ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Изучение английского языка в летнем пришкольном лагере на базе МБОУ СОШ №19


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Изучение английского языка в летнем пришкольном лагере на базе МБОУ СОШ №19 учителя английского языка Титовой Александры Викторовны г. Нижневартовск, 201 3 1. Краткая аннотация проекта. Предметный раздел – предметы гуманитарного цикла. Предметы – иностранный язык ( английский ) Адрес реализации – учащиеся 2 - 7 классов Проект включает: пояснительную записк у; содержание программы; номенклатуру учебно - методических комплексов по темам курса; список литературы. Тип проекта: 1. По характеру создаваемого продукта - практико - ориентированный; 2. По количеству участников – групповой, индивидуальный; 3. По продолжительности – долгосрочный; 4. По содержанию – ученик и его интересы; 5. По профилю знаний межпредметный; 6. По характеру координации - с открытой координацией; 7. По уровню контактов – на уровне образовательного учреждения; 8. По типу объекта проектирования – процессуальный; 9. По мет оду – исследовательский. 2. Обоснование необходимости проекта. Изучение иностранного языка в нашей школе происходит в изолированной среде, у ученика нет возможности общаться с носителем языка в повседневной жизни, следовательно, нет возможности применять в жизни, полученные на уроках знания. Поэтому я решила рассмотреть изучение иностранного языка в летнем лагере как возможность дать учащимся шанс использовать приобретенные знания, отточить навыки, развить интерес к изучению иностранного языка. Несомненно, что в течение учебного года в школе ведется работа по повышению мотивации к изучению иностранного языка, повышению качества знаний учащихся, но всегда возникает проблема недостатка времени для более глубокого, детального изучения некоторых те м, например: «История Англии , России », « Традиции и обычаи», «Страноведение» . Школа может в рамках летнего лагеря привлечь детей для реализации научно - практической деятельности . О собую важность в изучении иностранного языка имеют факторы коммуникабельности и толерантности. В ходе данного проекта ученики смогут углубить базовые предметные знания посредством общения с о студентами - практикантами. Выбранная тема актуальна , так как количество учащихся, заинтересованных в более глубоком изучении иностранного языка постоянно растет. Поэтому с оздание программы - проекта является логическим продолжением школьной образовательной программы. Обучение в школе , домашние задания, дополнительные занятия, бассейн, музыка, рис ование, соревнования, олимпиады и многие другие виды деятельности знакомы всем учащимся и б ольшинство из наших детей каждый день имеют в своем расписании нес колько пунктов из этого списка. Дело в том , что с наступлением летних каникул , родител и стоят перед сложной дилеммой : как дать детям полноценно отдохн уть, но при этом не растерять с таким трудом добытые знания? Поскольку современный ритм жизни затрагивает распорядок дня не только взрослых, но и детей, практически не оставляя времени на простые детские радости. Д етские приш кольные летние лагеря с изучени ем английского языка предоставляют уникальную возможность провести время с поль зой во всех смыслах этого слова. Исходя из этого , можно сказать, что основной задачей детских летних лагерей с языковым уклоном является, не только – организация каникул с макс имальной пользой для дела, но и закрепление основные базовых знании, развитие у ребенка интереса к изучаемому предмету, повышение уровня мотивации и уровня успеваемости. Главная цель проекта «Английский язык в летнем пришкольном лагере» - организация кан икул с максимальной пользой для дела. Э то не только отличная возможность для детей отдохнуть во время летних каникул, но и улучшить свои знания иностранного языка. 3. Цели и задачи проекта. Объектом исследования является процесс организации каникул в дет ском пришкольном лагере с изучение м английского языка. Предмет исследования – изучение влияния дополнительного обучения на повышение уровня мотивации учащихся и формирование ключевых компетенций. Для решения изложенной проблемы и достижения поставле нной цели были выдвинуты следующие задачи : 1. И зучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике; 2. П ровести диагностику среди учащихся на выявление желания участвовать в проекте ; 3. О существить отбор технологий, методов и п риёмов работы изучения английского языка в пришкольном лагере конкретно с учётом специфики преподавания английского языка в основной школе; 4. Р азработать систему компетентностно – ориентированных и творческих заданий; 5. О пределить способы диагностики и показателей достижения результатов ; 6. Р азви ть речевые и интеллектуальные способности школьников; 7. Повысить мотивацию к изучению