженность, напряженность Ключарева, это проявляется в его словах, поведении. Главный герой является связующим звеном между двумя мирами. Ключарев является человеком, который склонен к анализу и самоанализу, он всегда чувствует ответственность за окружающих
Можно предположить, что психологический портрет в малых жанрах у В.С. Маканина практически не используется, что объясняется небольшим объемом произведения, и тем, что действие в повествовании занимает главенствующую позицию. В повести и рассказе портреты главных героев можно назвать говорящими, то есть мы можем определить психологическое состояние по поведению, по «намёкам», которые дает сам автор.
Портрет главных героев в произведениях В.С. Маканина занимает одну из ведущих позиций. Роман отличает емкая психологическая характеристика, герой показан с разных сторон, большее внимание уделяется его внутреннему миру. Владимир Маканин использует психологический портрет, чтобы дать представление о герое и раскрыть его внутренние качества, мотивы, побуждения, показать многогранность личности героя, как он проявляет себя в различных ситуациях. В повести «Лаз» и рассказе «Кавказский пленный» доминируют портреты-описания, так в них повествование более динамично, и не представляется возможным глубоко проникнуть в психологию героя. Здесь важным становится обилие деталей, использование глаголов движения, которые, с одной стороны, создают динамичность повествования, а с другой – обогащают внешнее представление о герое и указывают на яркие черты характера. Но независимо от жанра произведения, их объединяет одно – все они олицетворяют рассредоточенный вид портрета.

Список литературы

1. Андроникова, М. И. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма / М. И. Андроникова. – М.: Искусство, 1980. – 423 с.
2. Казах, В. Лексикон русской литературы ХХ века / В. Казах. – М.: РИК «Культура», 1996. – 492 с.
3. Куликова Е. В. Художественная детализация образа героя-интеллигента в повести В.С. Маканина «Лаз» / Е. В. Куликова // Гуманитарные науки. Филология. – 2012. – № 2. – С. 126–131.
4. Маканин, В. С. Андеграунд, или Герой нашего времени / В. С. Маканин // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ru/PROZA/MAKANIN/underground.txt, свободный (дата обращения 11.01.2014)
5. Маканин, В. С. Кавказский пленный / В. С. Маканин // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ru/PROZA/MAKANIN/makanin.txt, свободный (дата обращения 11.01.2014)
6. Маканин, В. С. Лаз / В. С. Маканин // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://royallib.ru/book/makanin_vladimir/laz.html, свободный (дата обращения 11.01.2014)


15