Рабочая программа кружка Школа юннатов

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
« Дом детского творчества»
Урмарского района Чувашской Республики


Программа рассмотрена и принята Утверждено:___________
на заседании педагогического совета Директор МОУ ДОД
протокол № ______ « Дом детского творчества»
от « ____» ____________2009г. Николаева Л.И.
приказ № __________




Рабочая образовательная программа
дополнительного образования детей
кружка


«Школа юннатов».












Разработала: педагог
дополнительного образования Архипова Э.Л.
учитель биологии МОУ «Мусирминская СОШ».



Мусирмы -2009г.



Пояснительная записка.

« Когда человек поймет, что есть пространство, насыщенное следствиями человеческих деяний, можно будет лечить планету».
Е.Рерих «Иерархия».

Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки нашего сознания и отношения к природе жизнь человека на Земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы предполагаем. Каждому нужно бережно относиться к природе, ее богатствам во избежание катастрофы на Земле.
Свою работу начинаю со знакомства и осмысления закона «Не причини вреда ничему живому – ни делом, ни мыслью, ни словом». Опираюсь на принципы экологического образования:
Принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира.
принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира.
принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность.
принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.
Многие из этих принципов нельзя полноценно реализовывать в рамках урока и кружковая работа дает эту возможность.
Данная программа рассчитана для учащихся среднего звена и основывается на базовый уровень курса природоведения, биологии, КРК и географии. Основным направлением деятельности кружка является экологическое просвещение, развитие экологической и духовной культуры, расширение биологических знаний. Обучаемые должны прочно уяснить влияние действий каждого человека (даже в быту) на окружающую природную среду нашей планеты, а так же зависимость жизни всего населения Земли и себя в частности от состояния окружающего мира.
Данный курс предусматривает следующие знания учащихся:
- формирование знаний о природном окружении;
- выработка практических умений по уходу, защите, улучшению окружающей среды;
- формирование экологической и духовной культуры.










Цели работы кружка:

Привитие эколого - исследовательских знаний, умений и навыков;
Преодоление потребительского отношения к природе;
Воспитание экологической культуры, навыков взаимодействия с природными объектами;
Воспитания доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, к потомкам ,которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни и к себе.

Данные цели реализуются посредством решения следующих задач:
- Формирование познавательного интереса к окружающей природе ее проблемам;
Формирование и расширение экологических знаний.
Привитие навыков исследовательской работы.
Формирование чувства бережного отношения к природе, к родному краю.
Развитие познавательной и творческой активности учащихся.

Методические подходы и организация занятий.
Данная программа адресована для детей средней возрастной группы, основывается на базовый уровень биологии школьного курса.
Для реализации программы используются следующие методы и методические приемы:
- стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде ( беседы, экскурсии, походы, семинары, деловые игры, конференции, диспуты, викторины, КВН, праздники);
- развитие творческого мышления, умения предвидеть природообразующей деятельности человека ( наблюдения, лабораторные работы, опыты, экскурсии );
- развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений (проблемный подход в процессе обучения и воспитания);
- вовлечение учащихся в практическую деятельность (организация экологических троп, пропаганда экологических знаний, практические занятия и т.д.).
- участие в районных и республиканских конференциях.





Время работы кружка:
Среда – 14.30-15.30ч.
Четверг – 13.25-14.10ч.






Учебно-тематический план.
( 1 полугодие)

N п.п.

Наименование темы
Количество
теоретическ.
Часов
практическ.

1.
Введение. Зачем нужно изучать природу.
1


2.
Планета Земля.
1


3.
Удивительный мир живой природы.
(кто самый большой, самый быстрый, дисциплинированный).
1



4.

Погода и климат.
1


5.
Наблюдения погодных явлений.
Фенологические наблюдения.
1
1

6.
Причины изменения погоды.

1
1

7.
Наш край. Экологические проблемы края.
1


8.
Видовое разнообразие растений своего сада.

1

9.
Многообразие культурных растений.
1
1

10.
Дикорастущие растения.
1
1

11.
Наши зеленые друзья комнатные растения.
1


12.
Приспособления растений к условиям среды.
1
1

13.
«Подготовка растений к зиме»
Фенологические наблюдения.
1
1

14.
Экскурсия «Жизнь растений зимой».

1

15.
Плодородие почвы и причины истощения почвы.
1
1

16.
Эрозия почв и их причины.
Охрана почв.
1
1

17.
Природа – наш друг.
1


18.
Подготовка материалов ислед.раб.
1
2

Итого:

18.
12

II полугодие.