иностранного языка; 8. Повысить интерес к страноведческой информации; 9. Р азви ть творческие способности; 10. Осуществи ть своб одное общение на иностранном языке; 11. С прогнозировать ожидаемые результаты; Для реализации выдвинутых задач в работе будет использова н комплекс взаимодополняющих методов исследования: 1) Теоретические ( анализ научной, педагогической, писхологическо й и методической литературы; анализ образовательных стандартов, программ, учебников по английскому языку 2 - 7 класов с целью выя вления в них потенциальных возможностей использования в проекте; изучение нормативной и программно - методической документации РФ о б образовании); 2) Эмпирические (систематические наблюдения в школьной практике); 3) Социальные (опросы, беседы, дискуссии). 4) Разработка календарно - тематического планирования, основанного на различных видах деятельности учащихся, согласно их интересам (планируетс я проведение опроса, с целью выявления интересов учащихся, их проблем и желания улучшить какие - либо навыки). Инновационный проект будет основан на работах в области:  Психолого - педагогических основ  Методики преподавания иностранных языков в общеобразовате льной школе Проект будет реализовы вать ся в рамках детского пришкольного лагеря на базе МБОУ «СОШ №19». Информация о проекте будет представлена на методических объединениях школ города Нижневартовска. Ресурсы Временные ресурсы - 2013 - 2014 гг. (создание и вн едрение проекта); 20 14 - 2015 г г. (использование проекта); 2014 - 2015гг и т.д. (корректировка и дальнейшее использование проекта). Информационные ресурсы – совокупность дан н ы х , организованных для эффективного получения достоверной информации (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реали зации опыта, выступления на МО). Нормативно - правовые ресурсы (подготовка документ ов регламентирующего характера). Научно - методические ресурсы (создание научно - методического обеспечения реализации опыта, методических памя ток, рекомендаций). Интеллектуальные ресурсы – наличие педагогических ком петенций (владение технологиями проблемного и проектного обучения, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии по возрастным особенностям учащихся), зна ния, умения, информация, технический и духовный потенциал педагогов , уровень их об разования . Организационные ресурсы – административная поддержка и оказание помощи в реализации проекта. Материально - технические ресурсы – (учебная литература, кабинет ы англий ского языка, медиапроектор, компьютер, демонстрационный экран, принтер, дидактические материалы). Партнеры Активные участники проекта: Автор – учитель английского языка , разработчик содержания проекта Титова А.В. Учащиеся МБОУ «СОШ №19» Психолог школы. Администрация школы : Директор МБОУ СОШ № 19 Нарышкина Е.А. Организатор внеклассной работы Гасан И.В., социальный педагог Пове че ревская М.М. Студенты кафедры иностранных языков НВ ГУ Целевая аудитория Данный проект рассчитан на учащихся 2 - 7 классов. План р еализации проекта План реализации проекта: 2013г. – подготовительный этап (изучение теоретических основ проблемы, формирование программы, разработка системы и контрольно - измерительных материалов); 2014 гг. – поисково - экспериментальный этап (апробация сис темы, мониторинг процесса и промежуточные результаты, корректировка); 2014 . – заключительный этап (оценка эффективности системы), анализ результатов, обобщение и распространение опыта; 2015 . –– внедрение инновационного проекта . С данным проектом будут ознакомлены учителя иностранного яз ыка МО школы. Ожидаемы е результаты проекта 1. Продукты деятельности автора проекта: - Методическ ое пособи е с календарно - тематическим планированием для обучения детей в летнем пришкольном лагере для 2 - 7 классов - приобще ние учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной и начальной школы на разных ее этапах; - формирование умен ия представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения . 2. Продукты деятельности учащихся:  более высокий уровень мотивации изучения английского языка;  повышение качества успеваемости обучающихся Пояснительная записка Современн ая цель обучения ИЯ – формирование иноязычной компетенции, включающей языковую, речевую, социокультурную, компенсаторную и учебно - познавательную. Это интегративная цель обучения, имеющая четкую практическую направленность. Основной акцент делается на социо культурной составляющей иноязычной компетенции, на включение школьников в диалог культур. Иностранный язык, как и родной, не существует в обществе изолированно и не может жить своей собственной жизнью. Он тесно связан со всеми сферами жизнедеятельности общ ества: экономикой, политикой, обороной, искусством и т. д. Поэтому нужно изменить само отношение к иностранному языку с учетом новых экономических и политических реалий. Исходя из выше сказанного, перед нами стоит задача п овысить уровень обученности учащих ся нашей школы по английскому языку, основываясь на компетентностн ом подход е в обучении. Программа развития нашей школы предполагает реализацию идеи деятельностного подхода в образовании, которая предусматривает практическое использование з наний по предмету и дополнительному образованию. Не менее важной является идея интегративности в образовании, т.е. идея самостоятельной творческой деятельности учащихся, основанная на объединении его умений, знаний и навыков, полученных в образовательном п ространстве и способствующих достижению поставленной практической цели. Для решения и достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи : 1. Изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике; 2. Провести диаг ностику среди учащихся на выявление желания участвовать в проекте; 3. Осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы изучения английского языка в пришкольном лагере конкретно с учётом специфики преподавания английского языка в основной школе; 4. Р азработать систему компетентностно – ориентированных и творческих заданий; 5. Определить способы диагностики и показателей достижения результатов; 6. Развивать речевые и интеллектуальные способности школьников; 7. Повысить мотивацию к изучению иностранного языка; 8. Повысить интерес к страноведческой информации; 9. Развивать творческие способности; 10. осуществлять свободное общение на иностранном языке; 11. спрогнозировать ожидаемые результаты. Для достижения прогнозируемого ре зультата проекта необходимо нал ичие следующих условий: 1. Достаточная осведомленность учителя в современных технологиях обучения. 2. Состояние мотивационной готовности учащихся к изучению английского языка: познавательный интерес, любознательность, стремление к расширению кругозора. 3. Заин тересованность администрации школы в идее автора проекта, оказания материальной и моральной поддержки в организации летнего пришкольного лагеря с языковым уклоном . 4. Наличие методической литературы по теме проекта. 5. Обсуждение не методических советах вопросов , отражающих эффективность работы летних лагерей с языковым уклоном. Гипотеза заключается в следующем: мотивацию, успеваемость, основные компетенции и интерес учащихся можно значительно повысить, если в течение летнего периода времени вовлечь их в проект ную деятельность, применить методику проблемного обучения, вовлечь детей в творческий иди драматический кружок на английском, проводить уроки по интересам, уроки викторины, соревнования и так далее. Основное содержа ние проекта В конце прошлого учебного года (а это был мой первый год работы в школе), я заметила, что многие дети из достаточно обеспеченных семей собира ются по ехать в языковые лагеря за границу. В начале этого учебного года они восторженно рассказывали о своем обучении, а д ети, у родителей которых нет финансовой возможности отправить ребенка за границу в летний лагерь с языковым уклоном заворожен н о слушали их. Это и натолкнуло меня на мысль о том что, нам ничего не мешает создать свои летний лагерь с языковым уклоном , именно для тех детей, которые заинтересованы и хотят улучшить свои знания английского языка, но их родители не имеют достаточного количества финансовых средств , чтобы отправить их за границу . Для того, чтобы выяснить действительно ли это нужно, я разработала ан кет у для учащихся 2 - 7 классов, для того чтобы убедиться нужно ли создавать такого рода проект в нашей школе. А нкета для учащихся класс возраст 1. Посещаете ли вы летний пришкольный лагерь? а. да б. нет 2. Н равится ли вам изучать английский язык а. да б. нет 3. Знаете ли вы, сколько стоит обучение английскому в заграничных летних лагерях? а. да б. нет 4. Позволяет ли финансовое положение ваших родителей отправить вас за границу в лагерь изучать английский? а. да б. нет 5. Х отели бы вы изучать а нглийский в летнем пришкольном лагере? а. да б. нет В результате анкетирования мы видим, что: из 120 опрошенных учащихся 44 % детей посещают лагерь и 76% учащихся , посещающих лагерь, хотят изучать иностранный язык в летнем пришкольном лагере. Исходя из д анных анкетирования, я сделала вывод, что мой проект нужен. Я изучила основные документы о пришкольных лагерях ( Сведения об условиях размещения детей и подростков, Обеспеченность объектами медицинского назначения, Обеспеченность физкультурно - оздоровительны ми сооружениями, площадками, Обеспеченность объектами культурно - массового назначения и другие ) , ознакомилась с литературой о лагерях в школе в летний период («Организация работы в летнем пришкольном лагере», «Дневники вожатых», «предупреждение конфликтов» , «Игры, тренинги, экскурсии в летних пришкольных лагерях», «Массовые мероприятия в летних пришкольных лагерях» и проч. ) , познакомилась с планом работы нашего пришкольного лагеря, побеседовала с Н.