Методическая разработка занятия. Тема: Выполнение салфетки Рябина гильоширование


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Советский район» Центр «Созвездие» им. Героя Советского Союза генерал-полковника Гришина И.Т.
Методическая разработка занятия.
Тема: Выполнение салфетки «Рябина».
По программе «Мир фантазий»
Раздел «Чудесный завиток»

Разработчик: педагог
дополнительного
образования Цымбалова
Екатерина Гавриловна



г. Советский
2015г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
ПО ТЕМЕ: «Выполнение салфетки «Рябина».


Аннотация.
Приводится описание занятия «Выполнение салфетки «Рябина», по программе «Мир фантазий», раздел «Чудесный завиток».
Предлагается содержание занятия, формы и методы его проведения, прикладываются необходимые материалы. Разработка может быть использована в качестве основы для проведения любого занятия по декоративно-прикладному искусству.
Цымбалова Екатерина Гавриловна, педагог дополнительного образования. МАУ ДО СР «Центр «Созвездие» им. Героя Советского Союза генерал-полковника Гришина И.Т.
628240, Россия, Тюменская обл., ХМАО-Югра,
г. Советский, ул. 50 лет Пионерии, 4 Тел.: (675) 3-07-74
E-mail: sozvezdie62@mail.ruСодержание
Введение……………………………………………………………..4 Краткая характеристика группы……………………………5 Целепологание .………………………………………………6 План занятия………………………………………………….7-8 Содержание занятия…………………………………………9-11 Список использованных источников………………………12
Приложение 1. Схема салфетки. …………………………………13 Приложение 2. Инструкция по технике безопасности………….14 Приложение 3. Физминутка………………………………………15 Приложение 4. Рефлексия…………………………………………16
Введение
Гильоширование − выжигание по ткани, один из самых новых и интереснейших видов прикладного творчества. Сама история возникновения это искусства, полностью не известна. Все что известно, это то, что она пришла к нам из немецкого государства — Германии. Это немецкое искусство отличается своей изысканностью, и чувствуется тонкая национальная черта немецкого народа. У нас в России техника появилась в 1990 году, ее запатентовала модельер З.П. Котенкова. Именно она придумала использовать для выжигания по ткани усовершенствованный паяльник или выжигатель по дереву. С помощью горячей иглы можно создавать великолепные изделия с применением аппликации: салфетки, декоративные панно, открытки, а кроме того кружевные изделия в стиле ришелье: воротники, шарфики и т. д.
Краткая характеристика группы
Занятие «Выполнение салфетки «Рябина» является продолжением темы «Чудесный завиток» для первого года обучения в рамках реализации программы «Мир фантазий». На изучение данной темы отводится пять занятий.
Занятие проводится с детьми первого года обучения, возраст 9-11лет, Воспитанникам предлагается познакомиться с новой техникой прорезной ажур. В данной группе обучается 10 человек. Большинство детей имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. Воспитанники в группе обладают навыками учебного труда.
Разный уровень подготовки учащихся - явление закономерное, что предполагает индивидуальный и дифференцированный подход.
В группе преобладает благоприятный климат, царит атмосфера доброжелательности.
Конспект занятия по теме:
Выполнение салфетки «Рябина».
Цель: Выполнить салфетку «Рябина», посредством техники прорезного ажура.
Задачи:
знакомство с историей появления техники выжигания ткани;
знакомство с приемами декора салфетки;
совершенствовать умения и навыки работы с выжигателем, шаблонами;
познакомить с этапами изготовления салфетки;
обучение выполнять изделия в технике прорезного ажура;
способствовать воспитанию эстетического вкуса, аккуратности, целеустремленности;
развитие умения видеть и передавать красоту окружающей действительности через произведения прикладного творчества.
Возраст детей: 9 - 11 лет, воспитанники объединения «Мир фантазий», первого года обучения.
Продолжительность занятия: 45 мин.
Тип занятия: комбинированный.
Формы организации обучения: групповая, с элементами
индивидуализации.
Форма проведения занятия: традиционная.
Методы обучения:
Словесный (рассказ, объяснение, инструктаж, беседа);
Наглядный (демонстрация наглядности: схемы, рисунки, схема салфеток с аппликацией рябины, готовых изделий педагога и учащихся прошлых лет с пояснением, презентация);
Практический (практическая работа).
Инструменты и материалы:
выжигательный прибор;
подставка для выжигателя;
стекло;
синтетический шелк;
шаблоны;
карандаш;
наждачная бумага;
пинцет;
ножницы.
Дидактический материал:
эскизы;
схемы;
образцы изделий;
рисунки;
готовые изделия;
инструкции по ТБ при работе с выжигательным прибором.