П.п.
Наименование темы.
Теоретическ.
Практическ.

1.
Разнообразие цветковых растений края.
1


2.
Определение видового разнообразия

1

3.
Роль птиц и животных в распространении растений.
1


4.
Экскурсия « Золотое убранство осени».

1

5.
Биосфера. И.В. Вернадский о круговороте веществ и энергии.
1


6.
Роль человека в биосфере.
1


7.
Как природа сама себя регулирует
1


8.
Экология сообществ(составление исследовательских работ).
1
3


9.
Земля наш общий дом
1


10.
Биоиндикация состояния окружающей среды.
1
2

11.
Изучение физических параметров воздуха.
1
1

12.
Антропогенное воздействие на окружающую среду.
2
2

13.
Помощь в подготовке и проведении недели биологии

1

14.
Взаимодействия организма с окружающей средой (исл.раб.)
1
3

15.
Микросреда(жилище) и человек.
2
2

Итого:

14
16
















Содержание программы.

Тема 1. Ведение. Зачем нужно изучать природу.
Знакомство работой кружка и работами исследовательских работ кружковцев. Связи и зависимость состояния человека от состояния окружающей среды. Природное окружение человека. Природа – источник положительных эмоций, творчества и здоровья человека. Изменение окружающей среды под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Тема 2.Планета Земля.
Планета Земля как среда обитания живых организмов. Разнообразие живого. Царства живой природы. Растения и животные разных материков(знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).жизнь в морях и океанах.
Тема 3. Удивительный мир живой природы.( кто самый большой, самый быстрый и т.д.).
Знакомство самыми большими животными. Самые быстрые животные.

Тема 4. Природа и климат.
Погода. Климат. Влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей. Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины- степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес и их обитатели.

Тема 5. «Наблюдения погодных явлений» фенологические наблюдения.
Наблюдения за погодными явлениями(выполнять несложные наблюдения), фиксирование их результатов в тетрадях. Навык пользования простейшими лабораторными оборудованиями и измерительными приборами. Умение составлять небольшие творческие работы, используя результаты наблюдений.

Тема 6.Причины изменения погоды.
Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Облака, типы облаков. Природные условия материков.

Тема 7. Наш край. Экологические проблемы края.
Географическое положение края. Многообразие растительности и животного мира. Редкие и исчезающие виды Чувашии. Проблемы их охраны. Проблемы истощения почвы, загрязнения вод и атмосферы.
Практическая работа по изучению видового состава растений и животных нашего района.

Тема 8. Видовое разнообразие растений своего сада.
Составление списка растений своего сада. Их отношения к изменениям окружающей среды.

Тема 9. многообразие культурных растений.
Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др.

Тема 10. Дикорастущие растения .
Дикорастущие растения, условия их жизни . Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и в жизни человека.
Лекарственные растения . Ядовитые растения . Охрана растений. Растения Красной книги Чувашии.

Тема 11. Наши зеленые друзья – комнатные растения.
Комнатные растения их многообразие. Значение в эстетическом оформлении комнатных растений. Фитодизайн.
Практическая работа: Размножение и уход за комнатными растениями.

Тема 12. Приспособления растений к условиям среды.
Различные приспособления растений к условиям среды. Экологические группы растений.
Практическая работа: Изучение приспособлений у комнатных растений.

Тема 13. Подготовка растений к зиме.
Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления. Окраска листьев, листопад. Значение этих приспособлений в жизни растений.

Тема 14. Экскурсия « Жизнь растений зимой».
Выявить изменения растений зимой. Фиксировать наблюдения в блокноте.

Тема 15. Плодородие почвы и причины истощения пичвы.
Плодородие почвы . обработка почвы. Почва и растения. Внесение удобрений.

Тема 16. Эрозия почв их причины. Охрана почв.
Разнообразие почв. Эрозия почв, ее виды. Влияние хозяйственной деятельности. Охрана почв.

Тема 17. Природа - наш друг.
Проблемы охраны природы. Правила поведения в природе.

Тема 18. Подготовка материалов по исследовательской работе.
Показ принципов оформления исследовательских работ . Проведение исследовательских работ.






2 полугодие
Тема 19. Разнообразие цветковых растений края.
Многообразие цветковых растений края. Редкие и исчезающие виды занесенные в Красную книгу Чувашии.

Тема 20. «Определение видового разнообразия» исследовательская деятельность.

Тема 21.Роль птиц и животных в распространении семян.
Значение распространения семян. Значение семян в жизни животных. Приспособления семян к распространению.

