И.С.Тургенев Бежин луг. И.С.Тургенев- мастер пейзажа, поэтизирующий природу и человека. Образ — рассказчика- охотника. Авторское отношение к персонажам.


Дата: Класс: 7 31-32 урок
Тема: И.С. Тургенев. «Бежин луг». И.С. Тургенев – мастер пейзажа, поэтизирующий природу и человека. Образ рассказчика-охотника. Авторское отношение к персонажам.
Цель урока:
содержательные:выявить своеобразие пейзажа и его роль в художественных произведениях И.С. Тургенева на основе анализа текста; определить роль изобразительно-выразительных средств в изображении пейзажа.
- деятельностные:развивать коммуникативную компетентность обучающихся; формировать информационную культуру обучающихся через работу с текстом художественного стиля;
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Демонстрирует слайды с картинами природы под музыку П. И. Чайковского «Июнь. Баркарола» читает стихотворение Рыленкова Н. «Все в тающей дымке…»
- Какие чувства вызывают у вас картины родной природы? Настраиваются на урок, трое учащихся перед классом читают стихотворения под музыку.
2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
Создает проблемную ситуацию:
- Мы не случайно начали наш урок так, предполагая продолжить работу над произведением, с которым познакомились на предыдущем уроке. Как оно называется и кто его автор?
- Кому посвящен рассказ?
- Чем интересны изображенные автором мальчики?
- Какая же связь между нашим началом урока и тем, о чем вы сейчас рассказали?
- Давайте мысленно перенесемся в то далекое, тургеневское время, чтобы живее представить себе то, о чем писал автор.
Любовь к природе рождалась и крепла в сердце будущего писателя именно здесь, в Спасском.
О чем нам пора уже начать разговор? Определите тему урока
Какие цели поставим?
Рассказ «Бежин луг» Ивана Сергеевича Тургенева
Крестьянским мальчикам старой крепостнической деревни середины 19 века.
Автор и его герои любят родные места так же, как мы любим свои просторы
Речь идет о роли природы в нашей жизни и в жизни героев рассказа Тургенева
Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»- Мы познакомимся со своеобразием тургеневского пейзажа, определим его роль в рассказе, проанализируем, как писатель использует выразительные средства языка для создания картин природы.
3) Этап выявления места и причины затруднения.
-Человек с чутким сердцем, человек, любящий землю, открывает для себя много нового, интересного, постигает величие, красоту в малом, неярком, неброском. Кто-то скажет, и вы, наверное, слышали это утверждение, что за границей все красивее, лучше, чем у нас, в том числе и природа. Как тут не вспомнить высказывание К.Паустовского:
"Я никому не поверю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли. Только так, исследуя какой - нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже к робкому попискиванию мелкой пичуги"
Любил свой родной край и И.С. Тургенев. Будучи охотником, он исходил десятки верст по родной земле. Тонкий наблюдатель, психолог, художник, он мастерски отобразил увиденное в слове, создавая неповторимые пейзажные зарисовки, например, в цикле рассказов "Записки охотника". Один из этих рассказов - "Бежин луг".
И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни природы, создавая свои пейзажные зарисовки. Приступим к их анаизу.
1. Анализ пейзажей
– С чего начинается рассказ?
– Давайте послушаем описание «прекрасного июльского дня» (стр. 178-179).
– Какое настроение создаётся при чтении?
– В какой части рассказа ещё создается жизнеутверждающее настроение?
– В каких частях рассказа располагаются данные пейзажные зарисовки?
– Как описание летнего дня и описание наступления утра перекликается с настроением охотника?
С описания июльского дня
Слушают отрывок
Создаётся настроение бодрости и ликования, возникает радость встречи с природой
-В описании наступления утра, завершающем рассказ
Они образуют зачин и концовку произведения
Настроение бодрости и радости охотника созвучно состоянию природы в эти периоды
- Писатель создаёт описание с помощью слов, красочных эпитетов, метафор, сравнений и т.д.- образных средств.
4) Этап построения проекта выхода из затруднения.
Работа над художественно-изобразительными средствами
– У мастеров различных видов искусств есть свои изобразительно-выразительные средства. У художника – краски, ракурс, свет, у композитора – ритм, мелодия, голос. А у писателя – скажите, что?
Предлагаю вспомнить основные выразительные средства, которые возможно встретятся в эпизодах, предложенных для анализа.
Запишите в тетрадь определения, которые вы видите на слайде
Организует совместное действие детей как внутри одной группы, так и между группами: направляет на совместное выполнение задания:
- Исследовать изобразительные средства картин природы в рассказе мы будем в группах. Фрагмент рассказа каждой группе предлагается свой. Вы должны отметить в нем образные средства, использованные писателем. Задания перед вами. Приступайте.
Работа в группах по составлению таблицы «Июльский день, наступление ночи, июльская ночь, утро».
Краски, цвет.
Запахи, звуки.
Тропы.
Ощущения, чувства героя.
Работа с текстом и таблицей.
Краски Звуки, запахи Средства художественной выразительности (тропы) Ощущения, чувства героя Ваши чувства
Таблица выведена на слайде и распечатана каждой группе
Записывают в тетрадь определения тропов
Заполняют таблицу, извлекая из текста необходимую информацию
5) Этап реализации построенного проекта.
Обращаемся к разбору картин природы в рассказе. Пока одна группа выступает, другие внимательно слушают, чтобы в заключение сделать совместный вывод по теме урока.
- Обращаемся к разбору картины ясного летнего дня. Какие образные средства преобладают? Почему?
– Но на смену дню приходит ночь Изменился ли тон рассказа?– Почему?
- Ночь мы видим глазами обеспокоенного, встревоженного человека.
- И вот появляются первые признаки пробуждающегося утра Определить, какой изобразительный прием преобладает у Тургенева в описании пробуждения летнего утра?
– Почему для изображения пробуждающегося утра Тургенев выбрал олицетворения и метафоры?
– А для чего в описание утра введены также изобразительные, зрительные эпитеты?
Выступление групп:
1группа. Июльский день
1. Выразительное чтение фрагмента заранее подготовленным учеником "Около полудня обыкновенно появляется: до слов то сеется едва заметный дождь".
2. В ходе исследования мы пришли к выводу, что преобладают такие изобразительные средства, как эпитеты (золотисто-серые, с нежными краями облака, прозрачные рукава синевы, легкий цвет небосклона:) в сочетании с метафорами (облака теснятся:, они проникнуты светом и теплотой). Встречаются и сравнения (подобно островам, так же лазурны, как небо..). Автор по преимуществу изображает эпитеты. Цель - отметить наиболее яркие признаки природы в один из летних дней; показать богатство красок озаренной солнцем природы и выразить свои самые сильные впечатления от нее.
2 группа. Наступление ночи
1. Выразительное чтение фрагмента заранее подготовленным учеником "Между тем ночь приближалась и росла:до слов :побледневшее небо стало опять синеть - но то уже была синева ночи"./Дополнительное задание: отбор языковых средств, характеризующих состояние охотника в сумерках./
2. В ходе исследования мы пришли к выводу, что характер и значение изобразительных средств уже иной. Цель, которая стояла перед автором, - показать не только картину наступления ночи, но и нарастание ночной таинственности, чувство нарастающей тревоги при потере дороги. Для фрагмента характерны эмоциональные, выразительные эпитеты, передающие тревожные чувства заблудившегося рассказчика. И.С. Тургенев использует сложный комплекс языковых средств: и эмоционально-выразительные эпитеты (угрюмый мрак, пугливо нырнула, странное чувство, неприятная, неподвижная сырость, было жутко:); и сравнения (ночь росла, как грозовая туча: громадными клубами надвигался мрак); и метафоры (лилась темнота, все было немо и глухо, уныло висело небо:). Автор не столько изображает природу, сколько выражает свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает (от сгущения красок, от таинственных звуков)
3 группа.Ночь
1. Выборка предложений о торжестве и величии ночи. Зачитываются фрагменты./от слов "Картина была чудесная:до слов :мрак боролся со светом", "Я поглядел кругом:Странный, резкий :крик раздался вдруг:"
2. В ходе исследования мы пришли к выводу, что автор создает торжественные, спокойные и величавые картины природы, так как герой- повествователь нашел дорогу, увидел крестьянских детей в ночном и успокоился, почувствовал особый приятный аромат русской летней ночи. Ощущение торжественности и величавости ночи усиливается при страшных рассказах мальчиков о водяных, русалках, домовых, леших. Тургеневскую ночь мы слышим (:странный, резкий, болезненный крик: тонкий, острый хохот: слабый шипящий свист:, плеснет большая рыба, тростник слабо зашумит), видим (бесчисленные золотые звезды, тонкий язык свет, тонкое чистое небо: со всем своим таинственным великолепием, луны не было на небе), обоняем (в воздухе уже не так сильно пахло:, особенный томительный и свежий запах - запах русской летней ночи). Автор восхищается величественной красотой русской летней ночи, очаровали его и дети. Таинственным великолепием и торжественностью отличается этот фрагмент. Цель автора - через богатство красок, звуков, запахов, ощущений передать свое восхищение этим временем суток.
