Административная контрольная работа по учебному предмету Биология для 10 класса на тему «Биосферный уровень жизни»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26"

СОГЛАСОВАНО Заместитель директора
МОУ «Ильинская СОШ №26» ______________А.К. Полякова «___»_______________2015г.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по учебному предмету «Биология»для 10 класса на тему
«Биосферный уровень жизни».
пос.Ильинский, 2015
Вариант 1
Максимальное количество баллов- 35
I. Определите, верно ли данное утверждение. (5 баллов)
Консументы разлагают органические остатки до неорганических соединений.
Длина пищевой цепи ограничивается потерей энергии на каждом пищевом уровне.
3. Роль продуцентов заключается в синтезе органических соединений из неорганических.
4. Растительноядные животные являются консументами 2-го порядка.
5.Млекопитающие и птицы являются теплокровными животными.
П. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)
1.При переходе от одного пищевого уровня к другому сохраняется не более:
A)1 % энергии
Б) 10 %.
B)90%Г) 100 %
2.Часть биосферы, в которой проявляется деятельность человека, называется:
литосфераБ) гидросфера
биогеоценозГ)ноосфера
3.Участок территории суши или акватории, где временно запрещается использование определенных видов природных ресурсов:
заказникБ) заповедник
национальный паркГ) памятник природы
4.Основную массу живого вещества биосферы составляют:
животныеБ)бактерии
растенияГ)планктон
5. В большинстве цепей питания конечным звеном являются:
хищникиБ) бактерии и грибы
растения
Г) растительноядные животные
III. Перечислите и охарактеризуйте основные абиотические факторы. Как влияет на живые организмы недостаток и избыток влаги и света, повышенная и пониженная температура? Приведите примеры. (10 баллов)
IV.Назовите и охарактеризуйте части пищевой цепи. Приведите пример. Как изменяется количество энергии при переходе от одного звена пищевой цепи к другому? Объясните. (5 баллов)
V. Нарисуйте схему круговоротов азота в биосфере, снабдив соответствующими пояснениями. (10 баллов).
Вариант 2
Максимальное количество баллов — 35
I. Определите, верно ли данное утверждение. (5 баллов)
Редуценты разлагают органические остатки до неорганических соединений.
Длина пищевой цепи ограничивается потерей энергии на каждом пищевом уровне.
Роль консументов заключается в синтезе органических соединений из неорганических.
Растительноядные животные являются консументами 1-го порядка.
При переходе от одного пищевого уровня к другому теряется 10 % энергии.
II. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)
1.Верхняя граница биосферы проходит в атмосфере на высоте около 20 км., так как там:
мало кислородаБ) мало света
низкая температура воздухаГ) располагается озоновый слой
2.Оболочка Земли, населенная живыми организмами, называется:
А) литосферой Б)биосферой В)атмосферой Г)гидросферой
3.Экология — это наука, изучающая:
влияние загрязнения на окружающую средуБ) влияние загрязнения на здоровье человека
влияние деятельности человека на окружающую средуГ) взаимоотношения организмов с окружающей средой
4.Биомассу биосферы составляют:
A)живые организмы
Б) полезные ископаемые
B)рудыГ) почва
5.В большинстве цепей питания начальным звеном являются:
А) хищники
Б) бактерии и грибы
В) растения
Г) растительноядные животные
Перечислите и охарактеризуйте основные биотические факторы. Назовите типы взаимодействия популяций в биоценозеПриведите примеры. (10 баллов)
Как происходит смена сообществ? Назовите виды сукцессии. Приведите примеры. (5 баллов)
V. Нарисуйте схему круговоротов кислорода в биосфере, снабдив соответствующими пояснениями. (10 баллов)
Вариант 3
Максимальное количество баллов — 35
I. Определите, верно ли данное утверждение. (5 баллов)
К продуцентам относятся только зеленые растения.
Редуценты обеспечивают разложение органических веществ до неорганических.
Биосфера включает в себя всю литосферу.
Биомасса — это совокупность всех живых организмов.
Живые организмы значительно ускоряют глобальный обмен веществ в биосфере.
II. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)
1.Нижняя граница распространения растений проходит в гидросфере на глубине около 300 м., так как там:
нет кислородаБ) нет света
низкая температура водыГ) нет почвы
2.В тропической пустыне основным ограничивающим фактором является:
А)свет
Б) температура
В) влажность
Г) давление
3.Международный список редких и исчезающих видов называется:
черным спискомБ) красной книгой
белыми страницамиГ) памятником природы
4.В пищевой цепи на следующий трофический уровень переходит не более:
90 % биомассыБ) 50 % биомассы
10 % биомассыГ) 5 % биомассы
5.В большинстве цепей питания начальным звеном являются:
А) продуценты Б) редуценты
В) консументы 1-го порядка
Г) консу менты высших порядков
На какие биомы делится биосфера суши и океана? Назовите основные биомы суши и океана, приведите примеры животных и растений. Чем отличаются биом и биогеоценоз? Чем отличается сообщество и экосистема? (10 баллов)
Охарактеризуйте антропогенные факторы. Приведите примеры. Назовите основные меры охраны природы и сохранения видового разнообразия. (5 баллов)
V. Нарисуйте схему круговорота углерода, снабдив соответствующими пояснениями. (10 баллов)
Вариант 4
Максимальное количество баллов — 35
I. Определите, верно ли данное утверждение. (5 баллов)
Любой живой организм — это закрытая система.
Консументы .используют энергию, накопленную продуцентами.
Липкие ловушки росянки являются приспособлениями к недостатку азота в почве.
Отношения муравья и тли — пример межвидовой конкуренции.
Взаимоотношения березы и подберезовика — пример симбиоза.
II. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)
1.Фактор среды, выходящий за пределы выносливости организма, называется:
оптимальным
ограничивающим
В) неблагоприятным
Г) летальным
2.В арктической пустыне основным ограничивающим фактором является:
A)свет
Б) температура
B)влажностьГ)давление
3.Участок территории суши или акватории, где полностью запрещаются все виды хозяйственной деятельности:
А)заказник
Б) заповедник
В) национальный парк Г) памятник природы
4.В пищевой цепи при переходе на следующий трофический уровень теряется не менее:
90 % биомассыБ) 50 % биомассы
10 % биомассыГ) 5 % биомассы
5. В большинстве цепей питания конечным звеном являются:А) продуцентыБ) редуценты
В) консументы 1-го порядка
Г) консументы высших порядков
III.Дайте характеристику понятия «Биосфера». Назовите и охарактеризуйте функции, состав и границы биосферы. (10 баллов)
IV.Что такое биогеоценоз? Дайте определение. Охарактеризуйте структуру биогеоценоза. Приведите пример пирамид биомасс и численности. (5 баллов)
V. Нарисуйте схему круговорота воды, снабдив соответствующи ми пояснениями. (10 баллов)

КЛЮЧ
Вариант 1
I) 1-нет, 2-да, 3-да, 4-нет, 5-да; II) 1 б; 2 г; 3 а; 4 в; 5 б
Вариант 2
I) 1-да, 2-да, 3-нет, 4-нет, 5-нет; II) 1 г; 2 б; 3 г; 4 а; 5 в
Вариант 3
I) 1-нет, 2-да, 3-нет, 4-да, 5-да; II) 1 б; 2 в; 3 6; 4 в; 5 а
Вариант 4
I) 1-нет, 2-да, 3-да, 4-нет, 5-да; II) 1 б; 2 6; 3 б; 4 а; 5 б
Учитель биологии
Капин А.В.