Тема 22. « Золотое убранство осени». Экскурсия в Шигалинский лес.
Наблюдения за состоянием окружающей среды. Бережное отношение к природе и знание правил поведения в природе.

Тема 23. Биосфера. В.И. Вернадский о круговороте веществ в природе.
Введение понятия биосфера, круговорот веществ. В.И. Вернадский – русский биогеохимик, минералог, радиогеолог. В.И. Вернадский о круговороте веществ.

Тема 24. Роль человека в биосфере.
Влияние деятельности человека на окружающую среду. Изучение о загрязнении окружающей природной среды, о мерах ее охраны.

Тема 25. Как природа сама себя регулирует.
Природа – саморегулирующая система. Принципы саморегуляции в природе.

Тема 26. Исследовательские работы.
Принципы составления исследовательских работ, проведение и оформление.
Исследовательские работы:
1. « Аквариум как экосистема».
2. «Видовое разнообразие широколиственного леса».
3. «Школьный двор как экологическая среда».

Тема 27. Земля наш общий дом.
Планета Земля как, среда обитания живых организмов. Жизнь в морях и океанах. Важнейшее экологическая проблема Земли.

Тема 28. Биоиндикация состояния окружающей среды.
Биоиндикация в исследовательской работе и ее значение в мониторинге окружающей среды.
Исследовательские работы:
Биоиндикация состояния окружающей среды с помощью лишайников (лихеноиндикация).
Изучение физических параметров воздуха в атмосфере.
Изучение биологической активности почвы
Тема 29. Изучение физических параметров воздуха.
Исследовательская работа.
Тема 30. Антропогенное воздействие на окружающую среду.
Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и исследование этих влияний.
Тема 31. Помощь в подготовке и проведении недели биологии.
Оформление и выпуск стенгазет. Организация экологических праздников, встреч и т. д.
Тема 32. Взаимодействия организма с окружающей средой.
Влияние экологического состояния на здоровье, особенно на детский организм. Раскрытие проблем взаимодействия компонентов микро- и макросреды и организма помогут обратить внимание школьников на эти проблемы.
Исследовательские работы:
Определение своих физических параметров.
Шум в нашей жизни.
Определения образа жизни на состояние здоровья.
Тема 33. Микросреда (жилище) и человек.
Соблюдение гигиены жилых помещений и личной гигиены залог здоровья. Вредные привычки на пути здоровья тела и духа.
1.Мой дом как экологическая среда.
2.Химия в быту.


























Использованная литература.
1. Величковский Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда. «Новая школа». 1997г.
2.Борисова Н. В. Программа обучение здоровью (технологические подходы и интерактивные методы). Москва 2005г.
3. Дмитриев А. Д. Экология и здоровье человека. Чебоксары 1999г.
4. Литвинова Л. С. , Жиренко О. Е. Нравственно – экологическое воспитание школьников. Москва 2005 г.
5. Самкова В. А. Игровые технологии в экологическом образовании школьников. Москва 2003г.
6.Снакин В. В. Сапожникова Г. П. Соколова В. В. «Мусор – на части и нет – напасти» (методические рекомендации). Москва 2003г.
7. Учайкина И.Р. и др. Экология в курсе естествознания, географии и биологии в 4-8 классах. Самара 1996г.




























Список
членов биолого- экологического кружка « Школа Юннатов» на 2009-2010 у.г..


п/п
Фамилия и имя
Класс,
год обучения
Из какой семьи (многодетной, неполной, сирота, неблагополучной)
Состоит ли на учете в классе, в школе, в ИДН

1.
Александров Дмитрий
6 1
Благополучная
-

2.
Александрова Наталья
6 1
Многодетная
-

3.
Беспалов Максим
6 1
Благополучная
в классе

4.
Егорова Кристина
6 1
Благополучная
-

5.
Кириллов Андрей
6 1
Благополучная
-

6.
Кудрявцева Оксана
6 1
Многодетная
-

7.
Матвеева Снежанна
6 1
Благополучная
-

8.
Тимофеев Владислав
6 1
Благополучная
-

9.
Шавырина Екатерина
6 1
Многодетная
-

10.
Белов Дмитрий
6 1
Благополучная
-

11.
Васильева Дарья
7 1
Благополучная
-

12.
Александрова Юлия
7 1
Благополучная
-

13.
Васильев Сергей
7 1
Благополучная
-

14.
Иванов Михаил
7 1
Благоплучная
-

15
Семенова Юлия
7 1
Благополучная
-

16.
Леонтьева Настя
7
Благополучная
-








Руководитель кружка: (Архипова Э.Л.)
15