Программа по историко-краеведческой деятельности «Любимый мой –край родной»


Утверждено методическим советом
ГБУ РБ Северо-восточный МЦСПСД
Приказом № 331-ОД от 07 декабря 2015 года

Программа по историко-краеведческой деятельности «Любимый мой –край родной» отделения социальный приют для детей и подростков ГБУ РБ Северо-восточный МЦСПСД.
Разработала:
социальный педагог отделения
Социальный приют для детей и подростков в Белокатайском районе
Латыпова Ралия РизвановнаУргала
2016г.
Актуальность.
Обоснование программы.
Социальный опыт ребёнка – это не то, что он знает и помнит, что прочитал или выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
В приют поступают дети из семей находящихся не только в трудной жизненной ситуации, но и дети из семей находящихся в социально опасном положении. Что же это значит? А это значит, что в этих семьях дети предоставлены сами себе, в этих семьях родители не то чтобы не занимаются воспитанием ребенка, они его просто не любят, взваливая весь свой гнев на него. Ребёнок, не познавший в детстве силу родительской любви, не научившийся трудиться, не испытавший радость познания, не научится любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих силах и возможностях. Педагогическая и психологическая безграмотность родителей, истощение эмоциональных форм общения, их низкий образовательный уровень – основные факторы, влияющие на отсутствие у несовершеннолетних представлений об общечеловеческих ценностях.
Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, когда ребёнок отвечает доверием к взрослому. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
Наша задача – показать детям, что существуя в современном мире, мы не оторваны от того, что было много лет назад. Важно понимать, что многое в сегодняшний мир пришло из прошлого, почему именно в таком виде, благодаря кому и чему сохранился жизненный опыт поколений. Необходимо донести до сознания детей, что мы должны сохранить опыт предков и всё лучшее передать своим детям, в будущее. Ведь без прошлого нет будущего.
Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества.
Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность духовно-нравственного развития и воспитания личности несовершеннолетних приюта. Позволит педагогам сконструировать и смоделировать воспитательное пространство личности, развернуть его в социальном пространстве учреждения, создать основу взаимодействия приюта с другими субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, средствами массовой информации.
Интересы воспитанников, как в области познавательной, так и в области практической деятельности чрезвычайно разнообразны и многосторонни. Деятельность данной программы позволит значительно расширить кругозор детей и дать ответ на многие возникающие у них вопросы. Изучение края должно быть комплексным, и в его изучении могут участвовать разные специалисты с широким кругом интересов.
Туристско-краеведческая деятельность - это сложный вид педагогической работы. Туризм и краеведение - это части единого целого. Туризм без краеведения не интересен, краеведение без знаний основ туристской техники невозможно. Если в походах и экскурсиях не ведётся краеведческая работа, то туризм теряет своё воспитательное значение и даже может стать отрицательным фактором, влияющим на развитие личности ребёнка. Краеведение основано на ситуации поиска, на активном действии воспитанников. В формах, методах и приёмах организации краеведческой работы заложены большие возможности развития у детей способностей, которые содействуют активному усвоению знаний, выработке умений и навыков в решении практических задач.
Туристские походы и путешествия - это школа бережного отношения к природе, это основа экологического, патриотического, нравственного и духовного воспитания.
Правильно организованная краеведческая работа поможет воспитать у детей наблюдательность, умение ориентироваться на местности, пробудить интерес к окружающей природе и общественной деятельности, развить пытливость ума, расширить кругозор, привить навыки практической деятельности, закалять здоровье, укрепить чувства товарищества и дружбы.
Цель программы:
- формирование у воспитанников детского приюта гражданских качеств личности;
- формирование у воспитанников любви и уважения к своему Отечеству;
- познание своей малой родины в рамках краеведения и духовно-нравственном смысле понятия «гражданин малой Родины».
- изучить материалы о национальном герое башкирского народа, о великой личности Салавате Юлаеве.
- проследить образ Салавата Юлаева в творчестве художников и скульпторов.
Задачи программы:
- дать знания об окружающем мире, природе своей местности, истории, культурных традициях своего народа и других народов нашей страны, осознание уникальности и самобытности нашего края;
- сформировать нравственные основы личности;
- повысить уровень духовной культуры, формировать гражданское самосознание у воспитанников приюта;
- создать на базе отделения социальный приют для детей и подростков в Белокатайском районе ГБУ РБ Северо-восточный МЦСПСД туристско-краеведческий кружок «Юный краевед» и краеведческий музей-мастерскую
- пополнять музей экспонатами, привезенными из эколого-краеведческих экспедиций, туристических походов.
