ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ГИЛЬОШИРОВАНИЕ»


Казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение ХМАО – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Леушинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида
ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ГИЛЬОШИРОВАНИЕ»
для учащихся 7-9 классов
специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида
Составитель:
Н.В. Шулепова
учитель профильного труда
с. Леуши
Содержание.
Пояснительная записка………………………………………… 2-3
Содержание программы…………………………………………4-5
Условия реализации программы………………………………….6
Тематическое планирование I года обучения……………………7
Календарно-тематическое планирование I года обучения…..8-12
Тематическое планирование II года обучения………………….13
Календарно-тематическое планирование II года обучения..14-18
Тематическое планирование III года обучения………………..19
Календарно-тематическое планирование III года обучения…20-24
Предполагаемые результаты……………………………………25
Список литературы………………………………………………..26
Пояснительная записка
Программа профессиональной ориентации детей «Художественное гильоширование» разработана, исходя из особенной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Актуальность программы.
Программа обеспечивает допрофессиональную подготовку обучающихся, знакомя их с новым видом рукоделия, что поможет в дальнейшем самоопределиться в работе. Полный курс обучения усиливает стартовые возможности личности на рынке труда и профессионального образования.
Цель программы.
Профессиональная подготовка и профессиональная ориентация детей с ОВЗ в выборе возможных профессий, связанных с декорированием одежды, интерьера и изготовлением различных аксессуаров.
Задачи программы:
- ознакомить с новым видом декоративно -прикладного творчества-выжигание по ткани;
- учить выбирать ткань для выжигания;
- учить выполнять несложные изделия в технике гильоширования;
- воспитывать аккуратность, развивать художественную инициативу.
Новизна и отличительные особенности данной программы в том, что она разработана на основе авторского метода Котенковой З.П., который основан на свойстве тканей из химических волокон-плавиться и склеиваться под воздействием высокой температуры.Гильоширование означает отделку изделий ажурным кружевом и аппликацией с помощью выжигательного аппарата. Эффектные и неповторимые изделия выполняются в технике гильоширования. В искусстве гильоширования нет предела фантазии и совершенству. Программой предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера. Одежды или в коммерческих целях. Это могут быть –воротники, жабо, шарфики, декоративные платочки, салфетки, скатерти, панно, сувениры, украшения для волос, элементы одежды.
Программа рассчитана для учащихся 7-9 классов.
Срок реализации 3 года (204 часа)
Формы и режим занятий определяются, исходя из психофизических возможностей детей, согласно нормам СанПин.
Реализация поставленных целей возможна при организации учебного процесса в виде групповых и индивидуальных занятий. Норма наполнения учебной группы 5-6 человек. Занятия проводятся группой 2 раза в неделю по 1 учебному часу соответственно возрасту учащихся при активном включении их в творческую деятельность. Учитель направляет их деятельность , помогает погрузиться в творческий процесс.
Данная программа рекомендована педагогам дополнительного образования, учителям профильного обучения специальных (коррекционных) школ.

Содержание программы
Программа «Художественное гильоширование» разработана для профессиональной ориентации и профессионального самоопределения воспитанников коррекционной школы.
Содержание курса позволит школьникам расширить знания по материаловедению, композиции, способствует овладению соответствующими практическими навыками и умениями, дает возможность к деятельности в области надомного труда, ремесленной мастерской или в условиях швейного производства. Учащиеся получат представление о разных способах обработки ткани, и обеспечивает интеграцию познавательного и художественного характера. Важно, чтобы работа не сводилась к выполнению технических образцов, а нацеливала ребят, на изготовление полезных и красивых вещей, необходимых в быту и жизни человека.
Значительное количество часов в программе отведено совершенствованию и автоматизации навыков основных приемов выжигания: сварки в бочок, комбинированной сварки, росписи. Изготовление изделий в технике гильоширования выполняется по схемам и рисункам, которые находятся в «Банке зскизов» в количестве 40 штук.
