Технологическая карта урока по литературе в 11 классе «От слова к замыслу» (по роману М.Булгакова «Белая гвардия»)


Технологическая карта урока по литературе в 11 классе
«От слова к замыслу»
(по роману М.Булгакова «Белая гвардия»)
Автор: Митряева Надежда Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 4 г. Николаевск-на-Амуре Хабаровского края
Тема и номер урока в теме:«Русская литература 20 века. Роман М. А. Булгакова «Белая гвардия»», урок № 5. Урок обобщения.
Базовый учебник: Г.С.Зинин, В.А.Чалмаев. Литература (в 2 ч.) Учебник 11 кл., М: Русское слово, 2008
Цель урока: ученик научится строить устные и письменные высказывания.
Ученик получит возможность: овладеть навыками анализа текста: видеть и находить в художественном тексте ключевые слова, постигать через слово замысел художественного произведения.
Задачи:
Создать установку на словесно-образное постижение романа М. Булгакова «Белая гвардия»
Помочь учащимся в определении личностной цели: понять, как реализуется слово в художественном произведении.
Продолжить работу с понятиями «ключевое слово», «художественная деталь», «образ», «идейный замысел» и др.
Создать условия для развития у учащихся коммуникативных УДД посредством групповой работы.
Мотивировать активность учащихся на весь урок через актуализацию личностного опыта, применение интерактивных методов обучения.
Помочь научиться изложению своих мыслей в соответствии с нормами литературного языка.
Деятельностные единицы учения:
Организация демонстрации актуального опыта: интерактивный прием «снежный ком».
Организация самооценивания обучаемым степени владения актуальным опытом: работа в группах.
Личностные УУД:
Когнитивный компонент:
Ориентация в системе моральных норм и ценностей;
Признание высокой ценности слова;
Ценностный и эмоциональный компонент
Доброжелательное отношение к окружающим;
Потребность в самовыражении и самореализации;
Деятельностный компонент:
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Регулятивные УУД:
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения;
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
Оценивают достигнутый результат;
Познавательные УУД:
Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними;
Выражение смысла ситуации различными средствами (рисунок, схема, модель);
Выделяют и формулируют познавательную цель;
Коммуникативные УУД:
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений;
Результаты обучения:
Личностные:
Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Метапредметные:
Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.
Тип урока: обобщение
Форма работы учащихся: интерактивная, индивидуальная
Технологии: социо-игровая технология «Режиссура урока», ТРКМЧП
Необходимое техническое оборудование: тексты романа М.Булгакова «Белая гвардия», 3 стола, 3 листа с заданиями для групп, листы для записей учащихся, маркеры или фломастеры разных цветов; учебная доска или м/м проектор, экран (м\м доска), ПК учителя.
Структура и ход урока:
Этап урока Содержание Деятельность
учащихся
Деятельность
учителя
Время
1.Организационный -Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Итак, урок литературы. Вы видите 3 стола и уже поняли, что сегодня мы будем работать в группах. Организация. Приветствие. Организует внимание учащихся. 1-2
2.
Актуализация - А сначала давайте проверим, как ваши группы готовы к совместной работе.
- Способен ли сегодня и сейчас весь класс (группа) одновременно встать? - А хлопнуть в ладоши? Топнуть ногой? Одновременно повернуть стул по часовой стрелке?
Сесть?
-На каждом столе находятся задания. Каждая группа работает над ним 6 минут, затем по сигналу группы перемещаются по часовой стрелке за другой стол (по схеме 1-2, 2-3, 3-1) каждая группа меняет позиции 3 раза. Каждая группа проверяет работу предыдущей, корректирует и дополняет по необходимости)Добиваются синхронности в действиях.
Осмысление учащимися полученной информации
Дает указания к действиям.
Проверяет готовность групп совместной работе.
Дает инструктаж работы групп
5
3.
Формулирование цели и задачи урока. -Прочитайте запись на доске («От слова к замыслу»), обсудите в группах, что она может означать, каждая группа дайте ответ.
Откроем тетради и запишем ее.
-Что мы должны сделать на уроке? Интерактивная форма
Отвечают на вопросы.
Определяют личностные цели.
Фиксируют тему урока в тетрадях. Корректирует ответы учащихся. 2-3
4.
Работа в группах.
Выполнение заданий -Выполните предлагаемые задания.