Ю. Мельниковой, начальником лагеря по вопросу организации у роков и реализации творческих проектов учащихся в летнем пришкольном лагере на базе нашей школы. Руководитель лагеря тоже поддержала мою идею. Более того за первый год работы я столкнулась с такими трудностями как: недостаточный временной объем для интенс ивного обучения иностранному языку , отсутствие систематизированных знаний у учащихся, недостаток времени для создания творческих проектов, что могло бы привести к развитию большей мотивации среди учащихся начальной школы, неуверенность учащихся в своих зна ниях, бессистемные знания по лингвострановедению. Но н а современном этапе развития школьного образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улучшения знания иностранного языка при мало м количестве часов учебной нагрузки, отведенном на изучение данного предмета школьной программой. Сегодня знание иностранного языка необходимо для специалистов в любой сфере деятельности. Учитывая вышеназванное, задумываешься, как повысить интерес и мотива цию учащихся к изучению английского языка, как построить уроки, чтобы детям было интересно и полезно на уроках. И пришла к выводу, что в условиях лагеря, привлечение материалов культуры, создание творческих проектов, использование нестандартных уроков и ур оков с использованием методики проблемного обучения , проведение уроков по интересам помогут повысить мотивацию у учащихся , что чрезвычайно важно, т.к. обучение без мотивации неэффективно. Приобщение к материалам культуры содействует пробуждению познаватель ной мотивации, т.е. школьники не только осваивают программный материал, но и знакомятся с неизвестными фактами культуры, что, несомненно, вызывает их интерес. Учитывая выше изложенное, я приступила к созданию проекта. Рабочий план реализации проекта № Ме роприятия Дата Ответственный 1 Определение состава рабочей группы 26.04.2014 Титова А.В 2 Разработка проекта 30.04.2014 Титова А.В Башукова А.А. Юхновец М.С. 3 Разработка бюджета 17 - 21.05. 2010 Титова А.В Турченко Н.Р. 4 Определение круга партнёров 3 - 7. 05. 2014 Юхновец М.С. Классные руководители 2 - 7 классов 5 Составление плана работы лагеря 17 - 21. 05. 2014 Титова А.В. Юхновец М.С 6 Оформление списков учащихся 24 - 28.05. 2014 Башукова А.А. Классные руководители 2 - 7 классов 7 Оформление необходимой док ументации (СЭС, приказы, положения, инструктажи) 24 - 28.05. 2014 Титова А.В. Администрация МБОУ СОШ 19 8 Разработка конспектов занятий Май 2014 Титова А.В. Башукова А.А. Юхновец М.С. Ушакова О.Н. 99 9 Разработка сценариев мероприятий Май 2014 Титова А.В. Башукова А.А. Юхновец М.С. Ушакова О.Н. 10 Реализация программы лагеря 1 - 19.06. 2014 Титова А.В. Башукова А.А. Юхновец М.С. Ушакова О.Н. 1 1 11 Подведение итогов работы лагеря 22 - 25. 06. 201 4 Титова А.В. Общие сведения о будущем пришкольн ом лагере с языковым уклоном 1. Со став профильного лагеря 5 групп по 10 человек. 2. Возраст детей – учащиеся начальной школы - 3 группы, учащиеся среднего звена - 2 группы . 3. Характер деятельности – обучающий, творческий, исследовательский, интеллектуальный, познав ательный. 4. Время работы лагеря: с 2 июня по 21 июня. Продолжительность лагерной смены – 16 дней, продолжительность рабочего дня – 6 часов. 5. Место занятий: кабинеты 215, 303, 305, 309, 401; актовый зал, тренажёрный зал, игровые площадки, намеченные в програм ме места экскурсий. Ежедневный план работы лагеря будет включать в себя: занятия по грамматике иностранного языка, час пения (разучивание песен на иностранном языке), постановку спектаклей на иностранном язык е, занятия по речевой практике, занятия по обуч ению письму, игры на свежем воздухе, создание творческих проектов, проведение тематических уроков . В программу работы лагеря также будут включены концерты, представления, шоу, подготовленные участниками лагеря, направленные на развитие творческих способнос тей . Для подготовки методического пособия и разработки программы будут использованы различные формы и методы . Как всем известно, самыми эффективными средствами в изучении языка являются: пребывание в стране изучаемого языка, погружение в саму атмосф еру культуры, традиций, обычаев и социальных норм страны. Ввиду того, что учащиеся не имеют такой возможности, необходим поиск эффективных путей и способов развития социокультурной компетенции вне языковой среды, повышение мотивации и дальнейшего инт ереса в изучении английского языка. Несомненно одним из главных компонентов обучени я являются учебные текст ы . Поэтому в качестве текстов будут использован: тематические , страноведческие, художественные тексты, диалоги и полилоги, стихи, песни, пись ма, ситу ативные клише, интервью. Кроме учебников будут использованы дополнительные