Урок развития речи в 9 классе. Сочинение — рассказ по картине В. Фельдмана Родина


Урок русского языка в 9 классе
«Сочинение – рассказ по картине В.П. Фельдмана «Родина»
Тип урока: урок развития речи
Цели урока:
Образовательные:
-учить создавать собственные тексты заданного жанра, типа, стиля речи по произведению живописи;
- совершенствовать навык монологической и диалогической речи.
Развивающие:
- развивать умение понимать связь событий, изображённых в произведении живописи, строить последовательные умозаключения по поводу сюжета картины;
-продолжить формирование способности эмоционально выражать собственное отношение к произведениям искусства;
-формировать коммуникативные функции речи;
- работать над коррекцией памяти, внимания, чтения, логического мышления и самооценки.
Воспитательные: воспитывать патриотизм, расширять и совершенствовать круг культурных потребностей обучающихся.
Оборудование:
- презентация;
- учебник русского языка для 9 класса с репродукцией картины Ф.П. Фельдмана «Родина»;
- опорные карточки;
- видеоролик, клип «О той весне».
Ход урока
Организационный момент: Приветствие присутствующих.
Целеполагание: Сообщение темы урока, уточнение целей (уточнение типа речи и стиля создаваемой письменной работы, повторение признаков жанра - рассказ).
Ознакомление учеников с ходом урока. Повторение памятки «Как работать над рассказом по картине».
Работа над созданием рассказа по картине.
Вступительное слово учителя: Здравствуйте, садитесь. Сейчас у нас урок русского языка, урок развития речи. Я хотела бы начать с того, что наш сегодняшний урок проходит в предверии важного праздника - Дня Победы. Это главный праздник нашей Родины, особенно в этом юбилейном году, когда исполняется 70 лет со дня Победы. Это день полного и окончательного разгрома гитлеровской армии. Победа показала мужество и героизм всего народа нашей страны.
Поэты, писатели, художники создавали бессмертные произведения, воспевая подвиги наших бойцов. Одному только Дню Победы художники посвятили тысячи картин. И каждый художник видел её по-своему (слайды с картинами).
- Чем объединены данные картины? (Солдаты возвращаются домой с войны).
Сегодня мы на уроке будем готовиться к рассказу по картине Владимира Фельдмана «Родина» (запись в тетрадь: число, тема).
- В год празднования 70 – летия Победы слово «родина» приобретает особое значение.
Проверка домашнего задания:
- Сегодня вам было задано домашнее задание, в котором вы должны были написать мини – сочинение «Что значит для меня слово «родина». (Зачитывают сочинения).
- Из ваших сочинений можно сделать вывод, что у вас, как и у каждого человека, есть родина малая и родина большая. Это ваш дом, наш посёлок, в котором вы родились, это также наше государство, а также наша общая планета Земля. Самое главное, Родину нужно любить и защищать.
Работа со словом:
- Посмотрим толкование слова «родина» в Толковом словаре Ожегова С.И.
Родина, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Защита Родины. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь, место возникновения чего-нибудь. Приехал на родину.
- Подберите однокоренные слова к слову «родина», запишите в тетрадь (род, родной, родиться, родня, родственники, родословная).- Подберите синонимы к слову «родина», запишите в тетрадь: отечество, отчизна, страна.
Беседа по картине:
- А сейчас давайте обратимся к картине Владимира Фельдмана «Родина». Её автор – известный художник. Он сам воевал, в 18 лет ушёл на войну, а после войны закончил художественное училище. Понятно, что сюжет, изображённый на картине ему очень близок. Владимир Фельдман очень рано умер, в 30 с небольшим лет, от ран, полученных на войне. - Посмотрите внимательно на картину. Какой эпизод изобразил здесь художник?
- Кто изображён на картине? (Солдат, который вернулся домой с войны. Сюжет картины очень прост. Такую картину очень часто можно было наблюдать сразу после войны.).- Почему автор выбирает из всего ряда синонимов именно слово «родина» для своей картины? (слово, более близкое и понятное каждому человеку).
- Что представляет из себя его Родина? (Средняя полоса России, обыкновенная деревня).
