Образовательный проект в подготовительной к школе группе «Моя родословная – моя семья »


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – «Детский сад № 2 общеразвивающего вида» с Койгородок

Проект
в подготовительной к школе группе
Тема: «Моя родословная – моя семья »
Проект разработала:
воспитатель Мельникова О.И.
с.Койгородок 2013
Проект «Моя родословная - моя семья»
Актуальность проекта:
Семья – источник любви, уважения, привязанности. Семья – это главное в жизни для каждого из нас. Семья – это родные и близкие люди, с кого мы берем пример, тех, кого мы любим, о ком заботимся, кому желаем добра, счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности и уважению! Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Данный проект призван помочь понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с понятием "семья" невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый член семьи. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге.
Работа над проектами имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений, для укрепления в сознании ребёнка своей компетентности, умение выступать перед большим коллективом слушателей, развития речи (монологической и диалогической). Вместе с этим накапливается жизненный опыт ребёнка, тренируются и развиваются его коммуникативные способности, познавательно-исследовательские способности, что в преддверии школьной жизни очень важно.
Тип проекта: среднесрочный, информационный, познавательно – исследовательский и творческий проект.
Идея проекта: Укрепление связи поколений в семье.
Проблема. У детей дошкольного возраста недостаточно сформированы знания о своей семье, родне. Отсутствие интереса родителей к нравственно-патриотическому воспитанию в семье.
Цель проекта: Укрепление связи поколений в семье, сплочения членов семьи.
Задачи проекта:
1) Развивать интерес к своим родным и близким;
2) Формировать познавательный и исследовательский интерес к изучению истории и традиций своей семьи;
3) Воспитывать любовь к родному дому, к родному селу;
4) Формировать у детей представления об отношениях родства;
5) Воспитывать гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии;
6) Воспитывать уважение и почитание людей старшего поколения.
Срок реализации проекта: /2 месяца/
Участники проекта: дети подготовительной к школе группе, родители воспитанников, воспитатели группы.
Охватываемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие
Проблемы, на решение которых направлен проект:
-низкая заинтересованность детей своими корнями
-пропаганда современных книг с мультипликационными героями разных стран, не имеющих нравственного стержня
-повышение профессионального уровня воспитателей группы, раскрытие их творческого потенциала
Особенности проекта:
-опирается на личный опыт родителей;
-взаимодействие с социумом: с районной библиотекой, с Центром Культуры с. Койгородок., с Койгородским краеведческим музеем
Гипотеза проекта:
Реализация проекта «Моя родословная- моя семья» позволит активизировать новые формы взаимодейстаия всех субъектов образовательного процесса
Педагогические принципы:
-принцип культуроообразности
-принцип гуманистической ориентации
-принцип опоры на эмоционально чуственную сферу ребенка
Методы:
Наглядные (организация выстовок,презентаций, книжных уголков, и т.д. )
Словесные (беседы, викторины)
Практические ( познавательно-исследовательская, речевая и продуктивная деятельность детей, экскурсии в Районную библиотеку , в Койгородский краеведческий музей, в Центр Культуры с . Койгородок, участие детей в развлечениях, досугах, конкурсах и выставках)
Формы работы с детьми:
Образовательная деятельность / включая все направления образовательных областей/ различные виды игр, соответствующих тематике проекта, беседы, рассматривание иллюстраций и фотографий на тему «Моя семья», репродукций картин о семье, о людях, оформление группового фотоальбома «Наши семьи», творческих коллективных работ воспитанников группы, просмотр мультфильмов и презентаций, организация экскурсий в районную библиотеку, в Центр культуры с. Койгородок, в Койгородский краеведческий музей.
Классификация проекта.
Классификация Проект
Доминирующая деятельность в проекте. Исследовательская, поисковая, творческая.
Предметно – содержательная область. Межпредметный проект.
Характер координации проекта. Непосредственный, гибкий.
Характер контактов. Среди участников одной группы детского сада, родителей.
Продолжительность. 2 месяца
Вид презентации. Устный доклад, презентация «Генеалогического древа семьи»
Учебные предметы Вопросы интеграции
Через различные виды деятельности: занятия, беседы, наблюдения. Через ознакомление с окружающим, развитие речи, рисование, аппликацию, ручной труд.

Проблемные вопросы:
Как появилась моя семья? Кто я? Кто были мои предки?
Охватываемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Целевые группы Их интересы
Дети 6-7 лет Наличие интереса к жизни своей семьи, потребности общаться со сверстниками, мотивация к игровой деятельности
Родители Просветительная работа с родителями по пропаганде нравственно - патриотического воспитания среди родителей. Развитие коммуникативных функций речи детей. Обретение нового опыта участия в общественной жизни.
Педагоги Реализация творческого потенциала.
Привлечение общественного внимания к проблеме нравственно - патриотического воспитания дошкольников.
Повышение рейтинга дошкольного образовательного учреждения
Механизм реализации проекта  
Этапы проекта Задачи этапов проекта
I этап
(подготовительный)
-Опрос детей: «Что я знаю о семье?» ;
-Анкетирование родителей по теме: «Моя родословная»
- Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
II этап
(исследовательский) Содержание деятельности педагога:
С детьми:
- Беседы: «Моя семья», «Рядом или вместе?», «Моя родня», «Что такое род, родня»
- Занятия из цикла «Я и моя семья»
«Моя мама».
«Семья и родной дом»
«Родные люди»
«Что такое родословная»
«Образ моей семьи»
Познавательно-исследовательское занятие «Дерево для мамы»
Дидактические игры «В моем селе», «Какая моя мама», «Сравни кто старше», «Назови свой адрес», «Как зовут твоих родных», «Скажи наоборот»
- Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Дочки-матери», «Семья»
- Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме «Моя семья»;
- Разучивание песен, стихов, пословиц на семейную тематику;
- Оформление группового альбома «Наши семьи»
- Изготовление поделок к празднику для мам
С родителями:
- Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей», «Способы оформления родословной»
- Беседа «Семейные традиции».
Содержание деятельности родителей:
- Рисунки совместно с детьми: «Моя семья»;
- Изготовление родословной;
- Участие в оформлении выставки в группе «Мамины руки не знают скуки»
- Подготовка к презентации своей родословной.
III этап
(обобщающий) - Презентация детьми «Древа семьи»
- Развлечение «Моя родословная»;
Ожидаемые результаты:
1.Дети узнают больше о своей семье, своих корнях: о членах семьи, традициях, близких и дальних родственниках
2. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений, сплочению поколений в семье.
Оценка результатов  
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате  мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили  положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания, в вопросах касающихся своей семьи, произошло укрепление внутрисемейных связей воспитанников – улучшились взаимоотношения между детьми, родителями, бабушками, дедушками; родители стали активней участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду.