Серия последовательных уроков, демонстрирующая ход и методику внедрения изменений в практику преподавания и обучения и управление ими


Серия последовательных уроков, демонстрирующая ход и методику внедрения изменений в практику преподавания и обучения и управление ими
Учитель Куприянова Н.Ю.
«Если хочешь изменить мир – изменись сам»
Ганди
Размышляя над последним отчётом, я старалась ответить на вопросы: Когда начались изменения в моей практике? Как они происходили? И поймала себя на мысли, что начались они задолго до практики, на первых занятиях первого этапа курсов. Неожиданным был тренинг « Я предлагаю принять Свету в нашу группу потому, что…», когда совершенно незнакомые люди за несколько минут должны были узнать друг о друге многое и рассказать об этом всей группе. Позже, анализируя, почему нам так легко общаться в группе, я уверена, что это, прежде всего заслуга нашего тренера, сумевшей создать атмосферу сотрудничества и доверия. Правильно подобранные, уместные на определённом этапе занятия тренинги помогали и мне на практике настроить ребят на урок, создать положительную эмоциональную атмосферу в классе. Это было для меня новым, новым было и для моих учеников. Во время практики я проводила тренинги «Это мой друг, он…», «Моя обезьянка», « Я уверен на все 100… », «Я желаю вам…». Новый подход в преподавании сначала смущал ребят, не могли взяться за руки, говорить «комплименты» соседу, но постепенно ребята становились раскованнее, доверяли друг другу и мне. И к четвёртому уроку они сами предложили свой тренинг «Сегодня хороший день, потому что…». Вводя какой-либо новый вид работы, я всегда «примеряла его на себя», представляю, что я чувствовала на курсах, или, что бы я могла чувствовать сейчас на месте ребят. Это помогало мне предусмотреть пусть не все возможные затруднения, которые могли возникнуть на уроке, но большинство из них.
Почему-то, когда говорили о курсах те, кто на них не был, главное, что они выделяли - это групповая работа, которая «известна всем» и «применяется давно». Применяла и я, но на курсах я узнала, что групповая работа может решать значительно больше образовательных задач, повышать мотивацию детей, их самооценку. Первый день на курсах, и сразу же работа в группе. Сделано много было: разработаны правила работы в группе - нам не дали готовых правил, а это заставило думать, анализировать, сравнивать, обобщать. Главным девизом нашей работы было: «Мы вместе знаем больше, чем каждый из нас». В состав сменных групп входили преподаватели, которые преподают разные предметы, имеют разный опыт и стаж работы, свои приоритеты, и это не только не мешало, а наоборот, помогало в работе, делало её более разнообразной и интересной. Внедрение 7 модулей в обучение предполагало внесение определённых изменений в мою практику. Поэтому перед планированием серии последовательных уроков я проконсультировалась со своими коллегами, которые закончили эти курсы. Это преподаватели казахского языка, они посоветовали обязательно вместе с учащимися разработать правила работы в группе и вывесить их в классе, что поможет правильно и достаточно быстро организовать работу в группе. Правила мы разработали до первого урока, а так как ребята сами уже продумали их, то и придерживались их осознанно.
С директором школы была беседа по поводу проведения практики, особенностей курсов, что дали эти курсы мне. Первое, о чём я сказала, что курсы дали мне уверенность, желание работать по-другому, по-новому, а вот этому я ещё буду учиться, учиться вместе с ребятами. С завучем мы решили вопрос с расписанием, удобным для учащихся, с возможностью заниматься в мультимедийном кабинете. Многие коллеги просили рассказать о курсах, чем они отличаются от традиционных курсов. Готовясь к небольшому выступлению на МО, я как бы заново «пережила» наш первый этап «Лицом к лицу»: темы занятий, ключевые понятия, и это тоже помогло в более глубоком понимании сути 7 модулей Программы и, соответственно, помогло при планировании уроков. Ещё перед первым уроком из серии последовательных уроков я провела беседу с учениками 9 класса, объяснила цель моей практики, наши общие задачи. Я видела понимание ребят, желание сотрудничать, и я не ошиблась: на всех уроках я чувствовала их поддержку . Плодотворная работа в классе возможна только в том случае, если создана коллаборативная среда, в которой учитель предстаёт не только «дающим знания по определённому предмету», а ещё в качестве психолога, умеющего создать атмосферу, позволяющую «личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения ». (Задания для выполнения в период практики в школе. с.32). В своей предыдущей педагогической практике я использовала игры, физкультминутки, но целенаправленной работы по созданию атмосферы сотрудничества и доверия я не проводила, и этого я не видела на уроках своих коллег. В 9 классе есть ученица А., которая на первом уроке во время работы в группе отказалась выполнять задание: у девочки сложный характер, ей трудно общаться с одноклассниками, в классе у неё только одна подруга, которая работала в другой группе. Единственное решение, которое мне казалось правильным на тот момент, было посадить её в одну группу с подругой, где она чувствовала себя более комфортно. На следующем уроке, когда по методу Джиксо нужно было со своей информацией идти в другую группу, как и всем ребятам, она уже не «сопротивлялась», потому что она смотрела на ребят, подрожала им, это была своеобразная игра. На третьем уроке А. уже работала в другой группе. Поделились ребята на группы с помощью детской считалки на английском языке, и это создало положительный эмоциональный настрой. Девочка хорошо рисует, но она не только была «художником-оформителем» кластера, но и вышла презентовать его. Я понимаю, что сделан только первый шаг, но правильно организуя работу в паре, в группе, создавая зону ближайшего развития на каждом уроке, можно будет решать и вопросы межличностных отношений, и вопросы повышения мотивации к обучению, и саморегуляции.