Формы проведения занятий:
Лекция.
Экскурсия.
Экспедиция.
Работа в архивах.
Конференции.
Уроки.
Работа с документами.
Исследовательская деятельность.
Целевая группа:
 - воспитанники приюта;    
 - воспитатели, педагоги.
Срок реализации программы: 
2016 - 2019гг.
Ожидаемые результаты:
Выработка активной гражданско-патриотической позиции;
Овладение техникой туристских навыков и умений;
Углубление знаний о природе родного края;
Выбор жизненных ориентиров по отношению к экологическим проблемам;
Выработка устойчивой потребности к здоровому образу жизни и формам активного отдыха
У детей и подростков повысится возможность приобретения социального опыта, коммуникативных навыков, морально-волевых качеств (самостоятельность, смелость, трудолюбие, коллективизм и т.д.).
Конечным результатом реализации Программы должна стать социальная адаптация воспитанников в современных жизненных условиях, установление их психического равновесия и создание для них устойчивого эмоционального климата, сформирование активной гражданской позиции несовершеннолетних, как основы личности гражданина России.
Формы реализации программы:
Участие в районных краеведческих конкурсах.
Участие в республиканских краеведческих конкурсах: “Страна заповедная - Башкортостан”, “По малой Родине моей”, “Дорогами Отечества”, “Юный экскурсовод” и.т.д.
Участие в российских конкурсах: “Человек в истории России”, Всероссийских чтениях имени В.И. Вернадского …
Проведение летней этнографической экспедиции, сплавов, походов.
Проведение выставок быта народов, проживающих в нашем районе.
Содержание программы:
Программу реализует администрация приюта (с привлечение заинтересованных ведомств), воспитатели, специалисты.
№ п\п Тема Кол-во часов Задачи Содержание
1 Мой дом. Родословная семьи. 2 ч Изучение родословных, семейных традиций и обрядов, развитие и поощрение интереса к истории рода. Изучение истории и природы родного края с древнейших времен до сегодняшнего дня, составление летописи наших дней. 1. Понятие родословие «генеология»
2. познакомиться с историей и представителями российских родов разных сословий
3. научиться приемам составления генеалогических таблиц, росписей, картотек
4. создать историю своей семьи, свою родословную
2 Родная школа. Ее история и традиции.  6ч Изучение истории родной школы. Знакомство с историей родной школы. Изучение истории школы на основе архивных документов, которые имеются в школе. Составить альбом.
3 Село: прошлое, настоящее и перспективы развития. Культурное наследие. (4 часа) 4ч Изучение культурного наследия и творчества жителей родного края, фиксация событий культурной жизни родного края. 1.Изучение истории села Ургала по газетным публикациям и документам краеведов
2. изучение "культурного наследия" через литературное, художественное и музыкальное творчество, фольклор, традиции, игры, архитектуру, образования и медицину, библиотечное дело, книгоиздательство и средства массовой информации, театр, кино, художественную самодеятельность, физкультуру и спорт, деятельность общественных и религиозных организаций, творческих групп, кружков, клубов, обществ и т.п.
3. изучение мемориальных (жизнь и творчество конкретных деятелей культуры) и монографических (события, явления, факты местной культуры) сюжетов.
4 История района 6ч 1.Знакомство с историей района.
2. Изучение жизни и деятельности земляков, оказание прямой или посреднической помощи всем тем, кто в силу обстоятельств оказался оторванным от своей малой родины или не имеет возможности поддерживать с ней непосредственную связь. 1.Знакомство с историей района.
2. География проживания земляков.
5 История Северо-востока Республики БашкортостанНациональный герой - Салават Юлаев10ч 1.Знакомство с историей района.
2. Изучение жизни и деятельности районов.
3. Личность и образ Салавата в истории Башкортостана 1.Белокатайский р-н
2.Дуванский р-н
3.Кигинский р-н
4. Мечетлинский р-н
5.Салаватский р-н
6.История Салавата
6 История Республики Башкортостан 20ч 1.Воспитание гражданственности;
2. Знакомство с основными этапами и ключевыми событиями истории и культуры Республики Башкортостан;
3. Ознакомить с важнейшими историческими событиями;
4. Знакомство с важнейшими достижениями культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития в Республике Башкортостан;
7 Нумизматика 12ч Знакомство с историческим источником «нумизматикой» 1. Демонстрация слайдов с изображением первых денег (раковины, шкуры животных, металлические прутья, слитки, скот и др.)