Прохождение учащимися программы профессиональной ориентации «Художественное гильоширование» будет являться предварительной подготовкой к специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». В основе курса- практическая направленность. При выполнении практической работы школьники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
Для этого понадобятся: прибор для выжигания по дереву, специальная игла, стеклянная пластина и и рисунок будущего изделия. Искусство гильоширования требует аккуратности, точности выполнения рисунка и сделанного по нему изделия, художественного вкуса. Каждая законченная композиция должна быть выполнена в единой для данного изделия цветовой гамме.
Освоение данной программы позволит учащимся с ограниченными возможностями здоровья зарабатывать средства для существования надомным трудом посредством изготовления изделий в технике гильоширования
После завершения курса предпрофильной подготовки, учащиеся могут продолжать образование по профилю в средних учебных заведениях, имеющих отделения художественно-эстетической и прикладной направленности, на элементарном уровне.
Программа построена таким образом, что учащиеся на протяжении трех лет обучения совершенствуются не только в мастерстве технологии изготовления изделий, но и параллельно получают информацию, расширяющую кругозор, систематические знания.
Программа предусматривает усложнение приемов выжигания и тематического материала по содержанию в зависимости от года обучения.
Программа каждого года обучения имеет повторяющиеся темы: аппликация, композиция, изготовление одно-двух и многослойных изделий, изготовление панно, украшающий элемент, обработка края изделия, изготовления сувениров, монограмм ит.дПрактически каждое изделие выполняется в технике аппликации с той только разницей, что учащиеся первого года обучения работают над плоскостной аппликацией с простыми накладными элементами, далее технология исполнения усложняется до многослойной и объемной аппликации с использованием сложных элементов. При обработке изделий используются различные приемы выжигания: от простой обколки, обработки края изделия «точками», «капельками», «зубчиками», «фестонами», «бусинами» до обработки «мережкой», «росписью».Большое внимание при изучении композиции уделяется темам народных промыслов. Здесь «Дымка», «Хохлома», «Гжель», «Жестово». Дается информация о многообразии и многоцветье орнаментальных мотивов, своеобразии народных промыслов, традиций. Учащимся дается возможность познакомиться с техническими приемами росписи тех или иных изделий, а также даются консультации по применению этих приемов к технике «гильоширования».
Более того, на протяжении всего цикла обучения учащиеся работают с различными по фактуре и составу материалами, что дает им возможность понять, ка «ведет» себя та или иная ткань при изготовлении различных изделий. Цветные лоскуты ткани используются в качестве палитры.
На протяжении всего цикла обучения учащиеся знакомятся с основными приемами нетрадиционной обработки синтетической ткани, обретают навыки художественно-эстетического оформления изделия. Большое внимание на занятиях уделяется развитию художественного вкуса.
Условия реализации программы.
Практическая работа.
копирование рисунков с образца и эскизов изделий;
изготовление шаблонов и трафаретов по рисунку;
изготовление декоративных изделий с применением различных приемов выжигания;

Тематическое планирование I год.
Месяц Тема Содержание и формы деятельности ЗУН Часы
сентябрь Гильоширование.
Инструктаж по Т.Б.
Изготовление салфетки.
-Эскиз
-Увеличение рисунка
-Изготовление шаблонов
-Заготовка деталей
- Заготовка основы
-Сборка рисунка
-Сварка Познакомить детей с историей, техникой выжигание по ткани, с тканями, используемыми при выполнении изделий. Инструктаж по Т.Б. при работе с выжигательным прибором. Познакомить с приемом накладной аппликации, рассказать о последовательности изготовления изделий. Ознакомить с правилами необходимыми при выполнении работ, с приемом «сварка» в бочок. Знать технику безопасности с выжигательным прибором 1
1
1
1
1
1
1
1
октябрь Изготовление салфетки.
