Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера


Цель:
Закрепить знания детей о числовом значении палочек Кюизенера в пределах 10;
Упражнять в количественном и порядковом счёте; закрепить знания цифр, числового ряда;
Учить соотносить цвет и число, сравнивать числа;
Закрепить умения составлять и решать примеры при помощи палочек Кюизенера;
Формировать знания о составе числа 10 из единиц и двух меньших чисел;
Упражнять в решении логических задач на разбитие блоков по свойствам, где их свойства изображены на карточках ( по форме, цвету, толщине, размеру);
Развивать зрительную память, воображение, логическое мышление;
Воспитывать самостоятельность, любознательность, доброжелательность, умение работать в команде.
Оборудование:
Палочки Кюизенера; блоки Дьенеша; мяч с изображением краба; письмо; карта; карточки с изображением мультипликационных героев ; картинка «Лунтик и его друзья»; сундук с угощением; цифры; карточка – схема «состав числа 10»; карточки с примерами; карточки со схемой (блоки Дьенеша).
Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша и палочек КюизенераТема: «В поисках сокровищ»
Білікті Образовательная область: Познание
Тарау Разделы: Формирование элементарных математических представлений
Ход занятия:
1этап Мотивационно – побудительный
- Ребята сегодня, когда я готовилась к занятию, то нашла карту, что эта за карта? (варианты ответов детей: - где спрятан клад)
- Вы хотите сказать, что нам с вами предлагают найти самый настоящий клад??? (-да)
- Ой, посмотрите, да тут еще и письмо есть, давайте-ка прочитаем, что в письме:
«Здравствуйте, всем кто найдет письмо и карту! Пишут вам пираты с острова Занзибар, который находится в Африке, когда мы были в Казахстане, то спрятали сокровища и составили карту, если вы будете следовать точно по курсу и преодолеете все препятствия на пути, то сможете найти наш клад. Удачи!!!»
- Ну что, ребята, отправляемся на поиски сокровищ? ( - да)
- Посмотрите на карту, вы видите курс по которому на надо следовать?
- Чем он обозначен? (серой пунктирной линией)
- Где начальная точка, откуда нам нужно двигаться? (показывают на карте)
- А где конечная остановка, куда нам нужно попасть? (показывают на карте)
2этап Организационно – поисковый
- Как вы хорошо ориентируетесь в картах! Тогда вперед, на поиски клада! (беру черный маркер и веду черным цветом по серой пунктирной линии до первой остановки)
- Ой, ребята, дальше линия прерывается, посмотрите, кто-то мешает нам двигаться дальше? (краб) Придется нам сделать остановку.
- Какой он грустный, сердитый…(предположения детей)
- Ребята, я знаю этого краба, его зовут «Краб-Почемучка», у него всегда много вопросов, а сердитый он, наверно потому, что никто не хочет ему ответить на его вопросы. Пообщаемся с крабиком «Почемучкой»? (-да)
1 Задание - «Вопросы и ответы»
(встают в круг и передают по кругу мяч с нарисованным крабом):
1)Какое сейчас время года? (зима)
2)Назовите месяца зимы? (декабрь, январь, февраль)
3)Какое сегодня число и месяц? (21 февраля)
4)назови дни недели? сколько дней в неделе? Қазақша?
5)какой сегодня день недели? Қазақша?
6)какой день недели был вчера? (позавчера)
7)какой день недели будет завтра? (послезавтра)
8)Назовите первый день недели? (понедельник) Қазақша? (Дүйсенбі)
9)Сколько выходных дней в неделе? Назовите их?
Предлагает посмотреть на карту, обращает внимание детей, что крабик улыбается и пропускает ребят, значит они могут двигаться дальше.
(беру черный маркер и веду черным цветом по серой пунктирной линии до второй остановки)
- Посмотрите, у нас впереди опять препятствие…
- Дорогу преградил нам поезд, похоже он потерял все свои вагоны и не может двигаться дальше. Делаем остановку и поможем поезду? (-да)
2 задание «Весёлый поезд» - Составление числа из единиц и двух меньших чисел.
