Программа внеурочной деятельности Умники и умницы (2 класс)



Программа
внеурочной деятельности
«УМНИКИ И УМНИЦЫ»
(Учусь создавать проект)
Борисовой Наталии Брониславовны
срок реализации: 1 год
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения на основе методических рекомендаций Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой и следующего учебного пособия: Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова «Учусь создавать проект» (Исследуем, доказываем, проектируем, создаём): рабочая тетрадь для младших школьников – Москва: Издательство РОСТ, 2012.
Курс введён в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении проектно-исследовательских задач;
низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания;
обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания;
младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;
обучающиеся не владеют приёмами поэтапного выполнения учебных заданий.В связи с этим для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.
Цель программы: трансформировать процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через приобщение к проектно-исследовательской деятельности.
Задачи программы:
развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;
обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проектно-исследовательской деятельности;
формирование коммуникативной компетентности (умение вести диалог, координировать свои действия при работе с самим собой и с партнёрами по группе и классу, сопереживать, быть доброжелательными и чуткими, проявлять социальную адекватность в поведении) и опыта публичного выступления.
Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
интегративный подход в изучении какого-либо предмета, действия или явления;
системность в изучении основ проектной деятельности и её организации;
непрерывность, углубление и расширение основ проектно-исследовательской деятельности;
взаимосвязь внеурочной деятельности обучающихся с урочной;
принцип доступности, при котором учитывается возраст при выборе темы проектирования;
принцип саморазвития способствует активности участников, а также рождению новых проектов в результате реализации поставленной цели.
Сроки реализации:
Программа данного курса рассчитана на 1 год обучения. Она будет реализована во 2 классе в рамках «Внеурочной деятельности» 34 часа (1 час в неделю).
Формы занятий:
по количеству детей, участвующих в занятии, - преимущественно коллективная, групповая, индивидуальная;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, игра, практикум, публичная защита проектов;
по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Каждое занятие подчинено определённой структуре, в которой имеются следующие рубрики:
Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Именно они вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке.
Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Содержание курса
Кто я? Моя семья.
Рассказ детей о себе и своей семье.
Чем я люблю заниматься. Хобби.
Знакомство с понятием «хобби». Рассказ о своём хобби.
О чём я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта.
Знакомство с понятем: «тема», «проект».
Как собирать материал. Твои помощники. Этап.
Знакомство с понятиями: «этап», «помощник».
Повторение. Давай вспомним.
Повторение изученных понятий.
Проблема.
Знакомство с понятием «проблема».
«Проблема». Решение проблемы.
Решение проблемы.
Гипотеза. Предположение.
Знакомство с понятиями: «гипотеза», «предположение».
Гипотеза. Играем в предположения.
Для чего нужна гипотеза?
Практическая работа; работа с текстом.
Цель проекта.
Знакомство с понятием «цель». Рассказ детей о своей цели в учёбе.
Практическая работа: тренировка в постановке целей.
Задача проекта.
Знакомство с понятием «задачи». Для чего нужны задачи?
Практическая работа: тренировка в определении задач.
Выбор нужной информации.
Знакомство с понятиями: «информация», «основная мысль».
Практическая работа: тренировка в нахождении нужной информации.
Интересные люди – твои помощники.
Название предприятий, в которых работают интересные люди. Профессии людей.
Продукт проекта.
Знакомство с понятием «продукт проекта».
Практическая работа: рисунок продукта своего проекта.
Виды продукта. Макет.
Знакомство с понятием «макет». Составление плана работы над макетом.
Практическая работа: рисунок макета предмета.
Повторение пройденных проектных понятий.
Повторение пройденных понятий.
17-18. Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Практическое занятие.
Знакомство с понятием «визитка». Выставка детских визиток. Самооценка.
Практическая работа: составление визитки к проекту.
19-20. Мини-сообщение. Семиминутное выступление.
Знакомство с понятием «мини-сообщение». Советы по составлению выступления.
Практическая работа: мини-сообщения.
21.Выступление перед знакомой аудиторией.
Выступления проектантов. Пожелания.
Практическая работа: выступление проектантов.
22-23.Играем в учёных. Окрашивание цветка в разные цвета.
Практическая работа: окрашивание цветка в разные цвета.
24.Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.
Подготовка ответов на вопросы. Советы Мудрого Дельфина.
25-26.Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.
Советы Мудрого Дельфина. Выступление. Самооценка.
Практическая работа: выступление проектантов.
27.Повторение. Давай вспомним.
Повторение пройденного.
Практическая работа: создание транспорта, с помощью которого можно отправиться в мир учёных.
28.Играем в учёных. «Мобильные телефоны». Это интересно.
Практическая работа: «мобильные» телефоны из пластиковых стаканчиков.
29.Играем в учёных. Получение электричества с помощью волос. Это интересно.
