…Значит, нужные книжки ты в детстве читал В. Высоцкий (Комментарий к итоговому сочинению по направлению Литература)


«…Значит, нужные книжки ты в детстве читал…»
В.С. Высоцкий
(Комментарий к итоговому сочинению по направлению «Литература»)
Цель литературы –
помогать человеку понимать самого себя,
поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине,
бороться с пошлостью в людях,
уметь найти хорошее в них,
возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество,
делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты...                 М. Горький
хххГоголь писал:
«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России… все несправедливости, которые делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».
Итак, вот две основные задачи, которые определил для себя автор: изобразить основные пороки российского общества и высмеять их. Выполнив эти задачи, писатель создал не только сатиру огромной обобщающей силы, но и одно из самых смешных произведений отечественной литературы.
хххЛитература – это не буквы на бумаге. Это общение. Это память.
Айзек МарионХХХ
В одном из последних своих интервью В.Г.Распутин, размышляя о традициях народов, их судьбах в современных условиях, убежденно сказал:
«Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека».
Природа мудра. Она так выстроила путь человеческой жизни, чтобы не ослабевала и не рвалась нить, объединяющая и соединяющая поколения. Храня теплую память о прошлом, мы сохраняем чувство ответственности за Родину, укрепляем веру в силу своего народа, ценность и неповторимость его истории. Поэтому велика и ничем не заменима роль художественной литературы в нравственно – патриотическом воспитании новых поколений. Сложно и многогранно ее воздействие на формирование у молодого гражданина исторической памяти.
ХХХ
...поэзия — это мысль человеческая, достигающая величайшей силы...
Луи АрагонМожно ли утверждать, что именно в поэзии заключена огромная воздействующая сила?
Тема ПОЭТА И ПОЭЗИИ в творчестве великих русских поэтов…
В.В. Маяковский
Задумываясь о кажущейся бесполезности поэта среди повседневных будничных забот людей, он задает вопрос:
Ведь, если звезды зажигают —
значит
это кому-нибудь нужно?
Поэт — та же звезда, и свет ее служит нравственным ориентиром людям. Внутренне убежденный в необходимости поэтического слова для человеческой души, Маяковский видит миссию поэта в том, чтобы впитать в себя всю боль миллионов страдающих и одиноких людей и рассказать о ней миру. Обращаясь к окружающим, к грядущим поколениям, поэт заявляет:
Вот — я,
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
Моей великой души!
По Маяковскому, поэзия необходима людям, как солнце. И здесь не случайно сравнение настоящей поэзии со светилом, которое издавна считалось символом жизни на земле, без которого не было бы ни тепла, ни света. Стихи согревают душу человека, наполняя ее вечным огнем жизни, заставляя осознать себя неотъемлемой частью огромного мира.
А солнце тоже:
"Ты да я, нас, товарищ, двое!
Я буду солнце лить свое, а ты — свое,
стихами"
А.С. Пушкин
«Пророк» — стихотворение, написанное им в Михайловском в 1826 году. Эта работа — важная поэтическая декларация, которая прямым образом отражает представление, взгляд автора на призвание поэта. Должна быть высокая цель, во имя которой творит поэт, которая придаст смысл работе и истинное содержание всему тому, во что он так глубоко верит и верно видит, слышит, чувствует, умеет передать словом. Такая «цель» обозначена как «бога глас», обращенный к «пророку», и призывает его «жечь сердца людей» своим мудрым словом («глаголом»). И демонстрировать людям подлинную, без украшательств, правду жизни.
«Памятник»
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в свой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал…
Согласны ли вы с мнением, что в баснях И.А.Крылова выражена народная мораль? 
«Свой» жанр Крылов искал долго и трудно. Но именно в баснях раскрылся во всей полноте сатирический талант Крылова. За сорок лет им было написано более двухсот басен.
Басни Крылова - способ народного мышления, мудрость народа, его житейская философия.
Слово в баснях Крылова - средство выражения народной смекалки, национальной самобытности русского мужика.
Только в баснях Крылова мы встречаемся с подлинно народными, реалистическими традициями басенного творчества: у Крылова персонажи являются типическими, обобщающими образами, в них ярко отражены человеческие пороки.
Простой и очень понятный сюжет басен уже много поколений не теряет своей актуальности. Это связано с тем, что Крылов брал за основу своего творчества главные пороки и слабости человека, а они остались такими же, как и у его современников. Живой русский язык, которым написаны все басни Ивана Андреевича, лишен чрезмерной утонченности. Он понятен всем без исключения. Для того чтобы читатель лучше усвоил урок, заключенный в басне, в конце произведения автор всегда приводит ее мораль. Одним из немногих исключений является басня «Ворона и Лисица». Крылова в ней больше интересует процесс того, как Ворона под действием лести начинает чувствовать свою значимость и превосходство.
хххНиколай Гумилев
Философские размышления о роли Слова, о его природе. Противопоставлены два пути познания мира: логический, необходимый для повседневной жизни, и высший, божественный путь, воплощенный в слове. Именно поэт в современном мире, в котором люди забыли Божественную суть слова, напоминает о нем людям:
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне.
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа.
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает…
хххРоль книги в жизни современного человека
«Книга – источник знаний» - это выражение знакомо нам еще с детства. И действительно, сколько нового и ранее неизведанного мы постигаем из художественных произведений, как сильно они влияют на наше сознание, воспитание, развитие. Но современный ритм жизни ставит под угрозу способность книг проникать в самые глубины человеческого сознания. Отчего так происходит? Велика ли опасность, и что же следует делать, чтобы молодое поколение в полной мере сохранило любовь и уважение к чтению книг? 