( Работа с палочками Кюизенера)
Предлагает сесть за столы:
- Давайте сделаем свои поезда. Вагоны – это наши счетные палочки, расположите их так, чтобы их было 10: от самого маленького до самого большого (числовая лесенка)
Давайте посчитаем вагоны, начиная с самого маленького - белого ( считают)
- сколько вагонов? ( 10) (счет на 3-языках, обратный счет)
- каким по порядку стоит жёлтый вагон?(пятый)
- какого цвета вагон стоит 6-м?(фиолетовый)
- какой по порядку вагон стоит между красным и розовым? (третий)
- какой вагон левее голубого?(розовый)
- на сколько один вагон больше ( меньше) рядом стоящего? ( на 1)
-А теперь выложите числовой ряд.
Дает задание: Найти палочку "10", уточнить цвет и положить на стол перед собой. Спросить детей, сколько единиц в числе 10. Проверку осуществить выкладыванием десяти "единиц" (белых кубиков). Найти еще одну оранжевую палочку. Составить число 10 из двух меньших чисел.
- Как мы составили число 10? (Из девяти и одного...).
Обращает внимание на карточку с примером (3+4=):
- …(имя), прочитай запись, что у меня тут написано?
- Выложите этот пример при помощи палочек и найдите ответ.
Решают примеры, выходит кто первый решил и выставляет ответ (карточка с нужной цифрой), например 3+4= 7
Предлагает решить по такому же принципу еще пару примеров (5+1; 3+2)
Обращает внимание на карту (дети встают из-за столов, подходят к карте):
- Посмотрите путь открыт! Отправляемся дальше.
(беру черный маркер и веду черным цветом по серой пунктирной линии до третей остановки)
- Стоп, а это кто у нас на пути?! (обезьянка)
- Обезьянка, предлагает нам поиграть в игру, поиграем?! (-да)
3 задание « Физкультминутка»
Игра «Найди цифру»
На полу лежат обручи на небольшом расстоянии друг от друга, в них разложены цифры. В коробке лежат палочки разных цветов.
Дети бегают под музыку. Как только музыка остановится, они берут по одной палочке и встают возле той цифры, которая соответствует цвету палочки. Возле каждой цифры стоят дети с палочками одного цвета. Воспитатель спрашивает у детей, возле какой цифры они стоят и почему?
Игра повторяется 3 раза, каждый раз дети меняются палочками.
Обращает внимание на карту:
- Посмотрите, обезьянке очень понравилось, как вы дружно играли и она дает нам дорогу!
(беру черный маркер и веду черным цветом по серой пунктирной линии до четвертой остановки)
- Ура! Мы добрались до сундука с сокровищами! (открываю картинку достаю «письмо»)
-Что это?!
5 задание « Поляна геометрических фигур»
( блоки Дьенеша)
Объявляет, что осталось самое сложное препятствие, но зато если мы с ним справимся, то нас ожидает награда – это клад.
- Ребята, тут написано, что клад мы найдем среди цветов,??? какие хитрые пираты! Где же мы найдем цветы среди зимы??? Стоп, ну-ка, ну-ка(перечитывает задание), тут же не сказано, что цветы должны расти в поле и пахнуть, ведь так? (- да)
- из чего мы можем сделать цветы? (предложения детей)
- тогда мы, сейчас, с вами вырастим свои «геометрические цветы», согласны? (- да)
Предлагает пройти за столы:
- А помогут нам в этом логические блоки. Давайте, вспомним, по каким 4 свойствам различаются между собой блоки? (по форме, толщине, цвету, размеру)
- Посмотрите на схему и отгадайте, какой блок я от вас спрятала:
Красн.
Ответы детей.
- Правильно красный, круглый, не маленький (большой), толстый (проверяют, поднимает салфетку)
- А, сейчас, вам нужно посмотреть на схемы, найти нужные блоки и выложить по образцу цветы (см. приложение)
Самостоятельная работа детей, контроль со стороны воспитателя, индивидуальная помощь детям.
3 этап Рефлексивно - коррегирующий- Ребята, вы и с пятым (последним) заданием отлично справились!!! Какие чудные цветы из геометрических фигур у нас получились! Посмотрите, а это что??? (обращает внимание на сундук) (Ура! Клад!)
Достает из сундука иллюстрацию «Лунтик и его друзья»:
- Так вот кто с нами решил поиграть в пиратов! (показывает ребятам)
Достает угощение для ребят и читает записку от Лунтика:
«Ребята, вы такие молодцы, столько всего знаете и умеете, нам очень понравилось с вами играть в пиратов, а это угощение для вас испекла бабушка Капа, до скорых встреч! Ваш Лунтик и его друзья»
Приложение к конспекту: