Конспект по русской литературы И.С.Тургенев. Жизнь и творчество(10 класс)


Предмет русский язык Класс 7 Тема Страдательное причастие
Это урок № 3 Халмуратов Ю.А
Цель обучения  ознакомление учащихся с образованием и написанием страдательных причастий Задачи  формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий Этап Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Оценивание Ресурсы
1 Организационный момент 2
мин. Приветствие учеников. Создаёт коллаборативную среду
Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь, пожелайте удачи в работе.
Дети желают удачной работы друг другу. 2 Мотивация учебной деятельности.
Цель: формировать мотивацию к дальнейшей деятельности учащихся
5
мин. Проверка правильности и сознательности выполнения домашнего задания
 Что такое причастие?
- Причастия могут быть …
- Какие причастия называются действительными?
Двое учащихся работают у доски, остальные проверяют работу в парах
формативноететради
3
Объяснение новой темы
Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой формулируется тема урока 5 Создание проблемной ситуации.
Что же такое страдательное причастие? Страдательное причастие – от слова страдать – обозначает признак предмета, возникший у него под воздействием другого предмета.
Страдательное причастие чем-то похоже на старичка, который уверен, что все в мире не случайно и ничего просто так не бывает: если яблоко лежит – стало быть, оно кем-то непременно туда положено, а если цветок растет – то он непременно кем-то посаженный.
Давайте подумаем, почему это причастие называется страдательным.
сваренная в кипятке вишня
Вишня пострадала – ее сварили.
пойманный в море осьминог
Осьминог тоже пострадал – его поймали.
Но, конечно, страдательное причастие совсем не обязательно обозначает чьи-то страдания.
Оно может быть и СОстрадательным.
Подобранный на улице щенок – щенок, которого подобрали
Обогретый теплом малыш – малыш, которого обогрели.
Как же нам различить, где страдательное причастие, а где действительное?
Во-первых, мы можем поставить вопрос: для действительных причастий: – КТО совершил действие, о котором идет речь, а для страдательных причастий – КЕМ совершено это действие.
Причастие Настоящее время Прошедшее время
Действительное -УЩ-; -ЮЩ--АЩ-; -ЯЩ- -ВШ--Ш-
Страдательное -ОМ-; -ЕМ-; -ИМ- -НН-; -Т--ЕНН-; -ЕНН-
Слушают, осмысливают новую информацию.
Проводят анализ предложений
сваривший – кто? – волшебник, сваривший зелье.
сваренное – кем? – зелье, сваренное волшебником.
Кроме того, к действительным причастиям в тексте легко подставить слово «сам» (или «сама», «само», «сами»). А вот страдательные причастия ничего сами делать не хотят. За них все делают существительные творительного падежа, которые легко к ним присоединяются.
формативноекарточки
5 Распределительный диктант
5
мин. Надо распределить словосочетания в два столбика: с действительными и со страдательными причастиями:съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь, летящий самолёт.
формативноекарточки
6 Буквенно-цифровой диктант
научить применять знания в практическом задании; 
9
мин. Создаю условия для развития мышления: умение выделять главное, обобщать и систематизировать материал;
 Задание выполняется по вариантам: первый вариант выписывает предложения с действительными причастиями, второй вариант - со страдательными.
1. Солнце выглянуло на расчищенном небе.
2. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса.
3. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице.
4. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг.
5. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами.
6. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками.
7. У крыльца стояли ещё не осёдланные кони.
8. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку.
9. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу.
10. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера.
 Работают в паре, выполняя упражнение из учебника
 1вариант:
1. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса.
2. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице.
3. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками.
4. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку.
5. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера.
2 вариант:
1. Солнце выглянуло на расчищенном небе.
2. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг.
3. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами.
4. У крыльца стояли ещё не осёдланные кони.
5. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу.
формативноеучебник
7 Рефлексия
Цель: развивать рефлексивную деятельность учащихся.
2
мин. Подводит итог, ставит обобщающие вопросы по теме, выставляет оценки.
Что нового вы узнали на уроке? Отвечают на вопросы учителя. Сравнивают результат с желаемым суммативное8Домашнее задание 1 мин.   Разъяснить порядок выполнения домашнего задания: упр.5
Записывают в дневники Самооценивание урока
Что было положительного?
Что было отрицательного?