2. Изучение понятий аверс (лицевая сторона монеты), реверс (оборотная сторона монеты), гурт (ребро монеты), легенда (надпись на монете)
3. Знакомство с русской монетной системой
4. Знакомство с распространёнными денежными знаками
8 Сфрагистика + экскурсия. 6ч Знакомство с особенностями  
печатей как исторического  
источника, их внешним видом и способами изготовления. 1. Печать - знак, удостоверяющий подлинность документа или полномочия владельца.
2. Печать – исторический источник.
3. Внешние виды и способы изготовления печатей
9 Топонимика 4ч Знакомство с историческим источником
«Топонимика»  1.Каждое название- источник знаний о прошлом. 
2. Происхождение исторического источника
10 Историческая  метрология. 8ч Знакомство с исторической дисциплиной метрология. 1. Единицы измерения –как дар природы (День и ночь, месяц, год – единицы времени; части человеческого тела: пальцы, ладони, ступни- меры длины).
2. Древнерусская система измерения.
11 Элементы топографии и ориентирования. 10ч Познакомить детей с основами топографии и ориентирования, необходимые для уверенного ориентирования на местности. 1.Топография
2.Карта
3.Разновидности карт
4.Масштаб
4.Чтение карт
5.Понятие об азимуте. 6.Определение азимута. 7.Движение по азимуту. 8.Подвижные игры на местности с применением знаний и определения азимута.
9.Хождение по азимуту.
12 Однодневные походы и экспедиции по окрестностям родного села (пешие, велопоходы, лыжные походы и т.д.) 10ч 1.Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья обучающихся;
2.Обеспечить духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, трудовое воспитание обучающихся;
3. Проводить социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
4. Формировать общую культуру обучающихся. 1. Вводное занятие. Постановка цели и задач. Инструктаж по технике безопасности. ПДД
2. Формирование группы
3. Разработка маршрута. Изучение информации о месте посещения
4. Изучение правил проведения однодневных туристских походов
5. Подготовка снаряжения
6. Изучение правил оказания первой медицинской помощи
7. Оформление приказа на проведение выездного мероприятия
8. Проведение похода
9. Занятие по итогам проведения похода
13 Многодневные походы в Салаватский район 20ч 1.Расширить кругозор детей.
2. Углубление знаний.
3.Воспитания чувства любви к природе, гордости за свою Родину 1.Выбор района путешествия.
2.Разработка маршрута недельного пешего похода.
3.Порядок оформления маршрутной документации
4.Снаряжение.
5. Организация питания.
6. Движение группы на маршруте. Обеспечение безопасности. Работа направляющего и замыкающего.
7.Обеспечение безопасности на маршруте.
8. Бивачные работы. (Выбор места для бивака. Порядок разбивки лагеря. Установка палаток. Выбор места для костра. Правила работы у костра)
9. Охрана природы. (Охрана природы во время бивачных работ.)
10. Обеспечение безопасности во время бивачных работ.
11. Гигиеническое обеспечение многодневных походов. 12.Доврачебная медицинская помощь.
14 Посещение школьного краеведческого музея 1.Познакомить воспитанников со школьным краеведческим музеем, его наиболее интересными документальными свидетельствами;
2.Научить пользоваться музейной терминологией: экспонат, музей, исторический источник;
3Воспитывать чувство любви к своей малой Родине.
4.Обобщение опыта работы по созданию школьного краеведческого музея. 15 Посещение музея в с. Малояз2ч 1.Развитие способности у воспитанников извлекать информацию из первоисточника на основе наблюдения явлений природы или осмотра предметов материальной среды;
2.Формирование понятийного аппарата через наблюдение и общение с творениями природы или предметами материальной среды;
3.Привитие навыков самостоятельного обучения;
4.Мотивация процесса обучения. Групповое выездное посещение музея воспитанниками приюта
16 Посещение музея в г. Миасс (драгоценных камней) 2ч 1.Развитие способности у воспитанников извлекать информацию из первоисточника на основе наблюдения явлений природы или осмотра предметов материальной среды;
2.Формирование понятийного аппарата через наблюдение и общение с творениями природы или предметами материальной среды;
3.Привитие навыков самостоятельного обучения;
4.Мотивация процесса обучения. Групповое выездное посещение музея воспитанниками приюта
17 Экологические акции 1.Формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения. 1.Каждому певцу – по дворцу
2. Экологическая акция по очистке от загрязнений территорий святых источников и русла рек Северо-востока РБ
3.Украсим планету цветами (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками)
4.Любимое – чистое село (уборка территории, благоустройство и озеленение)
5.Посади дерево
6. «Берегите лес и его жителей от пожара!» (выпуск листовок, памяток и т.д.)