4 группа. Пробуждение летнего утра (стр. 205)
- Писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты.
Приводят примеры из текста
- Чтобы показать самый процесс пробуждения и оживления природы. Иные средства для данной цели были бы менее выразительны
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
– А теперь сопоставьте эти описания природы, обратив внимание на то, какие ощущения преобладают утром, а какие – ночью?
– Чем вы это объясните?
Прочитав эти замечательные тургеневские описание, хочется взять в руки кисть и нарисовать чудесные картины, некоторые из вас попробовали это сделать, расскажите, почему вы изобразили именно это.
Картины наступающей ночи вызвали у художника чувство беспокойства и тревоги, а картины летнего утра и дня — чувство радости жизни.
Ночь – это неизвестность, загадка, тайна, поэтому все чувства обострены. Предметы теряют реальные очертания и кажутся огромными. Человек насторожен, поэтому он вслушивается, вглядывается.Утром мы, как правило, расслаблены. Мы ждём от наступающего дня чего-то хорошего, радостного. Кроме того, тьма рассеивается, всё видно, нас ничто не пугает.
Защищают свои рисунки
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Ребята, предлагаю вам тоже побыть творцами и нарисовать картины словом. Попробуйте составить синквейн Природа…..или Пейзаж…
Составляют синквейн, потом зачитывают свои работы
Природа
Восхитительная, родная
Чарует, удивляет, тревожит
Писателя, его героев и читателей.
Волшебство!
8) Этап включения в систему знаний и повторения.
Слово учителя о мастерстве И.С.Тургенева-пейзажиста.
- Подведем итог. Какую же роль играет пейзаж в рассказе? В чем его значение?
– Какие настроения вызывала природа у мальчиков, сидевших у костра?
- Имеет ли какое-либо значение изображенный писателем пейзаж для построения рассказа?

– А почему так много картин природы в произведении?
– В чём мастерство И.С.Тургенева?
Приходят к выводу, что природа показана Тургеневым как сила, активно воздействующая и на автора, и на его героев-мальчиков
(Она «своим таинственным великолепием» предрасположила их к рассказам о непонятном и чудесном и загадочными звуками породила самое чувство страха). Таким образом, природа показана Тургеневым как сила, активно воздействующая на автора и на его героев-мальчиков. Но она выступает в рассказе и в значении величественного и прекрасного зрелища.успокаивающего запуганное воображение детей и доставляющего им истинно эстетическое удовольствие. Эстетический восторг, вызванный у мальчиков зрелищем высокого, усеянного золотыми звездами неба, разделяет автор.

- Пейзаж служит зачином и концовкой произведения.
-Мальчики живут в деревне. Их всегда окружает природа. Она является фоном их жизни.
- Его картины всегда верны, мы узнаём в них родную русскую природу, и вместе с тем видим любовь писателя к своей родине
9) Этап рефлексии учебной деятельности.
• Итак, какую задачу мы с вами ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
* Как вы оцениваете результат работы класса?
• Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп?
Д/з
Написать сочинение «Признание в любви малой родине» подготовить сообщение о Ф. И. Тютчеве Заполняют листы оценивания.
Отвечают на вопросы, записывают домашнее задание