Тема: «Мой родной Северный край»


Тема: «Мой родной Северный край»»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация»
Цель: Продолжать пополнять знания о Севере, о традициях коренного населения ханты и манси. Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать умение слушать и слышать ответы товарищей, дополнять друг друга, воспитывать интерес к своей Родине, к людям другой национальности.
Материалы и оборудование: кукла в национальном костюме, олень, образцы орнаментов, иллюстрации по теме.
Дидактические задачи по реализации интеграции образовательных областей
Образовательная область «Познание»: продолжать знакомить с жизнью коренного населения, закрепить знания детей о нашем крае, его богатствах.
Образовательная область «Социализация»: формировать у детей умение соблюдать элементарные правила игры, развивать интерес к родному краю, приобщать к элементарным правилам взаимоотношений со сверстниками, воспитывать умение работать в коллективе;
Образовательная область «Коммуникация»: обогащать словарный запас детей, развивать умение отвечать на поставленные вопросы, умение слушать собеседника, формировать навыки речевого общения;
Образовательная область «Художественное творчество»: продолжать развивать творческие особенности детей.
Содержание НОД:
Воспитатель: Здесь, на окраине Сибири,
В краю болот и комарья,
В суровом и нелёгком мире
Лежит Сургутская земля….
-Скажите ребята, о чем сегодня пойдет речь? (ответы детей)
-Ребята, а сколько вам лет? а маме, дедушке и бабушке???(ответы детей)
У всех людей разный возраст. Как вы думаете, есть ли возраст у городов или им всем одинаковое количество лет? Сколько лет Сургуту?
- Нашему городу более 400 лет, а это значит, что город очень старый, но тем не менее он выглядит как молодой и красивый.
-Как называют жителей Сургута? (ответы детей). Значит , и вы -…..???
(сургутяне)
- А вы любите свой город? А за что любите свой город?(ответы)
Вы Сургут еще больше полюбите, когда узнаете о нем много интересного.
Физминутка(Мы с вами входим в лес…)
- Наш город Сургут расположен не реке Обь. По климатическим условиям район приравнен к Крайнему Северу - зима длиться дольше, чем лето. Скажите мне, ребята, какие народы проживают в нашем городе? (ответы детей). Значит, наш город многонациональный. Коренные жители нашего города- ханты и манси. Повторите эти слова. Они проживают в лесу. Как вы думаете, какие их основные занятия? Верно, рыболовство, охота. А еще они разводят оленей (сюрпризный момент) - появление оленя. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренных жителей.
Их основная профессия – оленеводы. Живут они здесь с давних пор. Это очень сильные и смелые люди. (показ иллюстрации). То место, где живут оленеводы, называется стойбищем. Очень сложно представить их облик и быт без предметов созданных из оленьего меха. На севере издавна шьют верхнюю одежду и обувь из оленьих шкур. Покрывают переносные сборные жилища таежных охотников – чумы. Особо ценятся северянами оленьи камусы – шнурки с ног оленя – небольшие полоски золотистого цвета, серебристо-серого или белого цвета. Из камуса в обычно шьется зимняя обувь, рукавицы, сумки.
- Ребята, у нас сегодня еще гости. К нам приехала девочка. Догадайтесь, девочка какой национальности приехала к нам в гости?(ответы детей – хантыйка) Откуда она к нам приехала? Почему вы догадались, что она с севера??? Из чего сшита одежда? (из меха) Да это меховая одежда, называется она малица. Малица шьется из оленьего меха, мехом внутрь.
-Девочка к нам не просто так пришла, а с заданиями. (читаю)
- Ребята, народы ханты и манси придумывают много сказок. Сейчас я вам расскажу одну из таких. Называется она «Кукушка».
- Чему учит эта сказка? О чем северный народ хотел предупредить детей???(ответы детей) Надо заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно, когда они болеют.
Итак, второе задание от нашей хантыйки. Посмотрите, как живут дети на Севере? Обратите внимание на картину, она так и называется «Дети Севера». Дети рассматривают картину.
-На картине нарисовано катание детей на оленях, олени быстро мчатся по глубокому снегу, детям немного страшно, но они получают огромное удовольствие от катания на оленях. Это веселые дети-ханты. Им мороз не страшен - все тепло одеты в меховые шубы и шапки.
Физминутка «Ловля оленей»
Играющие делятся на две группы. Одни- олени, другие-пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.
И , наконец, третье задание. Нам известно, что женщины-хантыйки – большие мастерицы. Они шьют одежду, меховую обувь, украшают их узорами – орнаментами. Но орнаменты не только радуют своей красотой, они рассказывают о жизни тайги, каждый орнамент имеет своё название. Предлагаю вам их угадать.
Всех зверей она хитрей,
шуба рыжая на ней,
пышный хвост – ее краса
это хитрая…..(лиса)
(демонстрирую орнамент)
Наступил мой каблучок
На березовый ….(сучок)
(демонстрирую)
Черная птица
Меня не боится
Моргнет удивленно
И каркнет….(ворона)
(показ орнамента)
А теперь мы с вами попробуем украсить орнаментами одежду, а именно сапоги и варежки (раздаю заготовки).
Ребята, вот и подошло к концу наше занятие. Вам понравилось? А что понравилось? Что было для вас новым, интересным?