При просмотре киноленты мы чувствуем, но не рассуждаем; видим, но не вникаем в самую суть. А значит, перестаем мыслить. 
Если представить современный мир без книг, литературы, то рисуются очень безрадостные картины. Одну из них представил в своем произведении «451 градус по Фаренгейту» Рей Брэдбери. В его утопическом мире будущего нет социальных проблем, потому что все они были решены посредством уничтожения книг, ведь литература заставляет думать, а значит анализировать, понимать, делать выводы.     Многому в жизни нас учат книги, и мы ни в коем случае не должны это забывать. Прочтение полноценного художественного произведения дает нам бесценный опыт, багаж знаний и умений, расширяет границы сознания. Именно литература, как говорил Шукшин, «должна помочь понять нам, что с нами происходит». И, я надеюсь, будущие поколения смогут по достоинству это оценить.
ХххПримеры из жизни замечательных людей.
1) «Всем хорошим я обязан книге», - цитата Максим Горький. 
2) Джек Лондон: "Мартин Иден". Не имея никакого образования, много читал… книги его многому научили, он стал известным писателем... 
3)«Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей». (Нестор-Летописец) 
4) одно из "Писем о Добром и прекрасном" Д.С.Лихачёва, в котором он пишет, что литература даёт нам колоссальный , обширнейший и глубочайший опыт жизни, делает нас мудрыми.
5) Книги дают иллюзию настоящей, яркой и удивительной жизни
Роль литературы в жизни человека трудно оценить. Книги воспитали не одно поколение людей. К сожалению, в современном обществе роль литературы недооценивается. Есть категория людей, которая заявляет о том, что литература изжила себя как вид искусство, ее заменило кино и телевидение. Но остается та категория людей, которая признает и ценит значение литературы в нашей жизни. Как известно, книги выполняют две основные функции: информационную и эстетическую. Из поколения в поколения именно при помощи книг передавался опыт, накопленный веками, в книгах хранились знания, запечатлевались открытия. Книги являли собой трибуну для провозглашения новых идей и мировоззрений. В трудных жизненных ситуациях человек прибегает к книге и черпает из нее мудрость, силы и вдохновение. Ведь книга универсальна, в ней человек может найти ответ на любой интересующий вопрос.Реализуя свою эстетическую функцию, литература учит прекрасному, доброму, формирует нравственные принципы. Книги формируют не только нравственные идеалы, но и идеалы внешности и поведения. Героини и герои книг становятся образцами для подражания. Их образы и мысли берут за основу своего собственного поведения. Поэтому так важно, в период становления личности обращаться к правильным книгам, которые дадут верные ориентиры. К примеру, образы самых прекрасных героинь являют собой воплощение женственности, нежности и естественной красоты. Таких результатов поможет добиться качественный шампунь, крем для лица и косметика для загара. Экологичная косметика, которую предлагает магазин натуральной косметики, поможет создать идеальную внешность, но для развития внутреннего мира, нужна еще более интенсивная работа над собой. Образцом мужественности во все времена были сильные герои-борцы, которые руководствовались светлыми идеями во имя справедливости и любви.Таким образом, роль литературы во все времена и в современности- помочь человеку постичь самого себя и окружающий мир, разбудить в нем стремление к истине, счастью, научить уважению к прошлому, к знаниям и принципам морали, передающимся из поколения в поколение. Воспользоваться этой возможностью, которую предоставляют книги, или нет- это личный выбор каждого человека.
хххБеседовать с писателями других веков почти то же, что путешествовать.
Рене Декарт
На страницах книг русских писателей герои произведений оживали и начинали, казалось бы, самостоятельную жизнь полную непредсказуемости и приключений.
ХххПроблема души, внутреннего мира по-настоящему богатым и полным внутренний мир делают нравственные качества человека.
1 аргумент: если в основе наших поступков лежит доброта, справедливость, стремление помочь ближнему, то мы настроены на позитив в общении. Такое мироощущение надо воспитывать. (Пример: детство, Наташа Ростова).
2 аргумент: Человек – часть природы. Если он живёт в гармонии с ней, то тонко чувствует красоту мира, умеет передать её. (Пример: бабушка, Андрей Болконский и дуб).
роли искусства в жизни человека - искусство воспитывает в нас чувство прекрасного.
1 аргумент: человек учится видеть красоту мира не только находясь среди природы, но и наслаждаясь произведениями искусства. Это обогащает его внутренний мир, делает добрее, гуманнее. (Пример: музыка Чайковского, картины художников).
2 аргумент: произведения русской классики помогают нам понять, как прекрасен может быть человек, если его помыслы, поступки благородны, чисты. (Пример: Наташа Ростова).
Проблема роли совести в нашей жизни.
в наши дни люди, к сожалению, всё реже поступают по совести
1аргумент: сегодня люди всё чаще руководствуются эгоистическими мотивами, ради карьеры идут на всё. Это приводит к потери нравственных качеств, к ожесточению. (Лужин, Свидригайлов из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» или пример из жизни).
2 аргумент: если люди забудут о совести, то общество деградирует. Совесть лежит в основе нравственности. (Пример: Чулпан Хаматова, Гринёв из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»).Проблема нравственного выбора. каждый из нас попадает в ситуации, когда надо сделать выбор.
1 аргумент: в основе нравственного выбора – борьба между эгоистическими желаниями и стремлением помочь людям. Каждому из нас приходится это испытывать. (Пример из личной жизни или Наташа Ростова).
2 аргумент: в наши дни очень важно, какой нравственный выбор совершают политики. От этого зависят судьбы не только отдельных стран, но и всего мира. (Пример: США, Грузия).