7.Добрая зима для птиц (конкурс кормушек)
18 Сплав по реке Юрюзань 1. Организация разностороннего и развивающего отдыха детей.
2. Совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами туризма и краеведения, закрепление на практике теоретического материала из курса школьной программы по географии, биологии, физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности из раздела «Туристские навыки и умения»
3. Создание условий для реализации творческих возможностей детей,
4. Формирование отношений сотрудничества в детском коллективе и во взаимодействии со взрослыми.
5. Ознакомление учащихся с флорой, фауной Салаватского района РБ И челябинской области, воспитание бережного отношения к природному и культурному наследию родного края.
6. Приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.
7. Воспитание нравственной экологической культуры, изучение и сохранение культурного наследия региона.
8. Совершенствование нравственного и физического воспитания детей, воспитание валеокультуры. Многодневное туристическое путешествие (сплав по реке) с проживанием в природных условиях. Учитывая особенности и специфику местности, климата, конкретных погодных условий, количественный и качественный состав участников, а также цели водного путешествия - наиболее оптимальным будет комбинированный маршрут. Он сочетает в себе линейный (начало и конец маршрута расположены в разных точках) и радиальный (предусматривается отклонение в сторону от основного маршрута для знакомства с местностью, проведение каких - либо мероприятий).
Так как линейно-радиальный маршрут допускает длительные остановки, дальние экскурсии или разведывательные выходы в сторону от основного пути, он позволяет максимально быстро решить поставленные задачи.
19 Оформление музея – мастерской, экспонатами, найденными в походах и экспедициях. Открытие музея-мастерской Помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
1.Постановка целей и задач
2.Выбор помещения
3.Сбор экспонатов и их регистрация
4.Оформление музея
5.Разработка тематики и содержания экскурсий
6.Открытие
20 Экскурсии по святым и историческим местам РБ Знакомство детей с историческими и святыми местами Республики Башкортостан 1.Национальный парк «Башкирия»
2. Заповедник «Шульган-Таш»
3. Природный парк «Кандры-Куль»
4.Уфа – столица республики.
5. Нугушское и Юмагузинское водохранилища, Кутукское урочище
6. Заповедник Шульган-Таш - пещера Шульган-Таш (Капова)
7. Шиханы в Ишимбайском районе
8.Иремель
9.аквапарк Абзаково
10.Кунгкрская пещера
11.Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь
12. святой источник Нарыстау21 Практические занятия. 10ч 1.Расширение и углубление знаний воспитанников, дополняющих школьную программу по географии, истории, биологии, ОБЖ, физике, математике, литературе и физической подготовки;
2.Приобретение умений и навыков в работе с компасом;
3.Приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
4.Обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы. 1.Туристическое снаряжение.
2.Установка палатки. 3.Укладка рюкзака. 4.Работа с компасом. 5.Работа со страховочной веревкой.
6.Вязание узлов.
7.Виды костров.
22 Спортивные и обрядовые национальные праздники 1.Физическое совершенствование подростков (развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями);
2. Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
3. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на традициях народов России. 1.Сабантуй
2. «Юный турист»
3. Масленица
23 Монтирование фото и видео роликов о походах Научить видеть результат своего труда. Выпуск фото и видео материалов, отчетов о проделанной работе.
Приложения
Приложение 1
История Салавата
Сегодня в Башкирии отмечается 262 года со дня рождения национального героя башкирского народа Салавата Юлаева — выдающейся личности, навечно оставшейся в истории России и Башкортостана, всей мировой истории. 16 июня 1754 года в деревне Текеево Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги родился Салават Юлаев. Сын Юлая Азналина, уже в 1771-72 годы исполнявший должность старшины Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги, 10 ноября 1773 года примкнул к восстанию и принял участие в Крестьянской войне 1773-75 годов на стороне Емельяна Пугачева, став его ближайшим сподвижником. В ноябре-декабре 1773 года Салават Юлаев участвовал в боях около Оренбурга и на Оренбургской линии, в январе-марте 1774 года стал одним из предводителей восстаний в Пермской и северной части Уфимской провинций. Командовал войском в количестве более четырех тысяч человек; его отряд 12 января 1774 года взял без боя Красноуфимскую крепость, 18-25 января принял участие в осаде города Кунгур, 19 февраля сразился с правительственными войсками около Красноуфимской крепости, в начале марта — около города Сарапула Казанской губернии, 14 и 17 марта — около Красноуфимской крепости и деревни Бугалыш Сызгинской волости Сибирской дороги (ныне — Свердловская область). В апреле — мае Салават Юлаев занимался мобилизацией населения Уфимской провинции в Главное повстанческое войско, которое снабжал деньгами, провиантом и снаряжением. В начале мая отряд Салавата Юлаева вступал в бои с правительственными войсками под командованием Михельсона около Верхнего Симского завода, в конце мая — около Айской пристани Айлинской волости Сибирской дороги (ныне деревня Старая Пристань Челябинской области). В июне того же года Емельян Пугачев произвел Салавата Юлаева в бригадиры. С июля по ноябрь Салават руководил повстанческим движением на территории нынешнего Башкортостана. Предпринял попытку захватить Уфу, осадил Катав-Ивановский завод. Продолжал борьбу и после поражения Главного повстанческого войска и ареста Пугачева. Последний бой его отряда с правительственными войсками состоялся 20 ноября около Катав-Ивановского завода, 25 ноября он был захвачен командой генерал-майора Фреймана. После длительного следствия, проводившегося с ноября 1774 года по июль 1775-го Тайной экспедицией Сената и оренбургским губернатором Рейнсдорпом в Уфе, Казани, Москве, Оренбурге, Салават Юлаев вместе с отцом был подвергнут наказанию кнутом (175 ударов), клеймению знаками «3» («злодей»), «Б» («бунтовщик»), «И» («изменник») на лбу и на щеках, а 2 октября был отправлен в пожизненную ссылку в Балтийский Порт (до 1762 года — крепость Рогервик). 26 сентября 1800 года Салават Юлаев умер. Салават Юлаев был также поэтом, из его поэтического наследия до наших дней дошло около 500 строк. В песнях-четверостишиях, относящихся к последнему этапу творчества, он размышлял о причинах поражения восстания и выражал беспокойство за судьбу родного народа и башкирской земли. Впервые на русском языке его произведения были опубликованы еще в 1880 году Ф.Д.Нефедовым в очерке «Салават, башкирский батыр». В годы Гражданской войны политическим отделом Отдельной Башкирской кавалерийской дивизии издавалась газета «Салауат», в ходе Великой Отечественной войны сформирован 1292-й истребительно-противотанковый артиллерийский полк им. С.Юлаева, построены бронепоезд и истребитель «Салават Юлаев». Именем Салавата Юлаева названы административный район, город, улицы, хоккейный клуб, теплоходы, пещеры, открыты музеи в селе Малояз Салаватского района РБ и в городе Палдиски (Эстония), установлены памятники. Ему посвящены балет «Горный орел», роман С.П.Злобина, опера и художественный фильм «Салават Юлаев» и другие художественные произведения. Автор: Тимур Рахматуллин Источник - bashinform.ru Салават Юлаев МОЙ УРАЛ Ай, Урал, ты, мой Урал, Великан седой, Урал! Головой под облака Поднялся ты, мой Урал! Моя песня о тебе, О любви моей к тебе. Вместе с полною луной Золотом одет Урал, Вместе с утренней зарей Серебром блестит Урал. По бокам твоим, Урал, Встали темные леса, А у ног твоих, Урал, Степь – зеленая краса. Белоснежные цветы На лугах твоих цветут, И цветы, и соловьи Честь Аллаху воздают. Громко славит птиц напев Первый ясный солнца луч, А закатный солнца луч Провожает, присмирев. Ай, Урал, ты мой Урал, Великан седой, Урал! Все слова я растерял, Как воспеть тебя, Урал? Заиграй же, мой курай, Песню, чтоб вошла в сердца, И Урал, и весь наш край Прославляя без конца! (Перевод Б. Турганова)
Приложение2
Памятка туристу
Уважаемые туристы
Поздравляем: Вы стали участником на активный маршрут «Сплав по реке Юрюзань»! Чтобы ваше путешествие было комфортным и приятным, необходимо познакомиться с правилами участия в сплаве, Правилами техники безопасности и взять с собой необходимые на сплаве вещи. Если Вы будете соблюдать наши рекомендации, то, мы уверены, что Вы останетесь довольны проведенным на природе временем!