-Эскиз
-Увеличение рисунка
-Изготовление шаблонов
-Заготовка деталей
Заготовка основы
-Сборка рисунка
-Сварка Учить переводить рисунок на картон с помощью копировальной бумаги и заготавливать шаблоны по образцу. Учить выполнять прием «сварка в бочок» аккуратно, точка к точке. Знать технику безопасности с выжигательным прибором 1
1
1
1
1
1
2
ноябрь Изготовление салфетки.
-Эскиз
-Увеличение рисунка
-Изготовление шаблонов
-Заготовка деталей
-Заготовка основы
-Сборка рисунка
-Сварка Отработать умения аккуратно вырезать выжигателем детали по рисунку.
Отработка навыка приема « сварки в бочок» при изготовлении салфетки с аппликацией. Уметь переводить рисунок на картон четко по контурам эскиза. 1
1
1
1
1
1
2
декабрь Изготовление изделия по желанию детей.
-Эскиз
-Увеличение рисунка
-Изготовление шаблонов
-Заготовка деталей
-Заготовка основы
-Сборка рисунка
-Сварка Учить детей увеличивать рисунок. В процессе изготовления изделий продолжать отрабатывать навыки « сварки в бочок».
При выборе сюжета учить вносить свои изменения.
Сварка и ее виды. Накладная аппликация.
Познакомить со свойствами ткани парча. Знать алгоритм выполнения изделий. 1
1
1
2
1
1
1
январь Изготовление панно.
- Эскиз
-Увеличение рисунка
-Изготовление шаблонов
-Заготовка деталей
-Заготовка основы
-Сборка рисунка
-Сварка. Вырезка. Отработка навыка основной сварки, при изготовлении панно используя прием накладной аппликации. Познакомить с приемом вырезка. Знать на каком расстоянии выполняется сварка в бочок. 1
1
1
1
1
1
2
февраль Изготовление панно к 8 марта.
- Эскиз
-Увеличение рисунка
-Изготовление шаблонов
-Заготовка деталей
- Заготовка накладных элементов
-Сборка рисунка
-Сварка. Познакомить с комбинированным видом сварки. Отработка навыка основной сварки, при изготовлении панно используя прием аппликации. Учить использовать накладные элементы в оформлении 2-х слойного изделия
Знать на каком расстоянии выполняется вырезания деталей от трафарета. 1
1
1
1
1
1
2
март Изготовление изделия по желанию детей с применением элементов
« хохломы»
- Эскиз
-Увеличение рисунка
-Изготовление шаблонов
-Заготовка деталей
-Сборка рисунка
-Сварка.
- Обработка края изделия кружевом Отработка навыка основной сварки, при изготовлении панно используя прием аппликация. Познакомить с приемом обработки края изделия кружевом;
использовать накладные элементы в оформлении 2-х слойного изделия.
Познакомить с народным промыслом «Хохломой» Уметь выполнять заготовку деталей. 1
1
1
1
1
1
2
апрель Изготовление панно к 8 марта (коллективная работа).
- Эскиз
-Увеличение рисунка
-Изготовление шаблонов
-Заготовка деталей.
-Сборка рисунка
-Сварка.
- соединение накладных деталей с изделием
Познакомить с комбинированным видом сварки. Отработка навыка основной сварки, при изготовлении панно используя прием аппликации. Учить использовать накладные элементы в оформлении 2-х слойного изделия
Знать на каком расстоянии выполняется вырезания деталей трафарета. 1
1
1
1
1
1
2
май Коллективная работа
Изготовление небольшой скатерти
- Эскиз
-Увеличение рисунка
-Изготовление шаблонов
-Заготовка деталей
-Сборка рисунка
-Сварка. Вырезка.
Отработка навыка основной сварки, при изготовлении небольшой скатерти используя прием аппликация, и прием вырезка, комбинированный. Отчетная выставка. 1
1
1
1
1
3

Тематическое планирование II год.
Месяц Тема Содержание и формы деятельности ЗУН Часы
сентябрь Инструктаж по Т.Б.
Изготовление многослойной салфетки.
