Программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» 1 класс


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Прогимназия»
Внеурочная деятельность
«Юные умники и умницы»
1 классы
Автор программы:
Попова Елена Алексеевна
учитель первой квалификационной категории
г. Сургут 2014 год
Пояснительная записка
Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Психологи отмечают, что главную роль играет уровень: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Данная программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей и создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Все это означает, что у кого-то возникает интерес к учебе, а у кого-то закрепляется.
Занятия по развитию познавательных способностей рассчитаны для детей 7-8 лет (1 класс). Программа кружка рассчитана на 1 год. На каждое занятие отводится 35-45 минут. Организация деятельности ориентирована на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребенка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
Актуальность данной программы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще непроявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная перспектива (надежда) на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Цель: создать условия для развития у детей познавательных интересов.
Задачи:
Обучающие задачи
учить грамотной математической речи, умению обобщать и делать выводы;
учить добывать и грамотно обрабатывать информацию;
изучать, исследовать и анализировать.
Развивающие задачи
повышать интерес к математике;
развивать мышление, умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции.
Воспитательные задачи
воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;
воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи;
воспитывать трудолюбие.
Ожидаемый результат:
По окончании курса дети, хорошо успевающие, смогут в ещё большей степени развернуть свои творческие способности в условиях решения нестандартных задач, требующих сообразительности и находчивости. А дети слабоуспевающие, решая задачи нестандартные, но относительно лёгкие, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научатся управлять своими поисковыми действиями, смогут подчинять их определённому плану.
Учащиеся начальных классов, изучающие данный материал, смогут реализовать полученные знания и умения при решении математических олимпиад районного, областного уровня, им легче будет справляться с заданиями международного конкурса «Кенгуру», к которому в последнее время вырос интерес учащихся.
В результате изучения математики на занятиях кружка ученик должен уметь:
решать текстовые задачи на определение частей целого;
решать нестандартные, старинные задачи;
решать ребусы, головоломки числовые и геометрические;
решать логически-поисковые задания;
Основные методы и формы работы:
Творческие задания, самостоятельная и групповая работа, практические занятия, тренинги по решению задач, школьная олимпиада по математике.
Оснащение:
Программа предусматривает использование специального оборудования и материалов: компьютер, мультимедийный проектор, презентации по математике, наглядный материал, схемы, таблицы, плакаты, карточки с индивидуальными заданиями разного уровня сложности.
Первый год обучения. Тематический план
тема Всего
в
часахВ том числе
теор.
занятия практ.
работа
Входящий контрольно-развивающий блок.
16 - 16
Игра «Знакомство». Исследование мотивации обучения.
1 - 1
Мир вокруг нас. Изучение уровня общей осведомленности.
1 - 1
Слева, справа, сверху, снизу, в центре и наискосок… Пространственная ориентация, умение действовать по образцу. 2 - 2
Давайте соберем картинку. Изучение целостности восприятия.
2 - 2
Красный или синий, квадрат или трапеция, большой или маленький…Восприятие цвета, формы, размера.
2 - 2
А что у нас со вниманием? Изучение уровня развития внимания.
3 - 3
Как поживает наша память? Изучение уровня развития памяти. 3 - 3
Давайте подумаем! Изучение уровня развития мышления. 2 - 2
Основной (развивающий) блок. Развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения (комплексные занятия).
12 - 12
Заключительный контрольно-развивающий блок
5 - 5
Изучение уровня развития восприятия
1 - 1
Пространственная ориентация
1 - 1
Изучение уровня развития внимания
1 - 1
Изучение уровня развития памяти
1 - 1
Изучение уровня развития мышления
1 - 1
Итого: 33 - 33
Входящий контрольно-развивающий блок. (16 часов)
Игра «Знакомство». Исследование мотивации обучения (1 час).
Мир вокруг нас. Изучение уровня общей осведомленности
(1 час).
Слева, справа, сверху, снизу, в центре и наискосок… Пространственная ориентация, умение действовать по образцу (2 часа).
Давайте соберем картинку. Изучение целостности восприятия (2 часа).
Красный или синий, квадрат или трапеция, большой или маленький…Восприятие цвета, формы, размера (2 часа).
А что у нас со вниманием? Изучение уровня развития внимания (3 часа).
Как поживает наша память? Изучение уровня развития памяти (3 часа).
Давайте подумаем! Изучение уровня развития мышления (2 часа).
Основной развивающий блок. (12 часов)
Все занятия основного блока носят чисто практический характер и состоят из определенных упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), и психогимнастичеких упражнений, направленных на снижение уровня эмоциональной напряженности детей. В процессе занятий сложность предлагаемых детям упражнений нарастает. Большая часть упражнений и заданий первого года обучения предполагает закрепление материала, изучаемого по основным предметам, посредством специальных игр и упражнений на развитие познавательных процессов. В случае необходимости (в целях повышения эффективности программы) допускается замена одного упражнения на другое. На занятиях используются рабочие тетради курса «Юным умникам и умницам» автора О.Холодовой и пособия А. Зака «Почтальон – вычислитель», «Почтальон – читатель», «Логические задачи», «Как гусеница и муравей в гости ходили», «Как развивать логическое мышление?».
Заключительный контрольно-развивающий блок (5 часов)
Изучение уровня развития восприятия.(1 час)
Пространственная ориентация (1 час).
Изучение уровня развития внимания (1 час).
Изучение уровня развития памяти (1 час).
Изучение уровня развития мышления (1 час).