1. ПРАВИЛА УЧАСТИЯ В СПЛАВЕ НА ПЛОТАХ.
Для управления плотом, организацией отдыха туристов на плоту находятся два инструктора, один из которых является капитаном плота – руководителем сплава. С первого же дня вы становитесь участниками маршрута, членами группы и поэтому все ваши дальнейшие действия должны быть согласованы с руководителем маршрута (капитаном плота, инструктором). 
Обязанности инструкторов: 
собрать плот до приезда группы; 
познакомить туристов с правилами пользования оборудованием плота и снаряжением; 
провести инструктаж по технике безопасности на сплаве, осуществлять контроль за соблюдением туристами Правил ТБ; 
управлять плотом, в случае поломки, прокола гандолы, осуществлять ремонт; 
выдавать (и принимать) туристам снаряжение (палатки, спальные мешки, коврики), инвентарь (шахматы, мячи и прочее); следить за исправностью, ремонтировать; 
оказывать помощь туристам в установке палаток, пользовании газовой плитой при самостоятельном приготовлении пищи; 
оказывать первую доврачебную помощь, выдавать из аптеки плота медикаменты, при заболевании туристов; 
пополнять аптеку; 
опорожнять и ополаскивать биотуалет; 
заготавливать дрова и топить баню; 
контролировать график сплава: своевременный подъем туристов и отплытие плота от стоянки.
Инструктора несут ответственность за вашу жизнь и здоровье! Поэтому просим вас незамедлительно выполнять команды инструкторов во время прохождения маршрута: на реке есть опасные участки (камни, отмели, топляки, расчески) и вовремя поданная инструктором команда поможет вам избежать травмирования или падения с плота! Потом в спокойной обстановке можно выяснить у инструктора, какими обстоятельствами была вызвана эта команда. 
При посадке на плот рекомендуем старшему группы сразу познакомиться с инструкторами – вам будет легче решать возникающие вопросы или понадобится помощь. Если вы столкнулись с равнодушием и невнимательностью к вашим проблемам со стороны инструкторов – пожалуйста, сообщите нам по приезду – компания примет меры! 
При посадке на плот ваши вещи следует разместить в свободных рундуках, в баулах по бортам плота, или под тент на вторую палубу. Продукты складываются под столы и в рундуки. 
Для сплава по реке используются плоты на надувных элементах: камерах или гондолах. Будьте осторожны в обращении с острыми предметами: ножами, вилками, шампурами. При купании старайтесь на трогать гандолы или камеры. 
Во время сплава вы можете сидеть за столом на первой палубе, загорать лежа или сидя на второй палубе. Вы можете рыбачить с плота, но следует соблюдать осторожность во избежание падения с плота, повреждения других туристов вашими снастями. 
Осторожность нужно соблюдать при причаливании к берегу: возможна резкая остановка, и если вы будете стоять, или неустойчиво сидеть, то можете упасть или травмироваться. 
В дождливую ветреную погоду рекомендуем надеть накидку от дождя – ветром может забрасывать капли дождя! Ходить по мокрой палубе, трапу так же следует осторожно. 
Купаться в реке лучше всего во время плановых стоянок или остановок. При купании во время движения есть опасность отстать от плота. При купании необходимо находится в пляжной обуви на застежках, чтобы не поранить ноги о каменистое дно, коряги или настилы плота. Особенно осторожно нужно выбирать место для ныряния, не нырять на ходу с плота! 
Питание на наших сплавах – 3-хразовое: завтрак в 9-10 часов, обед в 14-15 часов, ужин в 19-20 часов. По вашей просьбе повар во время сплава поставит и вскипятит чайник! Пожалуйста, не забывайте свой набор для приема пищи: кружка, ложка, тарелка, нож! 
Следует быть осторожным рядом с газовой плитой, вы можете обжечься, а еще хуже перевернуть котел и ошпариться!
На корме плота находится биотуалет в палатке. Размеры плота относительно небольшие, поэтому рекомендуем вам пользоваться биотуалетом, лишь в крайнем случае. Плот останавливается на санитарные стоянки каждые два часа, поэтому справить нужду лучше на берегу. 
Для сбора мусора на корме закреплены мешки: для бутылок и банок, для бумаг и других сжигаемых отходов. Пищевые отходы собираются в ведро (очистки, овощи и пр.) а затем вываливаются в лесные туалеты или служат прикормкой для рыб (хлеб, каши). 
