Консультация для воспитателей Использование в работе с детьми палочек Кюизенера


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:
Использование в работе с детьми палочек КюизенераЦели: знакомить педагогов с дидактическим средством – палочками Кюизенера как орудием профессионального труда и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка одновременно, стимулировать совершенствование педагогического мастерства; развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах математики; совершенствовать умение работать с методической литературой.
Знакомство с развивающим дидактическим материалом - палочками Кюизенера.Основные особенности этого дидактического средства - абстрактность, универсальность, высокая эффективность, т.к. он соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений дошкольников, а также их возрастным возможностям (учитывается природосообразность обучения дошкольников, их особенности усвоения знаний).
Математические представления возникают в результате практических действий с предметами и создают предпосылки для общего интеллектуального развития. Но развитие ума проявляется не только в усвоении, но и переработке знаний, в которой участвуют различные виды умственной деятельности - логическое мышление, наблюдательность, различные виды памяти, воображение.
У дошкольников, в основном, мышление наглядно-образное и наглядно- действенное, т.е. в мышлении отражается то, что совершается в практических действиях с конкретными предметами. А работа с палочками позволяет перевести практические (внешние) действия во внутренний план, создать полное, отчётливое и обобщённое представление о понятии (сравнить представление и понятие на примере геометрической фигуры: представление о квадрате складывается на основе внешних признаков – образа и несущественных видовых признаков; понятие о квадрате формируется на основе родового понятия (прямоугольник) и существенных видовых признаков, раскрывающих подлинную природу понятия).С математической точки зрения палочки - множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка (эквивалентность – такое же число обозначает каждая палочка одинакового цвета и размера; порядок - следование чисел). Цвет и размер моделируют число и подводят детей к пониманию абстрактных понятий - число, отношение, порядок следования, счёт, измерение, мерка. Само представление о числе на основе счёта и измерения является наиболее правильным и полноценным.
Описание комплекта.Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и размеров. Каждая палочка представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением 1 кв.см. Отбор цвета призм не произволен, а связан с определённым соотношением их по величине и преследует цель облегчить использование комплекта.
Демонстрация семейств:
Палочки 2, 4, 8 образуют красную «семью», 3, 6, 9 – синюю, 5, 10 – жёлтую. Число 7 обозначено чёрным цветом и образует отдельное «семейство». Кубик белого цвета («семейство» белых) – наименьшая палочка длиной 1 см. Кубик целое число раз выкладывается по длине любой палочки. Это единица, число 1.
Демонстрация эквивалентности и порядка:
Розовая палочка в 2 раза длиннее, чем белая и является числом 2, числу 3 (голуб, пал.) соответствует 3 кубика или белый кубик и розовая палочка и т.д., следовательно, каждая следующая палочка длиннее предыдущей на 1 см. и имеет значение числа.
Существует и плоскостной вариант палочек из цветных полосок картона. Его эффективность ничуть не меньше, чем у палочек.
Как можно игратьКлассификация игр не по возрасту, а по решаемым задачам.
Знакомить детей с палочками можно уже с 1,5 лет. Сначала дети манипулируют ими, выстраивают по образцу взрослого дорожки, ворота, заборчики.
Затем можно обратить внимание на цвет:
-Какие палочки по цвету?
-Покажи красную палочку.
-Возьми в каждую руку по одной палочке любого цвета и назови его. Раскладывание палочек в разноцветные коробочки соответствующего цвета.
Игра «Спрячь игрушку».
Цель: знакомить с понятиями «высокий», «низкий»; развивать представление о длине палочек.
Рассматривают животных, сравнивают по высоте, строят зоопарк - вольер такой высоты, который спрячет это животное. Вывод: все дощечки в одном заборе одного цвета и одинаковой высоты.
Игра «Дорожки для матрёшки»
Цель: развивать умение сравнивать предметы по ширине.
Самая большая матрёшка в синем сарафане - ей широкую синюю дорожку;
поменьше в жёлтом сарафане - ей жёлтую дорожку поуже и т.д.
❖ Дети с удовольствием составляют лесенку и прыгают по ступенькам,
знакомясь с последовательностью чисел натурального ряда.
-Берём самую короткую палочку, она белая - это единица, число 1. Справа ставим розовую палочку – это число 2 и т.д. до 5. Считаем ступеньки, называем их цвет. Достраиваем вторую сторону и считаем обратно.
Выкладывая цветные коврики, знакомятся с составом числа из 2- ух меньших чисел. Берём длинную палочку, а дети две другие – короче, чтобы составленные вместе они были равны длинной палочке. При этом вопросы желательно ставить в общем виде, чтобы пробудить самостоятельную мысль детей (например: Расскажи всё, что знаешь о красной палочке?). Это развивает наблюдательность. Или вопросы проблемного характера (например: Из 2-ух палочек составили, а как из 3-ёх?). Здесь осуществляется принцип осознания процесса познания: главное внимание уделяется не запоминанию, а осознанию: что я знал и что я узнал нового, следовательно, развивается рефлексия, самоанализ, самокритичность как черта личности.
Моделируя геометрические фигуры, дети постигают их свойства, сходства и различия.
Выкладывая фигуры, обращаем внимание на то, что квадрат сложен из одинаковых палочек (все стороны равны - палочки одинакового цвета), прямоугольник сложен из палочек двух видов (две противоположные стороны одного цвета, две - другого). Считаем стороны, углы - знакомимся со свойствами.
Универсальность палочек Кюизенера.
Палочки можно использовать на различных занятиях (математика, познавательное развитие, экология, развитие речи, ИЗО). Здесь в процессе моделирования ребёнок замещает конструкцией из палочек реальный предмет с помощью творческого воображения, на основе которого формируется творческое мышление.
Например:
Познавательное развитие – тема «Семья».
Экология - «Кто прилетел к кормушке?». Чтобы выложить птиц, нужно вспомнить их строение.
ИЗО - составление рамки для аппликации или фото. Развивается эстетическое восприятие на основе эталонов цвета и размера.
Развитие речи - для выявления структуры и содержания текста используем наглядные модели. Они соответствуют основным персонажам. Важно, чтобы ребёнок понимал принцип замещения (по цвету, величине).
Сначала нужно:
Выразительно прочитать
Ответить на вопросы
Рассмотреть иллюстрации
Разыграть сюжет в настольном театре или по ролям
После этого использовать модели
Палочки Кюизенера представляют собой модель сериационного ряда.
Чтобы разыграть сказку «Репка», нужны жёлтый кружок и 6 палочек разной длины для персонажей. Обсуждаем, кого из героев заменяет каждая полоска. По мере прочтения сказки ребёнок раскладывает заместители в нужном порядке. Введение наглядной модели позволяет понять логику сказки (например, до и после моделирования).
Можно использовать заместитель на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа (красная палочка? - красная Шапочка).
На основе соотношения величин (палочки разной длины? – «Теремок»)Использование символики цвета («+» герой светлыми тонами, «-» тёмными - Баба Яга, добрый молодец).
Усложнить задание можно, предложив выбрать из палочек те, которые нужны для данной сказки. В этой ситуации ребёнок должен мысленно представлять основных героев сказки, знать их характеристики и самостоятельно подбирать модели.
-Придумайте, как можно обозначить персонажей сказки «Волк и семеро козлят»? (7 белых, 1 чёрный, голубой (розовый)).
На всём протяжении работы с палочками у детей совершенствуются
конструктивные умения и развивается моторная сфера. Также работа с палочками
является предпосылкой для дальнейшего обучения в школе.