Урок по роману Белая гвардия М.Булгакова


Заключительный урок по роману М.Булгакова «Белая гвардия».
Ход урока.
Каждому учащемуся предлагалось нарисовать литературный или живописный портрет одного из героев романа: Елены, полковника Малышева, Алексея Турбина, Николки и других.
Слово учителя. Ценность романа Булгакова - в тончайшей эмоциональной атмосфере духовности, которая разлита в мире, окруженном кремовыми шторами, где, «несмотря на пушки», крахмальна и чиста скатерть, стоят зимой на столе розы, где женщина - полубогиня, а честь заключается в верности не только Андреевскому знамени, царю, но и товариществу, долгу перед младшими и слабыми.
Представление учащимися своих портретов, их защита. При этом каждый должен ответить на вопрос: «Почему, несмотря на Ваши пристрастия к одному из героев, хочется еще раз заглянуть в квартиру на Андреевском спуске, чтобы увидеть всех?» Ребята обдумывают свой ответ, а в это время звучит песня А. Малинина на слова Р. Рождественского « Кладбище Сен - Женевьев- де- Буа».
После защиты каждому учащемуся задается вопрос, связанный с образом Елены.
- Какие эпитеты употребляет автор и как они характеризуют основной женский образ в романе?
- Можно ли сказать, что образ Елены - исходный для отсчета всех событий, происходящих в романе?
- Какие предметы, вещи вы могли бы себе представить рядом с Еленой?
- Какую проблему в романе намечает сцена прощания с Тальбергом?
- Почему именно в образе Елены звучит мотив исторического терпения, заключенного в словах: « Никогда не сдергивайте абажур с лампы. У абажура дремлите, читайте – пусть воет вьюга.- Ждите, пока к вам придут»?
- Какую проблему поднимает Елена, когда говорит: « Будь прокляты, немцы…Но если только Бог не накажет их, значит у него нет справедливости…Они ответят. Будут мучиться так же, как и мы, будут». Меняется ли после этих слов наше отношение к героине?
5. В финале романа на уцелевшей печи остается одна фраза: «Лен…Я взял билет на Анд…» Какую вечную ценность человеческой жизни она утверждает?
6. Подводя итог работе над романом, обратим внимание на
а) настроение ребят после прочтения романа;
б) чувства, пробужденные романом;
в) сомнения и убеждения, которые родились в их душах, когда они соприкоснулись с судьбой и выбором булгаковских героев.
Дом.задание : ответить на вопрос «В чем ценность романа для сегодняшнего поколения?»