Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе Средства раскрытия образа Дома в романе М. Булгакова «Белая гвардия»


Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе
Средства раскрытия образа Дома в романе М. Булгакова «Белая гвардия»
Цель: выявление роли образа Дома в романе как важнейшей ценности бытия, нравственной опоры в жизни человека; раскрытие богатства и разнообразия лексики и синтаксиса, средств художественной выразительности в произведении.
Задачи:
Образовательная: 
добиться осознанного восприятия текста, понимания представленных в нем  нравственных проблем;
активизировать мыслительную, образно-эмоциональную и речевую деятельность учащихся;
совершенствовать умения и навыки комплексного анализа художественного произведения: поработать на уроке с такими понятиями как образ-символ, эпиграф, лексика, синтаксис и художественные средства выразительности.
Развивающая:
развивать у учащихся  умение анализировать эпизод с лингвистической и литературоведческой точки зрения, совершенствовать навыки связной речи;
определять значения слова «дом»;
давать свою интерпретацию анализируемым явлениям, развивать умение проводить аналогию между произведениями русской литературы, образами, деталями.
Воспитательная:
воспитывать чувство любви к родному дому;
научить ребят сопереживать, сочувствовать;
задуматься о семейных ценностях;
раскрыть красоту и богатство русского языка.Оборудование: портрет писателя, карточки с вопросами  для  3  групп учащихся, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова.
Ход урока
На доске эпиграф:              
Каждый дом, где обитает любовь и гостит дружба,
- это и в самом деле дом, то есть единственный приют, ибо в нем отдыхает сердце.Генри Ван-Дайк
(американский писатель, поэт, богослов и педагог)
Этапы урока Содержание Деятельность учителя Деятельность ученика
Оргмомент – 1 мин. Здравствуйте, ребята. Я прошу вас серьёзно настроиться на работу. Результат нашего урока зависит от активности каждого. Поэтому поддерживайте друг друга. Желаю вам удачи. Создаёт благоприятный настрой на общение в процессе работы. Настраиваются на работу по теме урока
Сообщение целей и задач урока – 2 мин.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством М.А.Булгакова, с его романом «Белая гвардия». Посмотрим, как создаётся писателем образ Дома. Для этого нам нужно обратиться к тексту романа и проанализировать в 1 главе ключевые эпизоды с точки зрения литературы и лингвистики. Формирует потребность в последующей деятельности. Готовятся к активному восприятию учебного материала через постановку учебной задачи
III. Слово учителя - 3 мин.
Вы уже поняли, что сегодня у нас необычный урок. Мы постараемся проанализировать на этом уроке, каков взгляд автора на ключевой образ Дома и какими средствами он достигает понимания того, что Дом – это важнейшая нравственная опора в жизни каждого человека. Заостряет внимание детей на нестандартности данного урока Слушают учителя и осмысливают новую необычную информацию
IV.Анализ 1 главы романа – 10 мин.
Обратимся к эпиграфу нашего урока – словам американского писателя Ван-Дайка.
- Какие ключевые слова можно выделить в высказывании? Как они соотносятся с романом?
- Прочитайте 1-ый эпиграф к роману? Почему он взят именно из «Капитанской дочки»?
- О чём говорит 2-ой эпиграф?
- Передайте кратко сюжет 1-ой главы
Задаёт вопросы о роли эпиграфов.
Делает вывод о том, что оба эпиграфа подготовили нас к пониманию замысла писателя: «стать бесстрастно над красными и белыми».
Просит учащихся кратко пересказать главу, сохраняя художественные особенности текста. Дети отвечают на вопрос:
- Дом, любовь, дружба, приют, отдыхает сердце
Отвечают на вопросы о роли эпиграфов, ключевых образов и о проблемах, затронутых автором в произведении.
Строят монологическое высказывание
V.Работа групп – 20 мин.
Работая в группах, попытаемся найти ключевые образы и обороты речи, слова, предложения, которые помогут интерпретировать текст. Сосредоточим внимание на особенностях поэтики Булгакова, на значимости каждой детали.
1группа: Найдите синтаксические конструкции, при помощи которых Булгаков показывает боль детей после смерти самого близкого человека – матери? Чем осложнены данные предложения? Почему автор использует инверсию?
Сделайте вывод о важности сохранения семейных связей.
2 группа. Найдите ключевые образы-символы. Как они помогают раскрыть многозначность слова «дом»? Подберите из текста синоним к слову «дом». Из каких «деталей» складывается Дом Турбиных и какое синтаксическое средство помогает это выявить?
Сделайте вывод о Доме как важнейшей ценности бытия.
3 группа. Какие средства художественной выразительности использует автор для описания образа Дома и образов главных героев романа? Какие они – герои романа? Что их мучает и что является для них главным в жизни? По каким заветам живут? Что связывает героев романа «Белая гвардия» с героями «Капитанской дочки?»
Сделайте вывод о роли родительского наказа в формировании нравственных качеств личности. Делит учащихся на 3 группы. Каждой группе даёт карточки с заданиями
и рекомендации по выполнению работы.
Акцентирует внимание на проблемных вопросах.
Работают в группах. Осмысливают задание, продумывают этапы работы над текстом. Находят необходимую информацию в 1 главе, согласуют работу внутри малой группы, готовят защиту своего выступления. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Работают с толковым словарём.
Все остальные участники групп дополняют, высказывают свои мнения.
Оформляют свои выступления письменно в виде эссе (5-8 предложений).
VI.Обобщение – 2 мин. Слово учителя: Итак, уже в 1 главе мы увидели, как Булгаков, используя разнообразную лексику, синтаксис, выразительные средства языка, эмоционально воздействующие на читателя, раскрывает роль Дома, семьи, семейных ценностей в жизни человека, знакомит читателей с главными героями. Делает вывод по уроку Осознают неразрывную связь литературы и русского языка
VII.Рефлексия – 5 мин.
Приём «Синквейн» (Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме).
Итоги урока – выставление оценок. Предлагает написать пятистишие по ключевому понятию «дом».
Оценивает деятельность на уроке Осмысливают и дают оценку результатам деятельности на уроке
VIII. Домашнее задание – 2 мин.
1.Подумать, какие проблемы подняты в 1 главе романа.
2.Написать сочинение в формате ЕГЭ о проблеме Дома, используя текст 1 главы в качестве комментариев. Комментирует домашнее задание, помогает подобрать аргументы по проблеме Слушают пояснения учителя, настраиваются на самостоятельный поиск нужной информации