-Эскиз
-Увеличение рисунка
-Изготовление шаблонов
-Заготовка деталей
- Заготовка основы
-Сборка рисунка
-Сварка Инструктаж по Т.Б. при работе с выжигательным прибором. Познакомить с технологией выполнения многослойной салфетки с применением различных тонов ткани. Ознакомить с приемом обработки края изделия фестонами. Уметь выполнять фестоны по трафарету. 1
1
1
1
1
1
1
1
октябрь Изготовление рушника (коллективная работа».-Эскиз
-Увеличение рисунка
-Изготовление шаблонов
-Заготовка деталей
-Сборка рисунка
-Сварка Учить переводить рисунок на картон с помощью копировальной бумаги и заготавливать шаблоны по образцу. Отработка приема «сварка в бочок», вырезка деталей при изготовлении рушника. Уметь выполнять «сварку в бочок» 1
1
1
1
1
1
2
ноябрь Изготовление миниатюрного панно ко дню матери.
-Эскиз (выбирают дети)
-Увеличение рисунка
-Изготовление шаблонов
-Заготовка деталей
-Заготовка основы
-Сборка рисунка
-Сварка Отработать умения аккуратно вырезать выжигателем детали по рисунку.
Отработка навыка приема « сварки в бочок», фестонов, многослойной аппликации при изготовлении изделия. Уметь выполнять многослойное изделие по схеме. 1
1
1
1
1
1
2
декабрь Изготовление изделий «Рождественская сказка»
-Эскиз
-Увеличение рисунка
-Изготовление шаблонов
-Заготовка деталей
-Сборка рисунка
-Сварка В процессе изготовления изделий продолжать отрабатывать навыки « сварки в бочок» и вырезке деталей изделия.
При выборе сюжета учить вносить свои изменения.
Уметь выполнять многослойное изделие по схеме 1
1
1
2
1
1
1
январь Изготовление скатерти (коллективная работа).
- Эскиз
-Увеличение рисунка
-Изготовление шаблонов
-Заготовка деталей
-Заготовка основы
-Сборка рисунка
-Сварка. Обколка дырочками. Отработка навыка приемов основной сварки и вырезки, при изготовлении скатерти.
Выполнение многослойной скатерти. Обколка рисунка дырочками. Знать каким размером выполняется обколка дырочками. 1
1
1
1
1
1
2
февраль Изготовление панно к 8 марта.
- Эскиз
-Увеличение рисунка
-Изготовление шаблонов
-Заготовка деталей
- Заготовка накладных элементов
-Сборка рисунка
-Сварка. Отработка навыка обколки рисунка дырочками.
Познакомить с народным промыслом России «Гжель». Изготовление изделия с использованием элементов «Гжели».
Знать на каком расстоянии выполняется вырезания деталей от трафарета. 1
1
1
1
1
1
2
март Изготовление изделия по желанию детей.
- Эскиз
-Увеличение рисунка
-Изготовление шаблонов
-Заготовка деталей
-Сборка рисунка
-Сварка.
- Обработка края изделия кружевом Отработка навыка основной сварки, при изготовлении панно используя прием аппликация.Познакомить с приемом обработки края изделия кружевом. Уметь выполнять заготовку деталей. 1
1
1
1
1
1
2
апрель Изготовление панно к 8 марта (коллективная работа).
- Эскиз
-Увеличение рисунка
-Изготовление шаблонов
-Заготовка деталей.
-Сборка рисунка
-Сварка.
- соединение накладных деталей с изделием
Познакомить с комбинированным видом сварки. Отработка навыка основной сварки, при изготовлении панно используя прием аппликации. Учить использовать накладные элементы.
Знать на каком расстоянии выполняется вырезания деталей трафарета. 1
1
1
1
1
1
2
май Коллективная работа
Изготовление скатерти
- Эскиз
-Увеличение рисунка
-Изготовление шаблонов
-Заготовка деталей
-Сборка рисунка
-Сварка. Вырезка.
Отработка навыка основной сварки, при изготовлении небольшой скатерти используя прием аппликация, и прием вырезка, комбинированный. Отчетная выставка. 1
1
1
1
1
3

Тематическое планирование III год.
Месяц Тема Содержание и формы деятельности ЗУН Часы
сентябрь Инструктаж по Т.Б.
Выполнение монограмм на декоративном платочке
-Эскиз
-Увеличение рисунка
-Изготовление шаблонов
-Заготовка деталей
- Заготовка основы
-Сборка рисунка
-Сварка. Выполнение монограммы Инструктаж по Т.Б. при работе с выжигательным прибором. Познакомить с технологией выполнения декоративного платка с применением монограмм. Отработка приема основной сварки. Уметь выполнять монограммы. 1
1
1
1
1
1
1
1
октябрь Изготовление скатерти (коллективная работа).
-Эскиз
-Увеличение рисунка
-Изготовление шаблонов
-Заготовка деталей Отработка приема «сварка в бочок», вырезка деталей при изготовлении скатерти.
Познакомить с приемом «роспись», учить заготавливать добавки-капельки, завитки. Уметь выполнять добавки-капельки, завитки. 1
1
2
4
ноябрь Изготовление скатерти (коллективная работа).
-Сборка рисунка
-Сварка Учить выполнять прием «роспись» при соединении деталей с изделием Уметь выполнять сборку рисунка 3
5
декабрь Изготовление изделий «Рождественская сказка»
-Эскиз
-Увеличение рисунка
-Изготовление шаблонов
-Заготовка деталей
-Сборка рисунка
-Сварка Учить детей увеличивать рисунок. В процессе изготовления изделий продолжать отрабатывать навыки « сварки в бочок» и вырезке деталей изделия. Познакомить с изготовлением объемных изделий.
Уметь выполнять многослойное изделие по схеме 1
1
1
2
1
2
январь Изготовление скатерти с гипюровыми вставками (коллективная работа).
-Выполнение образцадетали листочка с гипюровой вставкой.
- Эскиз
-Увеличение рисунка
-Изготовление шаблонов
-Заготовка деталей
-Заготовка основы Отработка навыка приемов основной сварки и вырезки, при изготовлении скатерти.
Выполнение многослойной скатерти. Обколка рисунка дырочками. Учить изготавливать многослойные изделия с гипюровыми вставками. Уметь выполнять детали с гипюровыми вставками. 1
1
1
1
2
2
февраль Изготовление скатерти с гипюровыми вставками (коллективная работа).
-Сборка рисунка
-Сварка. Отработка навыка сборки изделия и соединения деталей,с основой применяя прием обколка.
Знать алгоритм выполнения детали с гипюровыми вставками. 2
6
март Изготовление фартука.
- Эскиз
-Увеличение рисунка
-Изготовление шаблонов
-Заготовка деталей
-Сборка рисунка
-Сварка.
- Обработка нижнего среза фартука кружевом Отработка навыка основной сварки, при изготовлении фартука используя прием аппликация, обколка, монограммы. Учить обрабатывать нижний срез фартука кружевом.
Познакомить с народным промыслом России «Жестово». Выполнение образца детали с применением элементов жестовом. Уметь выполнять кружево. 1
1
1
1
1
1
2
апрель Изготовление искусственных цветов (коллективная работа).
- Эскиз
-Увеличение рисунка
-Изготовление шаблонов
-Заготовка деталей
-Сборка цветка.
Познакомить с технологией изготовления искусственных цветов комбинированным видом сварки. Отработка навыка вырезки деталей.
Знать на каком расстоянии выполняется вырезания деталей от трафарета. 1
1
2
2
2
май Коллективная работа
Изготовление небольшой скатерти
- Эскиз
-Увеличение рисунка
-Изготовление шаблонов
-Заготовка деталей
-Сборка рисунка
-Сварка, вырезка, роспись, фестоны.
Отработка навыка основной сварки, при изготовлении небольшой скатерти используя прием аппликация, прием вырезка, роспись, фестоны, комбинированный. Отчетная выставка. 1
1
1
1
1
3