План занятия.
Ход занятия Вид деятельности Задачи педагога
Организационный момент: (2 минуты). - Объявление темы, цели. - Проверка готовности детей к занятию, наличие необходимых материалов и инструментов.
Подготовительный этап:
(8 минут). - повторение пройденного материала;
- изложение нового материала;
- напоминание о технике безопасности. - познакомить с инструментами, правилами их использования.
Основной этап:
(30 минут). - практическое изложение темы;
- совместное открытие знаний;
- применение новых знаний;
- выполнение практической работы;
- корректирующие действия педагога. - показ простых салфеток выполненных педагогом и детьми в технике прорезного ажура;
- учить правильно, работать со схемой, с шаблоном, с выжигательным прибором;
Контрольно-рефлексивный этап:
(4 минуты) - мобилизация воспитанников на самооценку и самоанализ;
- оценка работы каждого и группы;
- подведение итогов занятия. - Оценивать действия воспитанников на разных этапах изготовления изделия.
- Помочь ребенку реально оценить результаты своей работы и настроить на дальнейшее творчество.
Итоговый этап:
(1 минута). - объявление темы следующего занятия - Заинтересовать детей.
Содержание занятия:

п/пЭтапы занятия Задачи Содержание деятельности педагога Содержание деятельности детей Результат
1. Организационный Создать положительный эмоциональный настрой, хорошее настроение, раскрепостить детей. Добрый день! Я очень рада видеть вас, у себя на занятии.
Воспринимают информацию.
У детей приподнятое настроение, желание заниматься.
2. Подготовительный
Настроить детей на тему занятий.
Отвлечь от умственного труда, снять напряжение.
Повторение пройденного материала.
Объяснение новой темы.
Показ простых салфеток выполненных педагогом и детьми в технике прорезного ажура. У каждого из вас есть схемы рисунка салфетки, по которым мы начнем сегодня работать.
- Готовы? Чтобы начать работу, давайте вспомним
правила техники безопасности
при работе с выжигателем;
(Приложение 1) Готовятся к занятию, воспринимают информацию и настраиваются на работу.
Отвечают на вопросы педагога, воспринимают и полученные знания
Вспоминают правила техники безопасности.
У детей возникает заинтересованность в предстоящей деятельности, они готовы воспринимать информацию.
Повторяют материал, необходимый для дальнейшей работы.
3. Основной - активизировать творческий подход к заданию.
- совершенствовать навыки работы со схемой.
Сегодня мы изготовим салфетки, создающие в доме неповторимый уют, в технике прорезного ажура.
В начале из кусочка шелка, выжигаем контур салфетки. Закрепляем шаблон основы салфетки на ткани булавкой, придерживая левой рукой шаблон. Правой рукой, держим ручку выжигателя перпендикулярно стеклу и начинаем выжигать ткань по контуру шаблона сплошной линией. Снимаем аккуратно основу салфетки с шаблона. На стекло накладываем схему с основным рисунком, на схему, салфетку из прозрачной ткани, выполняем вырезку по схеме
горячей иглой все элементы прорезного ажура. Круглые отверстия делаем одним непрерывным движением иглы, листочки – двумя. Веточки выделяем отделочным швом из «точек» диаметром 0,5 мм с шагом 2 мм или штрихами. Помогает оценивать действия воспитанников на разных этапах изготовления изделия.
Поощряет.
Физкультминутка.
Салфетку аккуратно снимаем с эскиза, удаляем пинцетом лишние кусочки ткани из отверстий. Если кусочек не удаляется пинцетом, еще раз проводим горячей иглой. Далее художественное оформление краёв и середины салфетки: по краям салфетки сделаем обколку небольшими круглыми отверстиями для ажурности, легкости изделия. Готовую салфетку прогладим слабо нагретым утюгом с изнаночной стороны или через х./б ткань. Салфетка готова. Дети работают со схемой, пытаются самостоятельно разобраться, доработать, подобрать элементы украшения изделия.
Выполняют физические упражнения и гимнастику для глаз.