материалы: газеты, журналы, материалы Интернета. Для учащихся начальной школы будут использованы аудиозаписи невысокой сложности, выполненные носителями английского языка . Это позво лит детям услышать и воспринять звучащую английскую речь в оригинале, и даст им представление о представителях другой культуры, о манере общения, об особенностях языка. В качестве Аудирования для 5 - 7 классов планируется использование аудиозаписей реальных, не запланированных бесед носителей языка с сайта ELLO . ORG , содержащие после себя дополнительные задания, что позволит детям никогда не слышавшим настоящую речь носителей английского языка, наконец - таки окунуться в эту сферу. Но здесь важно помнить, что, ч тобы текст ы и записи должны соответствовать инт ересам и возрасту учащихся и быть максимально приближен ными к естественной ситуации. Более того , планируется использование ситуации иноязычного общения посредством парной или групповой работы. Для осуществлен ия такого общения дети будут обучены технике общения - как начать беседу, поддержать её, вступить в неё, в случае необходимости - дополнить, уточнить, запросить информацию, согласиться или не согласиться с высказыванием и т.д. поскольку речь является самым трудным аспектом английского языка для учащихся, а иногда навыки общения на уроке и вовсе опускаются, что просто недопустимо, поскольку обучение речи является основным и ключевым моментом обучения. Будут проводиться различные ролевые игры, инсцен ирование и диалогизаци я текстов. Включение детей в учебную деятельность с помощью ролевых игр, даёт возможность познакомиться с менталитетом развивает положительную мотивацию изучения языка. Именно во время этих игр уч ащиеся учатся культуре общения. Представляется , что игровые тех нологии являются тем педагогиче ским инструментом, который способен, с одной стороны, снять языковой барьер, а, с другой стороны, интенсиф ицировать процесс обучения, сде лать его активным, плодотворным и п риближенным к естественному про цессу коммуникации на родном языке. Исходя из выше сказанного, о собую значимость игровые техн ологии приобретают в рамках изу чения иностранного языка на разных уровнях и этапах обучения. Поэтому при создании плана лагеря и планировании ежедневных занятий будут п рименены игровые технологии . Как известно, именно они, способствуют соз данию непринужденной, приближенной к реальным условиям обстановку, стимулирующую применение знаний, умений и навыков по иностранному языку на практике. Информационные технологии все гл убже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Не вызывает сомнения тот факт, что сегодня без широкого использования ИКТ построить учебный процесс очень сл ожно. Ученики, владея широким круг ом компьютерных навыков, хотят и могут их использовать в освоении целого ряда предметов. В условиях современного общества информационно - коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением И КТ, становится важной составляющей его профессионализма. Поэтому во время составления тематического плана мной будет использованы ИКТ для оптимизации учебного процесса. Итак, по окончании работы лагеря я планирую достичь: 1. Создание условий для применения знаний на практике. 2. Расширение знаний учащихся о культуре, традициях, обычаях, стран изучаемого языка; приобщение к родной культуре. 3. Формирование мотивации к изучению предмета «иностранный язык». 4. Практика навыков устной речи в коммуникативных ситуациях. 5. С овершенствование грамматических навыков. 6. Расширение навыков письменной речи. 7. Развитие творческих и коммуникабельных способностей учащихся. 8. Формирование эстетического вкуса и культуры поведения. 9. Развитие познавательных способностей. Более того, хотелось бы задуматься о перспективах развития данного вопроса, возможность дальнейшего продолжения проекта будет актуальной , поскольку, несомненно интерес учащихся к изучению английского языка возрастет, что позволит расширить территории, расширить возрастные группы, увеличить количество детей посещающих лагерь, что даст возможность развития содержания плана мероприятий пришкольного лагеря с языковым уклоном. Список использованной литературы: 1. Алексеев, М. В. Ключевые компетенции в педагогической литературе / М. В. Алексеев // Пед. технологии. - 2006. - N3. - С.3 - 17. 2. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис - 2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педа гогическое общество России, 2007 3 . Дударев В. В. Активные формы социально - пси хологического обучения. М., 2005 . 30 с. 4 . Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игр, дискуссий. Анализ зарубежного опыта. М. Рига: НПЦ «Эксперимент», 2006 . 176 с 5 . Лобачева С.И., Жиренк о О.Е. Справочник Вожатого - Москва «ВАКО - 2007. 6 . Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.