Роль педагога в соответствии с материалами Программы заключается в умении профессионально использовать данные об ученике в учебном процессе, создании разносторонней образовательной среды, с тем, чтобы дать каждому ребенку возможность проявить себя. Мне хотелось на своих уроках создать необходимые и достаточные условия для всестороннего развития учащихся. В связи с этим передо мной встали следующие вопросы:
Как сделать урок интересным и познавательным? Как активизировать деятельность всех учащихся на уроке? Как не только помочь учащимся овладеть определёнными знаниями, но и дать возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать всё больше и больше? В решении данных вопросов мне помогло составление среднесрочного планирования. Данное планирование необходимо для соблюдения основных принципов учебно-воспитательного процесса: доступности, последовательности, соответствия учебной программе.

Что было неожиданным и вызвало у меня затруднения в первый же день курсов, так это заключительный этап - рефлексия, самооценка своих успехов и определение круга вопросов, над которыми надо поработать. Нас учили тому, как работать с детьми, учили на практике, по принципу «дай мне сделать - и я научусь». Поэтому я с самого начала была твёрдо уверена, что систематическая работа по самооцениванию и взаимооцениванию должна принести ощутимые результаты. Конечно, начинать надо было с изучения теоретического обоснования данного модуля.
«В своей предыдущей практике я не всегда учитывала эти два разных по целям и методике оценивания. Теперь я считаю, что без этого невозможно организовать современный процесс образования.
По собственному опыту знаю, с каким волнением ждут ребята результаты контрольных работ или диктантов. Но оценивание часто на этом заканчивается: идёт анализ общих ошибок, задаются для повторения общие правила и ученик остаётся один со своей оценкой, о которой он вскоре забудет, и будет ожидать уже следующую оценку. Планируя 4 урока из серии последовательных уроков, в первую очередь я наметила цели каждого урока, задачи каждого этапа урока. Так как и мне, и детям пришлось учиться одновременно, я решила начать с более простых форм оценивания на первом уроке и усложнять их на последующих уроках
На первом уроке, на этапе создания кластера « Моё хобби», я постаралась подвести ребят к мысли, что работа будет более успешной в том случае, если будут чётко определены критерии оценивания. Критерии успешности были заранее разработаны мною и обсуждены с ребятами перед выполнением задания. При итоговой рефлексии, которую я попросила отразить на стикерах: «Что получилось, что было интересным», «Над чем необходимо ещё поработать, чтобы улучшить свои результаты», ребята 3 группы записали, что причина их «не совсем удачной работы» в их самих, а я сделала вывод, что мне следует более тщательно подходить к формированию групп, не всегда случайный выбор членов группы способствует продуктивной работе. Всем понравилось работать в группе, потому что «ответственность распределялась на всех», «не боялись высказывать свои суждения», а когда писали о том, что не совсем удалось и над чем надо поработать, ребята отметили: «нужно повторить слова», «больше читать на английском языке», «выполнять правила работы в группе». Такая оценка нашей совместной работы уже на первом уроке порадовала меня: ребята учились критически оценивать свою работу и работу своих товарищей, оценивать не ради оценки, а найти «2звёздочки и 1 пожелание», чтобы улучшить дальнейшую работу.
После первого урока я сделала вывод, что дети должны уже в начале урока хорошо представлять, чему они должны научиться на данном уроке, должны быть разработаны «критерии успеха» - данное словосочетание создаёт позитивный настрой и показывает, к чему мы стремимся - их должно быть немного, но они должны быть понятны ученикам. Конечно, я не могла сразу рассчитывать на чёткую работу на всех этапах оценивания: ребята по-прежнему старались поставить балл повыше своим одноклассникам, затруднялись в высказывании пожеланий, но динамика к лучшему уже наметилась на втором уроке. При защите мини - проекта спикер Д. попросила ребят высказать пожелания, ведь «со стороны виднее». Это послужило своеобразным «вызовом»: желающих помочь советами по улучшению работы стало намного больше. На последнем уроке, когда учащиеся проверяли домашнее задание «Письмо к другу», критерии, разработанные самими ребятами, помогли им всем выполнить задание и оценить работы своих товарищей, оценки были выставлены за каждую работу.