Изготавливают салфетки с помощью схемы и объяснений педагога.
Совместное открытие знаний. Применение новых знаний.
Активизация творческого подхода к работе, поиска новых решений, индивидуальности.
Снятие психического и физического напряжения.
4. Контрольно-рефлексивный Исправить ошибки;
проанализировать умения детей, похвалить, отметить лучшее;
- мобилизация детей на самооценку.
Оценивается работа каждого и группы в целом, отмечаются лучшие работы.
Давайте посмотрим, что у нас получилось. Все справились с заданием? Молодцы, у нас сегодня получились очень красивые изделия, все сегодня хорошо поработали. Посмотрите, какая красота, созданная вашими руками. А скажите, что вы чувствуете? Все ли довольны результатом своего труда? (если “нет”, то почему?) Для кого вы изготовили салфетку? Где еще можно использовать прорезной ажур (воротники, шарфы и т.д.)
Выставка работ. Дать оценку каждой выполненной работе. Используют подсказку педагога в своей работе. Корректируют свою деятельность, исправляют ошибки.
- Самооценка;
- Анализ уровня качества выполнения задания;
5. Итоговый Отмечается, что с задачами справились. Объявляется тема следующего занятия - Время нашего занятия подходит к концу.
-На следующем занятии мы будем выполнять салфетку с аппликацией. - До свидания!
Приводят в порядок рабочие места, возникает желание придти на следующее занятие. Мотивация на дальнейшее совершенствование профессионального мастерства.
Список использованных источников
1. О.В. Горяинова Гильоширование, или выжигание по ткани.- Ростов – на - Дону, “Феникс”, 2006.
2. И.А.Кулик Выжигание по ткани. Серия “Рукодельница” – Ростов – на - Дону, “Феникс”, 2003г.
3. Н.А. Смотрова “Выжигание по ткани. Гильоширование”- Практическое пособие. С-П., Корона принт, 1999г.
4. З.П.Котенкова «Выжигание по ткани» - Издательство Академия
Холдинг, Ярославль, 2002г., стр.87.
5. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. – М.: Гум.-изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 435 с.
6.Ковалько В. И. Школа физкультминуток. – М: изд-во Вако, 2013. – 224 с.
7. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. «Психологический справочник учителя». - М.: Академия, 2005. – 304 с.
Приложение №1
Схема

Приложение №2
Правила техники безопасности при работе с электровыжигателем:
1. Тщательно приготовить свое рабочее место. На рабочем месте не
должно быть ничего лишнего.
2. Работать с электровыжигателем необходимо в отведенном месте.
3. Выжигать можно на стекле или керамической плитке.
4. При включении и выключении электровыжигателя берись за вилку,
а не за шнур.
5. Не допускать перегрева выжигателя.
6. Не отвлекайтесь во время работы с выжигателем.
7. Не оставляйте его включенными в сеть без присмотра.
8. При неисправности немедленно сообщите преподавателю.
9. После электровыжигатель выключайте из сети.
10. Электровыжигатель можно убрать только после
того, как они полностью остынет.
Приложение №3
Физминутка
Упражнения для снятия усталости глаз.
Первый комплекс.
Плотно закрыть и затем широко открыть глаза. Повторить упражнение 5 – 6 раз с интервалом 30 секунд.
Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
Медленно вращать глазами: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
Второе и третье упражнение рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя, с интервалом в 1-2 минуты.
Второй комплекс.
Стоя, смотрите прямо перед собой 1-3 секунды. Затем вытяните вперед правую руку, поднимите указательный палец, переведите взгляд на кончик пальца и смотрите на него 3-5 секунд. Опустите руку. Повторите упражнение 10-12 раз. Сидя, тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко, спустя 1-2 секунды уберите пальцы. Повторите 3-4 раза.
Очень полезно несколько секунд посмотреть вдаль, окинуть взглядом горизонт.
Приложение №4