Рабочая программа краеведческого кружка Мой край родной, навек любимый


Рабочая программа краеведческого кружка "Мой край родной, навек любимый"
Шайхутдинова Лилия Робертовна, учитель истории и обществознания
Пояснительная записка.
Интерес к проблеме изучения родного края, своей семьи продиктован потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.
Появление в школьном учебном плане, наряду с основным федеральным компонентом, компонента регионального (локального) дает возможность расширить и углубить знания школьников о своей малой Родине.
Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, эстетического, интеллектуального, трудового, личностного развития ребенка. Знакомство с прошлым и настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьника мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, - гордость за это.
Краеведение помогает реализовывать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе РФ «Об образовании»:
•Воспитание гражданственности и любви к Родине;
•Содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;
•Формирование у учащихся научной основы понимания мира, адекватной современному уровню знаний;
•Защита самой системой образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства.
Именно поэтому в современных условиях необходимо усилить внимание к краеведению как методу патриотического воспитания.
Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – родным и знакомым, сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, окружающим людям, с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживания красоты родных мест.
По мере своего развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу класса, школы, народу.
Краеведческая работа наглядно показывает учащимся насколько прошлое и настоящее своего края увлекательно и интересно. А главное – все это здесь, рядом с нами. Не нужно ехать за сотни километров, нужно только внимательно посмотреть вокруг, изучить окружающее. И это помогает учащимся углубить и расширить свои знания, полюбить школу, свой населенный пункт и гордиться ими. А из этой любви развивается более глубокая любовь к своей великой Родине. Изучение родного края, района, населенного пункта, где человек родился и вырос, пробуждает гордость за свою малую Родину, желание сделать свой край процветающим, формирует чувство хозяина.
Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.
Программа рассчитана на учащихся 11-14 лет. Программа реализуется в течение 1 года по 1 часу в неделю. Итого 35 часов в год.
Цели программы:
-Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Параньгинского района и Марийского края;
-сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи программы:
-Изучение прошлого и настоящего Параньгинского района, как части марийского края, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем поселке и республике;
-Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о поселке и республике;
-Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций;
-Активизация поисковой деятельности учащихся;
-Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения;
-Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
Основные направления: Программа "Мой край родной, навек любимый" включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Прогнозируемые результаты: Программа "Мой край родной, навек любимый" проведение итоговых занятий, на которых подводятся итог за прошедший год. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Календарно тематическое планирование
№ Тема занятий Содержание дата факт
1 Краеведение - наука о родном крае. Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае. 2 Кто мы и откуда. Состав моей семьи. Профессии родителей.

Что означает моя фамилия, имя, отчество. Сбор и обработка материалов о фамилиях, именах, отчествах 3 Родословная моей семьи. Родословная: что это такое, как ее составить. Составление родословной своей семьи. 4 Конкурс «Летопись семьи»
Защита проектов по теме «Летопись семьи». 5-6 Моя школа. Где расположена школа. Когда и кем построена школа. Как оборудована. Кто в ней работает. Кто в ней учится. Каковы успехи и достижения учителей и учеников школы. Каковы перспективы школы. Посещение школьного музея.
7-8 Практические работы:
1. Составление плана школы и пришкольного участка.
2. Сочинение «Моя школа в будущем». 9 Карта Республики Марий Эл Изготовление карты Республики Марий Эл. 10 Красотою славится наша земля. Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе. 11 Параньгинская земля. Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир. 12 Наша жемчужина. История поселка Параньга. 13 Карта Параньгинского пайонаПрактическая работа: изготовление карты 14 Топонимика нашего района. Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Параньгинского района. 15 «Улица родная» Улицы родного поселка. Старые и новые. История названия улиц. 16 Климат, флора, фауна родного села. Климат. Растительный мир. Животный мир. 17 Река, давшая жизнь нашему поселку. Река Параньгинка. Стихи о Параньгинке. Современное состояние реки. Экология. 18 Наш дом родной. Виртуальная экскурсия по поселку. 19 Я и мой поселок. Мой поселок через 10 лет. Создаем проекты домов и зданий нашего поселка в будущем. 20 От чистого истока. Сочиняем легенды, предания, рассказы, стихи о любви к родному краю. 21 С чего всё начиналось. Наш край в древности. Археологические памятники на территории области. Посещение районного музея. 22 Экспедиция в прошлое. «Дом, в котором я живу»
История жилища. Функции жилища. Место строительства. Материалы строительства 23 Первые поселения. История появления на карте области первых деревень. Знакомство с бытом и традициями. 24 Вся власть Советам! Установление советской власти в нашем районе. Мероприятия Советской власти. 25 Столкновение различных политических сил. Гражданская война на территории нашего района. 26 У каждого своя судьба. Голод 1921-1922 годы. Образование в 20-е – 30-е годы. Коллективизация. Репрессии 30-х. 27 Из одного металла льют медаль за бой медаль за труд. Наш город и район в годы войны. Тыл фронту. 28 « Чистота залог здоровья». Реализация проектной деятельности: самые грязные и самые чистые места поселка Параньга 29 Ими гордится наш район. Вклад в науку. Любовь к живописи. Писатели и поэты нашего края. 30 Достопримечательности района Мечети. Церковь. 31-32 Традиции и обычаи поселка и района. Традиции и обычаи народов, проживающих на территории Параньгинского района 33-34 Наша малая Родина в современном мире Подготовка презентаций « Мой любимый уголок» 35 Подведение итогов работы кружка Презентация проектной деятельности, отчет по работе кружка, выставки работ детей.