Итоговое оценивание каждого урока включало в себя рефлексию учащихся и оценку учителя. Это позволяло подвести итоги урока и наметить план работы на следующий урок. Оценивание как один из 7 модулей Программы я применяла на каждом уроке, видела его эффективность и обязательно буду применять его в своей практике.

Модуль «талантливые и одарённые ученики» занимал особое место в моей практике. В классе три отличницы, но талантливой и одарённой я могу назвать только одну, так как она много времени уделяет самостоятельному изучению языка, участвует в олимпиадах, общается в Интернете с ровесниками из Англии. На третьем уроке группы работали над презентацией о театре «Глобус». Таня взяла на себя организацию работы в группе, помогла ребятам со сбором информации, выступила в роли спикера, но не одна, а помогла подготовиться ещё одному спикеру. Работа в данной группе была более результативной: Таня попробовала себя в роли лидера учителя, приобрела новые знания, а ребята чувствовали себя более уверенно, поэтому активно участвовали в работе группы. Я продолжу работу по внедрению данного модуля в постоянную практику, разрабатывая не только индивидуальные задания, но и задания по совместному обучению.
Оглядываясь на свой предыдущий опыт, я не могу сказать, что широко использовала ИКТ по разным причинам, в период же практики я решила применить те технические средства, которые применяла редко, и проанализировать, как это скажется на познавательном, эмоциональном, социальном аспектах обучения, тем более, что ребята уже владеют навыками работы и в лингафонном кабинете, и с интерактивной доской. Почему я применяла данный модуль? Конечно, мне хотелось заинтересовать ребят, расширить их кругозор, повысить их мотивацию, а ещё самой многому научиться: обширный дополнительный материала, новые виды заданий, формы контроля. И Что было важно: ИКТ были не самоцелью, а применялись в соответствии с целями и задачами урока. И ещё, применяя информационно-коммуникационные технологии, я решила, что можно внедрить остальные 6 модулей

Как я решала эти задачи на практике?
1.Начала я с использования ноутбука и компьютера: аудирование (песня Битлз «Yesterday»), выполнение индивидуальных заданий по грамматике, проверка по ключу и самооценка.
1.Работа в лингафонном кабинете способствовала активизации деятельности учащихся : ребята прослушали небольшой текст «Мой друг…», проверили понимание содержания в группе и результат-защита кластера. Не все кластеры были полными, но основное содержание было понято. Развивалось критическое мышление. Заполнение таблицы на компьютере «Мой вклад в работу группы»-оценивание для обучения.
2.Работа с интернетом – работа в 3 группах: сбор нужной информации о современных театрах Лондона, отбор иллюстраций . Итог-создание рекламы «Добро пожаловать в наш театр!» Диалоговое обучение, работа с одарёнными и талантливыми, лидерство учащихся в организации работы в группе. В одной из групп представляли рекламу 2 девочки, одна из которых обычно очень мало говорит, на данном уроке она выступила достойно. Все отметили её работу
3.Презентации на интерактивной доске - индивидуальные домашние задания с учётом интересов и уровня подготовленности ребят «Мой любимый музыкант», «Добро пожаловать в Великобританию». Артём, ученик с хорошими способностями, но непоседа, постепенно включался в работу в группе, а на 3 уроке подготовил свою презентацию и озвучил её. Итог – если на 2 уроке было только 2 ученика, выразивших желание приготовить презентацию в качестве домашнего задания, то на 4 уроке их было уже значительно больше. Обучение, как обучаться, талантливые и одарённые, возрастные особенности учащихся.
4.введение нового материала на интерактивной доске( презентация о «группе Битлз», «Современные музыкальные направления» )Итог-учащиеся выполняли контрольный тест по страноведению, обсуждали в парах, проверяли по готовому ключу и взаимоооценивали.
Анализируя итоги работы на практике по внедрению изменений в практику преподавания и обучения и управления ими, я пришла к выводу, что действительно, произошли пусть небольшие, но положительные изменения в моей деятельности и деятельности учащихся, повысился интерес ребят к предмету, их мотивация и саморегуляция. Поэтому я планирую продолжить работу по внедрению идей Программы в мою педагогическую практику. Вместе с этим мне необходимо продумывать и применять разнообразные задания, электронные учебники, более широко использовать возможности лингафонного кабинета и интерактивной доски, а для этого я должна постоянно учиться. «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд». Эмиль Золя.