Позиция 1. (стол 1) «Слово»
Заполните таблицу примерами, определив используемый автором художественный прием, средство выразительности.
Позиция 2. (стол 2) «Образ. Система образов»
Заполните таблицу примерами.
Позиция 3. (стол 3) «Модель»
Используя такие понятия как художественная деталь, ключевое слово, цветообраз, образ-символ, создайте в виде схемы-рисунка семантико-смысловую МОДЕЛЬ романа, определив его идейный замысел.
ИнтерактивОбсуждая в группах, делают записи на листе, заполняют таблицы, рисуют модель.
Организует работу в группах. 6-7
Смена групп (группы переходят к другому столу)
Выполните предлагаемое задание. ИнтерактивОбсуждая в группах, получают информацию, делают записи на листе, заполняют таблицы, рисуют модель. Дает сигнал к перемещению групп за другой стол.
Организует работу в группах 6-7
Смена групп (группы переходят к другому столу)
Выполните предлагаемое задание. Интерактивная форма.
(см. выше) Дает сигнал к перемещению групп за другой стол. 6-7
5. Смена групп. Проверка работы других групп. Защита. Подведение итогов работы.
(двигались от «слова» через «образ» к «замыслу») ИнтерактивПодводят итоги выполнения задания.
Строят устные высказывания.
(1-2 чел. от группы) Дает сигнал к перемещению групп.
Корректирует ответы учащихся. 6
6. Рефлексия Сочинение синквейна(понятие синквейна уже знакомо учащимся; на доске структура (или определение синквейна)Чтение синквейнов учащимися. Индивидуальная работа.
Творческая работа. Сочиняют синквейн. Озвучивают по желанию. Организует индивидуальную работу. 5
7. Домашнее задание Домашнее задание (на доске или экране):
Создайте письменное высказывание, начав его так: «Самый интересный эпизод в романе М. Булгакова «Белая гвардия», по моему мнению, это…..» (развернутое высказывание-размышление) Воспринимают полученную информацию, фиксируют д\з в тетради. Объясняет домашнее задание. 1-2
8.Подведение итогов и оценивание .Подведение итогов и оценивание. Подводит итоги урока, оценивает деятельность учащихся. 1-2
Приложение 1
Лист № 1
Урок по роману М.Булгакова «Белая гвардия»
Позиция 1. «Слово»
Заполните таблицу примерами, определив используемый автором художественный прием, средство выразительности.
Пример
ТЕКСТ Художественное средство
1 Велик был год и страшен Инверсия, эпитет
2 Белый мохнатый декабрь Эпитет
3 …Стояли две звезды: звезда пастушеская – вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс… Антитеза
Символ
4 Дом, накрытый шапкой белого генерала Метафора
5 Кровавые годы Эпитет
6 Елочный дед…, сверкающий снегом и счастьем Перифраза, метафора
7 Квартира молчала Метонимия
8 Светлая королева Эпитет
Приложение 2
Лист 2
Урок по роману М.Булгакова «Белая гвардия»
Позиция 2. «Образ. Система образов»
Заполните таблицу:
Герой Портрет Поступок Прототип
Какую роль играет портретная характеристика персонажа в создании образа героя? *Какая на ваш взгляд может быть система образов в романе «Белая гвардия» М. Булгакова? Изобразите ее схематично.
Лист 3
Урок по роману М.Булгакова «Белая гвардия»
Позиция 3. «Модель» (интеллект-карту)
Задание: Используя такие понятия как художественная деталь, слово, цветообраз, образ-символ, создайте в виде схемы-рисунка семантико-смысловую МОДЕЛЬ (интеллект-карту) романа, определив его идейный замысел.
Например

Приложение 3
Синквейн (по роману М.Булгакова «Белая гвардия»)
Первая строка (тема синквейна) - Роман М.Булгакова «Белая гвардия»…
Вторая строка  - два слова (прилагательные или причастия)
Третья строка  - три глагола или деепричастия
Четвертая строка  - фраза (о чем?).
Пятая строка  - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
* Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Возможны варианты использования и других частей речи.
Например:
Роман М.Булгакова «Белая гвардия»
Глубокий, удивительный
Учит любить, защищать, волнует
О семье, о добре, о нравственном выборе человека
Ценно. (Флоринская Е.)
Роман М.Булгакова «Белая гвардия»
Вечный, исторический
Заставляет задуматься, объясняет.
О войне, чести, традициях
Актуально. (Захаров Э.)