Проект Моя Республика Коми


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 с Корткерос»
Проект
«Моя Республики Коми».
Автор проекта: Филиппова Светлана Ивановна, воспитатель первой квалификационной категории
Номинация: Завершенный проект.
Корткерос 2016
Проект
«Моя Республики Коми».
Направление: Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция с образовательными областями: «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».
Тип проекта: информационный, практико - ориентированный, творческий, групповой.
Участники проекта: дети подготовительной группы «Осьминожки», воспитатели, специалисты ДОУ, родители.
Итоговое мероприятие:
Викторина - «Интеллектуальный марафон», посвященный 95-летию Республики Коми.
Изготовление карты «Республика Коми».
Актуальность:
22 августа2016 года Республика Коми отмечала свой 95 летний юбилей и мы, педагоги, не могли обойти стороной такое важное событие. Перед нами стоит задача прививать детям с детства интерес и любовь к своей малой родине, Республике, России, земле на которой мы живем.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается, не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому, своей малой родине, а ведь она основана из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, Республики, потом – гражданином России и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого, к далекому.
Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель? Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному селу, городу, Республике, у него проявляются в чувстве восхищения достопримечательностями, предметами народно- прикладного творчества, природой, людьми того места, где они живут. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях, первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы, ее богатствам. Ребенку необходимо соприкоснуться и увидеть всю красоту, неповторимость своей малой родины, Республики
Развитие и формирование нравственных качеств осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе реализации проекта по ознакомлению детей с родным селом и Республикой. Знакомство с достопримечательностями своего села, Республики, играют важную роль в воспитании любви к месту, где ребенок родился.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа своей малой родины, Республики. Подготовка к празднованию юбилея Республики как нельзя лучше подходит для создания этих условий.
Цель проекта:
Цель: Повышение заинтересованности всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению; расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
Изготовление карты «Республика Коми».
Задачи:
Образовательные:
1.Расширить знания детей о родном Коми крае,
( символика, достопримечательности, города, известные люди)
2.Расширить представления детей о родном крае и его богатствах
(растительный мир, животный мир, заповедники, полезные ископаемые);
3.Способствовать возникновению интереса к своей республике.
4.Формирование целостной картины мира и расширение кругозора дошкольников о родном крае;
5.Формирование интереса к коллективной, игровой, продуктивной, творческой деятельности.
6. Активизировать словарный запас дошкольников.
7.Привлечение родителей в образовательную деятельность.
Развивающие:
6..Создавать условия для самостоятельной познавательной активности детей.
7.Развивать познавательную активность у детей в разных видах деятельности;
Воспитательные:
8.Воспитывать у детей любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению;
9.Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей Республике.
Методы проекта:
• Наблюдение
• Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, книг.
• Беседы
• Продуктивная деятельность детей
• Участие в праздничных мероприятиях.
• Экскурсии в музей, по селу.
Ресурсы проекта: ноутбук, мультимедийное оборудование.
Иллюстрации, книги, фотографии о Республике Коми, музей группы
«Коми уголок».
Презентации:
«Достопримечательности Республики Коми»,
«Красная Книга Республики Коми»,
«Знаменитые люди Республики Коми»,
«Природа Коми Края»,
«Богатства Коми Края», ноутбук, проектор
Дидактические игры: «Лото - Коми орнамент»; «Собери картинку» (символика Республики Коми), «Подбери пару», «Собери сказку» (разрезные картинки Коми сказок);
Коми сказки: «Пера Богатырь», «Яг-Морт», «Марпида-царевна»; «Ёма и
две сестры», «Охотник и Чукля»; «Сказка про то, как Пера Богатырь спас
Зарань», «Кто главнее?»;«Медвежьи няньки»;
Картотека подвижных игр: «Ловля оленей», «Стой, олень!», «Чум», «Невод», «Прыжки через нарты», «Воробей»(Пышкай), «Совушка», «Ошкӧ бабӧ».
Раскраски «Герои Коми сказок» (Пера БогатырЬ, Корт- Айка, Баба Ема);
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Оленеводы».
Фотографии для оформления альбомов, выставок.