- Какое время года? (Осень. Под ногами жёлтая, пожухлая трава, вдали убранные поля, листья с деревьев опали).- О чём это говорит? (Солдат не сразу вернулся домой. Что – то его задержало.)- Почему вы решили, что он только вернулся? (Он только с дороги, на нём походная шинель, за плечами вещмешок, в кармане пилотка).
- Где находится солдат? (На холме, в берёзовой роще, за которой располагается деревня).
- Что он видит? (ряд деревенских домиков, распаханное поле, высокое светлое небо, уже мирное)
- Почему он остановился? Что он чувствует? (Он очень соскучился по родным местам, не может наглядеться, его душа отдыхает, вокруг всё так, как будто и не было войны. Он обнимает берёзку, чтобы унять охватившее его волнение).- Ему спокойно на душе? (Он одновременно и расслаблен, и напряжён: прошлое ещё не отпускает его. Он волнуется, что ждёт его дома, вернутся ли с войны его друзья, сохранился ли его дом, узнают ли его собственные дети).- Какие краски подобрал художник? Почему? (тёплые: жёлтый, коричневый, зелёный, краски неяркие, пейзаж неброский, но не любить этот знакомый с детства пейзаж невозможно, за всё это он проливал свою кровь).
Образы – символы картины:
- Давайте рассмотрим самые главные образы этой картины: дом, берёза, воин.
- С чем ассоциировались эти образы в русской культуре? (доклад учащегося)
Дом – символ счастья, достатка, мира, единства. Главная функция дома – защита. Дом – символ единства рода, образное воплощение неразрывной связи между предками и потомками.
Берёза – самый любимый русский символ; символ света, чистоты и непорочности; некоторые историки считают, что название «берёза» связано со словом «оберегать».
Воин – само собой разумеется, что его основная роль – это защита.
- Сделайте вывод: почему эти 3 образа являются самыми основными в картине под названием «родина». (Эти символы связаны со словами защищать, оберегать; все они связаны с семьёй, с родом. А Родина – это то место, которое нуждается в защите, о чём должен помнить каждый человек).Элемент рассказа в сочинении:
- Сейчас мы с вами описали картину, всё, что мы видим на ней. Но наша письменная работа будет в жанре рассказа по картине, а не просто её описание.
- Вспомните, что такое рассказ. (Рассказ – это небольшое произведение повествовательного характера, в котором речь идёт обычно об одном событии в жизни героя)
- Из каких частей состоит рассказ? (Завязка, кульминация, развязка).
- Что будет кульминацией? (Описание самой картины)
- Что будет вступлением в вашем рассказе?
- Что будет выводом?
- Главное в вашем рассказе – это содержание картины. Я предлагаю вам написать рассказ от первого лица, придумав для него заглавие.
Работа в парах. Попутное повторение: придумать и дописать в скобках недостающую часть предложения.
Я лежал в госпитале, когда ( ): «Война закончилась!» Все, кто может, - по домам! Настал и мой черёд.
И вот я еду... Думаю о том, как ( )?Вот и знакомый пригорок, с которого ( ). Я вижу свою родину, откуда ( ). Я вижу, как ( ). Мирная жизнь вступает в свои права.
Прислонился к стволу берёзки, обнял её, прижался щекой, стараясь унять колотящееся сердце, и подумал о том, что ()! Сколько за войну истоптано дорог, сколько чужих земель я повидал, но нет ничего милее родного края!
- Чтение вслух предложений.
- Какие предложения у вас получились по структуре? (Сложные, сложноподчинённые).
- Какую часть предложения вы придумывали? (Придаточные)
- Определите их виды.
- Определите вид последнего предложения.
- Положите карточку себе в тетрадь. Данные предложения вы можете использовать как материалы к сочинению.
Домашнее задание: в тетрадях по развитию речи написать рассказ по картине, придумать заглавие.
Итоги урока:
- Сегодня на уроке мы смогли ещё раз задуматься над тем, что значит слово «родина» для каждого из нас. Повторили также теоретический материал, вспомнив виды придаточных. И главное – смогли накопить необходимый материал для домашней творческой работы. Я надеюсь, что ваши сочинения будут проникнуты чувством патриотизма, любви к своей Родине.
Просмотр видео