В июне – первой половине июля мы рекомендуем вам прежде, чем сойти на берег обработать одежду репеллентом «Антиклещ» для отпугивания клещей. Им же можно обработать место установки палатки и снаружи саму палатку. Старайтесь осматриваться и осматривать друг друга! Без необходимости не рекомендуем вам не гулять по лесу. 
На второй стоянке инструктора приготавливают «Манскую баню». Процесс топки бани занимает около 3-х часов: за это время каменка набирает достаточный объем тепла. Затем убираются угли и каркас накрывается тентом. При пользовании баней будьте осторожны: не толкайтесь, держитесь подальше от каменки, аккуратно подливайте на камни кипяток, чтобы не ошпарить себя и других туристов, осторожно выходите из банной палатки, чтобы не поскользнуться.
2. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СПЛАВЕ НА ПЛОТАХ.
Любые маршруты на воде связаны с определенными опасностями: травмирования при падении с плота, при попадании под плот, при нырянии со второго этажа, утопления при купании в нетрезвом виде, и пр. Поэтому при подписании договора с руководителем туристской группы мы оговариваем правила поведения на маршруте и правила ТБ. Помните, что если с Вами что-либо случиться, то возникнут проблемы для всех участников сплава!
Не вступайте в серьезные споры, относитесь с уважением к другим участникам сплава. 
Помните: каждый пункт правил техники безопасности написан кровью! 
ТУРИСТ обязан: 
Выполнять требования инструкторов на маршруте, связанные с безопасностью путешествия, выполнением правил пользования туристским снаряжением и оборудованием плота; 
Оказывать посильную помощь экипажу в борьбе за живучесть судна при аварии, в сложных погодных условиях, или при преодолении отмелей; 
Во время сплава быть одетым в спасательный жилет;
Быть осторожным на плоту во избежание падения в воду; 
Соблюдать осторожность при передвижении на маршруте: в плохую погоду, при скользких, мокрых дорожках, настилах, склонах, при плохом самочувствии пользоваться помощью инструкторов или других участников путешествия; 
При нахождении на второй палубе находиться в положении сидя или лежа; 
При купании находится в пляжной обуви; Соблюдать осторожность при заготовке дров, при пользовании пилой, топором, режущими, колющими предметами; 
Соблюдать осторожность при пользовании туристской баней; 
Соблюдать осторожность при пользовании и вблизи электроприборов; 
Быть осторожным вблизи газового оборудования, легковоспламеняющихся предметов и жидкостей; 
Иметь в наличии крем от загара, репелленты от кровососущих насекомых: комаров, клеща; 
Иметь в наличии теплые вещи (в ночное время возможны резкие перепады температур), накидку от дождя на случай непогоды; 
Иметь индивидуальную медицинскую аптечку (при наличии специфических заболеваний); 
Во избежание заболеваний клещевым энцефалитом туристы обязаны позаботиться о наличии страхового полиса от укуса заболевания клеща; периодически осматриваться для выявления клещей; 
Вежливо и корректно общаться с другими участниками путешествия; оказывать помощь девушкам и немощным участникам. 
С пониманием и терпимостью относиться к интересам и особенностям других участников тура; 
Участвовать в самообслуживании туристской группы: заготовке дров, приготовлении пищи, установке палатки. 
Поставить в известность инструктора: Об отсутствии кого-либо из участников путешествия; Об укусе клещом и признаках заболевания; при получении травмы или болезни; Об угрозе безопасности участникам путешествия; О необходимости отлучиться или продолжить путешествие с другой группой.
ЗАПРЕЩЕНО: 
Спрыгивать в воду перед идущим плотом; 
Нырять на ходу, нырять в необследованных местах; 
Курить или использовать в палатке открытый огонь; 
Отлучаться с плота или бивака в одиночку или без ведома инструктора; 
Прыгать (энергично танцевать) на плоту. 
Пить некипяченую воду, употреблять в пищу не свежие продукты или не знакомые ягоды, грибы, растения; 
Использовать снаряжение и инвентарь не по назначению; 
Употреблять спиртные напитки во время движения плота; 
Подниматься на скалы, крутые склоны без веревочных перил или альпинистской страховки; лазать по деревьям; 
Брать с собой на маршрут любое огнестрельное, газовое, холодное и др. оружие, а также любые наркотические вещества.