«Достопримечательности моего села Корткерос»,
«Достопримечательности Республики Коми»,
«Сыктывкар - столица Республики Коми»
«Природа нашего края»,
«Знаменитые люди Республики Коми»,
« Символика Республики Коми»« Народные промыслы, традиции. ( Коми орнамент)»
« Мое село – Корткерос»
«Коми легенды, сказки Корткеросского района»
Фотографии для изготовления карты Республики Коми.
Символика Республики Коми. Народные промыслы, традиции. ( Коми орнамент).
Коми легенды, сказки
Животный мир Республики Коми.
Растительный мир Республики Коми.
Полезные ископаемые Республики Коми.
Красная книга Республики Коми.
Гимн Республики Коми,
Песни Лидии Логиновой : «Марья Моль», «Катша синьяс»(ромашки),
«Зиль-зель».
Ожидаемые результаты проекта:
Продукты деятельности педагога;
Папки - передвижки: «Как знакомить ребёнка с родным Коми краем»;
«Люби и знай свой Коми край».
Создание презентаций: «Достопримечательности Республики Коми»,
«Красная Книга Республики Коми»,
«Знаменитые люди Республики Коми»,
«Природа Коми Края»,
«Богатства Коми Края»(полезные ископаемые)
Картотека подвижных игр: «Ловля оленей», «Стой, олень!», «Чум», «Невод»
«Прыжки через нарты», «Воробей»(пышкай), «Совушка», «Луна и солнце»; «Ошкӧ бабӧ».
Раскраски «Герои Коми сказок»: (Пера Богатырь, Зарань, Корт - Айка, Баба Ема).
Оформление альбомов, выставок.
«Достопримечательности моего села Корткерос»,
«Достопримечательности Республики Коми»,
«Сыктывкар - столица Республики Коми»
«Природа нашего края»,
«Знаменитые люди Республики Коми»,
« Символика Республики Коми»« Народные промыслы, традиции. ( Коми орнамент)»
« Мое село – Корткерос»
«Коми легенды, сказки Корткеросского района»
Фотографии для изготовления карты Республики Коми.
Символика Республики Коми. Народные промыслы, традиции. ( Коми орнамент).
Животный мир Республики Коми.
Растительный мир Республики Коми.
Города Республики Коми
Полезные ископаемые Республики Коми.
Запись диска: Гимн Республики Коми, песни Лидии Логиновой «Марья Моль», «Катша синьяс» и другие Коми песни.
Продукты деятельности детей:
Рисование Коми орнамента «Украсим рубаху Пере - богатырю»,
«Сарафан для Настук», «Кӧрт - Айка- герой Коми легенд».
Лепка «Кто водится в наших лесах» ( птицы, животные)
Ручной труд – оригами «Елка»,
Аппликация и ручной труд: вырезывание животных, птиц, ягод, грибов, редких растений, животных Республики Коми.
Прикладное творчество: Изготовление карты «Республика Коми»
Педагог, родитель:
Педагоги и родители пополнят знания о богатствах, достопримечательностях, народно – прикладном творчестве.
Ожидаемый результат:
В процессе взаимодействия педагог - дети - родители в реализации проекта:
Дети:
будут сформированы знания о родном крае, городе; о традициях, народно-прикладном искусстве, народных костюмах, истории родного края.
станут активными участниками посещения краеведческого музея.
будут проявлять познавательную инициативу в разных видах деятельности;
станут активными участниками в выставках, конкурсах,
приобретут навыки социального общения с взрослыми;
сформируется чувство гордости за свой город, край;
возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;
Родители:
обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
повышение компетентности родителей при совместном с ребёнком поиске, исследовании и изучении культуры родного края.
Развивающая среда:
Пополнение познавательно-речевого уголка группы пособиями для реализации регионального компонента. ( Альбомы «Корткерос», «Достопримечательности Республики Коми», «Легенды Корткеросского района», «Знаменитые люди Республики»). карта Республики Коми, атрибутами для сюжетно - ролевой игры «Оленеводы» -рога оленей,
Срок реализации проекта:
2 недели (С 9 марта по 22 марта 2016 года).
Этапы работы:
. Подготовительный этап:
Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата, подбор методической литературы.
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
Разработка мероприятий с детьми по теме недели
«Моя Республика Коми»
Основной этап реализации проекта:
Цель:
Активное участие детей и родителей по теме недели.
Расширение представлений детей о родном крае и его традициях, быте, богатствах.