Практическая работа: получение электричества с помощью волос.
30.Играем в учёных. Поилка для цветов. Это интересно.
Практическая работа: поилка для цветов.
31.Тест. «Чему ты научился?»
Рефлексия.
32-33.Памятка для учащегося-проектанта.
Чтение и обсуждение каждого пункта памятки.
34.Твои впечатления от работы над проектом. Пожелания будущим проектантам. Советы на лето от мудрого дельфина.
Рассказ детей о своих впечатлениях от работы над проектом. Советы и пожелания будущим проектантам.
Ожидаемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
2. Метапредметные результаты:
Регулятивные
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные
- умение определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
- умение представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Коммуникативные
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
- умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, быть готовым изменить свою точку зрения.
3. Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать Обучающиеся будут уметь
понятия «хобби», «тема», «проект», «этап», «помощник», «проблема», «гипотеза», «предположение», «цель», «задачи», «информация», «основная мысль»,, «продукт проекта», «макет», «визитка»;профессии людей;
советы по составлению мини-сообщений;
памятку для учащегося-проектанта
собирать материал по теме проекта;
видеть и решать проблемы;
выдвигать гипотезы;
ставить цели;
задавать вопросы;
составлять план работы;
создавать макет;
составлять визитку к проекту;
составлять мини-сообщение;
проводить опыты;
делать выводы;
рефлексировать
Способы проверки результатов освоения программы.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в виде выступлений (мини-сообщения перед знакомой и незнакомой аудиторией). В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором.
Кроме того, критерием оценки служат качество и количество собранного и оформленного материала. Также для анализа деятельности будут применяться различные виды диагностического контроля, наблюдения, игровые формы рефлексии.
Учебно-тематический план
№ занятия Тема занятия Количество часов
Всего Теория Практика
1 Кто я? Моя семья. 1 1 2 Чем я люблю заниматься. Хобби. 1 1 3 О чём я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. 1 1 4 Как собирать материал? Твои помощники. Этап. 1 1 5 Повторение. Давай вспомним. 1 1 6 Проблема. 1 1 7 Проблема. Решение проблемы. 1 1 8 Гипотеза. Предположение. 1 1 9 Гипотеза. Играем в предположения. 1 1
10 Цель проекта. 1 1
11 Задача проекта. 1 1
12 Выбор нужной информации. 1 1
13 Интересные люди – твои помощники. 1 1 14 Продукт проекта. 1 1
15 Виды проекта. Макет. 1 1
16 Повторение пройденных проектных понятий. 1 1 17-18 Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. 2 2
19-20 Мини-сообщение. Семиминутное выступление. 2 2
21 Выступление перед знакомой аудиторией. 1 1
22-23 Играем в учёных. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно. 2 2
24 Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. 1 1 25-26 Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. 2 2
27 Повторение. Давай вспомним. 1 1
28 Играем в учёных. «Мобильные телефоны». Это интересно. 1 1
29 Играем в учёных. Получение электричества с помощью волос. 1
1
30 Играем в учёных. Поилка для цветов. Это интересно. 1 1
31 Тест «Чему ты научился?» 1 1 32-33 Памятка для учащегося-проектанта. 2 2 34 Твои впечатления от работы над проектом. Пожелания будущим проектантам. Советы на лето от Мудрого Дельфина. 1 1 ИТОГО 34 15 19
Методическое обеспечение
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:
- специальные тетради;
- листы формата А-4 – 100 шт.;
- карандаши, фломастеры (для каждого ребёнка);
- школьные принадлежности;
- таблицы, плакаты;
- аудио и видеозаписи
Информационное обеспечение программы
Литература
Д.В.Григорьев, П.В.Степанова «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя» - Москва: Просвещение, 2011
Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова. Рабочая тетрадь «Учусь создавать проект» - Москва: РОСТ, 2012
Н.В.Засоркина, М.Ю.Шатилова, Н.Б.Полянина, Е.А.Андреева, С.Г.Щербакова, О.А.Шавейко «Метод проектов в начальной школе. Система реализации» - Волгоград: Учитель, 2012
В.Ф.Феоктистова «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации, проекты» - Волгоград: Учитель, 2011
М.Ю.Шатилова, Н.И.Селезнёва, Н.И.Ильина, И.Ю.Гайтукаева, Е.В.Волкова, С.Н.Иванова «Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. Программа, занятия, проекты» - Волгоград: Учитель, 2012
М.К.Господникова, Н.Б.Полянина, Е.И.Самохвалова, Ю.А.Родионова, О.Ю.Эктова, Т.А.Гордиенко, Т.Е.Силаева «Проектная деятельность в начальной школе» - Волгоград: Учитель, 2012
Н.В.Иванова, Г.Н.Марунина «Как организовать проектную деятельность в начальной школе. Методическое пособие» - Москва: АРКТИ, 2011