При переезде на автобусе запрещается: стоять в проходах, передвигаться по автобусу во время движения; курить, употреблять спиртные напитки, отвлекать водителя разговорами; высовываться и высовывать руки из окон автобуса; выходить из автобуса до полной его остановки.
3. ЭКИПИРОВКА, или ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ НА СПЛАВ?
Во избежание несчастных случаев, заболеваний и лишних неудобств, просим вас позаботиться о наличии: 
Пляжная обувь с застежками, купальник, кепи от солнца; 
Крем от загара, репелленты от клеща, комаров, мошки (Антиклещ и другие); 
Теплые вещи (в ночное время возможны резкие перепады температур): свитер, теплые носки, куртка; 
Накидка от дождя или дождевик на случай непогоды; 
Индивидуальная медицинская аптечка (особенно при наличии у туриста специфических заболеваний, аллергии); 
Страхового полиса от укуса клеща и заболевания клещевым энцефалитом; 
Фонарик, для передвижения в ночное время;
Туалетные принадлежности и средства гигиены: бумага, одноразовые платки, зубная паста, щетка, полотенце и др.; 
Фотоаппарат, видеокамера, плейер, радиоприемник, книги, журналы, газеты; 
Любимые игры: карты, нарды, бадминтон, рыболовные снасти, блокнот, ручку и др.
Все вещи желательно упаковать в полиэтиленовые мешки и сложит в рюкзак или хозяйственную сумку с вкладышем (большой полиэтиленовый мешок). 
Использованная литература:
1.Правила организации и проведения туристских соревнований, учащихся РФ. – М.: ЦЦЮТур МО РФ, 1995г.
2.В.И.Тыкул «Спортивное ориентирование» (пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений). – М.: «Просвещение», 1990г.
3. К.В. Бардин «Азбука туризма». М., Просвещение, 1973.
4. Туризм в школе. – М.: Физкультура и спорт, 1983г.
5.Ю.С. Константинов «Туристская игротека». - М.: Владос, 2000г.
6.Организация и проведение слётов и соревнований по пешеходному туризму: Методические рекомендации. – М.: ЦРИБ «Турист», 1983г.
7. А.М.Куприн «Умей ориентироваться на местности». - М.: ДОСААФ, 1969г.
8.Организация и проведение спортивного туристского похода. – М.: Турист, 1986г.
9.А.Ю.Остапец «На маршруте туристы- следопыты». М.: «Просвещение», 1987г.
10.И.А.Юньев «Краеведение и туризм». М.: Знание, 1974гю
11.Работа кружка юных туристов в школе: Методические рекомендации. - М.: Турист, 1989г.
12.Ю.Шальков «Здоровье туриста». – М.: Физкультура и спорт, 1987г.
13.Первая медицинская помощь дома и на улице. Под ред. Профессора В.А. Попова. – Ленинград, 1991г.
14. Е.Кучеров «Природа Башкортостана», Уфа. Китап, 2004г.
15. Атлас Башкортостана «Люби и знай свой край», Уфа. Китап, 2000г.
16. Н.Т.Зарипов «Башкирское народное творчество» Пословицы, поговорки, приметы, загадки. Уфа Китап, 1997 г.
17.С.Н.Шитова «Башкирская народная одежда», Уфа, Китап, 1995 г.
18. Башкортостан Краткая энциклопедия, научное издательство «Башкирская энциклопедия», Уфа, 1996 г.
19.Библиотека школьника «Благословенный край», Уфа Китап, 2009 г.
20. 100 самых красивых мест Башкортостана. Иллюстрированный путеводитель / Кузьмин А.Г. Уфа: Китап, 2012г.
21. Атлас Республики Башкортостан. Гл. редактор Япаров И.М.
22.Толковый словарь башкирских личных имен (на баш. и рус. яз.) Автор Тупеев Салават Харисович / Уфа: Башкирская энциклопедия, 2010г.
23.Окружающий мир. Материалы по Башкортостану. В помощь учителю / Сост. Каримова Ф.А.
24.Край Башкирский. Сост. И. А. Рунлквист, - Москва: Издательство «Красная плошадь». - Екатеринбург: «Квист». 2007г.
Перечень сокращений, используемых в Программе:
ГБУ РБ Северо-восточный МЦСПСД – Государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан Северо-восточный межрайонный центр социальной помощи семье и детям.
ГБУ КЦСОН Белокатайского района РБ - Государственное бюджетное учреждение комплексный центр социального обслуживания населения Белокатайского района Республики Башкортостан.