Работа с родителями:
Оформление стенда по теме тематической недели
«Моя Республика Коми»
Выпуск папок - передвижек «Как знакомить ребёнка с родным Коми краем», «Люби и знай свой Коми край».
Изготовление атрибутов к сюжетно - ролевой игре «Оленеводы»
( рога оленей).
Привлечение родителей к активному участию в организации фотовыставки «Родной край, любимые места».
Сбор иллюстративного материала для альбомов, выставок, для изготовления карты Республики Коми.
Сбор информации для создания альбомов:
Организация и проведение совместных мероприятий:
«Фестиваль народных игр»,
«Конкурс чтецов», посвященный 95- летию Республики Коми (на уровне детского сада, приняло участие 17 человек),
Подготовка участников для участия в муниципальном конкурсе, посвященном 95- летию Республики Коми.
Содержание совместной образовательной деятельности с воспитанниками по реализации проекта «Моя Республика Коми»:
9 марта - среда: Символика Республики Коми.10 марта - четверг: Народные промыслы, традиции. ( Коми орнамент).
11 марта - пятница: Мое село - Корткерос.
14 марта - понедельник: Коми легенды, сказки.
Вечер: «Фестиваль народных игр». (Совместно с родителями)
15 марта - вторник: Животный мир Республики Коми.
16 марта - среда: Растительный мир Республики Коми. «Красная книга Республики Коми»
17 марта - четверг: Полезные ископаемые Республики Коми.
Конкурс чтецов «Люблю тебя, мой край родной», – «95 лет Республике Коми» на уровне детского сада. (Участвовало 17 человек) стихи Коми поэтов.
18 марта – пятница: Достопримечательности Республики Коми.
Конкурс чтецов, посвященный 95- летию Республики Коми на Коми языке «Люблю тебя, мой край родной», (на муниципальном уровне , приняло участие 5человек),
21 марта – понедельник: «Коми посиделки».
22 марта - вторник: Викторина «Интеллектуальный марафон », посвященный 95- летию Республики Коми.
Продуктивная деятельность:
«Художественно - эстетическое развитие»
Рисование:
Коми орнамент «Украсим рубаху Пере- богатырю»,
«Сарафан для Настук»,
«Кӧрт- Айка- герой Коми легенд».
Лепка
«Кто водится в наших лесах»,
Ручной труд – оригами «Елка»,
Аппликация и ручной труд:
Вырезывание животных, птиц, ягод, грибов, редких растений, животных Республики Коми.(по выбору детей)
Прикладное творчество: Изготовление карты «Республика Коми».
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Лото - Коми орнамент»; «Собери картинку» (символика Республики Коми), «Подбери пару», «Найди узор», «Собери сказку» (разрезные картинки Коми сказок);
Коми народные игры: «Ошкӧ бабӧ», «Стой олень», «Кукушка», «Баба Ема»,«Пышкай», «Чум».
Речевое развитие: Разучивание и чтение стихов Коми поэтов: А. Ванеева, В. Лыткина ( Илля Вась), С. Попова, В. Кушманова, Е. Евсенина.
Музыкальное развитие: Разучивание Коми хоровода «Марья моль», танцев «Коми шаньги», «Коми Кадриль», разучивание и пение песен «Öшка -мöшка - радуга» , «Песня о Корткеросе» .
Экскурсии по селу Корткерос к памятнику «Скорбящая мать», библиотека имени М. Лебедева, посещение Корткеросского краеведческого музея.
Чтение Коми сказок.
Просмотр презентаций:
«Достопримечательности Республики Коми»,
«Красная Книга Республики Коми»,
«Знаменитые люди Республики Коми»,
«Природа Коми Края»,
«Богатства Коми Края».
Оформление и рассматривание альбомов «Корткерос», «Достопримечательности Республики Коми»,
«Легенды Корткеросского района»,
«Знаменитые люди Республики».
Творческая мастерская: Изготовление карты « Республики Коми».
Цель: Развитие познавательной и творческой активности детей.
Заключительный этап:
Выставки детского творчества: «Кӧрт – Айка - герой Коми легенд».
Организация фотовыставки: «Родной край, любимые места».
Проведение викторины «Интеллектуальный марафон»,
посвященный 95 летию Республики Коми.( приняло участие 15 человек)
Изготовление карты «Республика Коми».
Участие в муниципальном этапе конкурса «Всероссийская сельскохозяйственная перепись глазами детей»- Результат -3 место.