Статья: «Здоровое питание школьника – залог успеха в новом учебном году»


Здоровое питание школьника – залог успеха в новом учебном году
Питание в школьном возрасте существенно влияет на формирование здоровья детей и является важнейшим фактором, определяющим здоровье нации.Любой родитель, воспитывающий ребенка-школьника, несет полную ответственность за его здоровье, а потому должен всерьез озаботиться вопросом, чем питается его ребёнок, будучи в школе, и питается ли вообще. Здоровое питание школьников – проблема серьезная, ведь именно в школьный период в детском организме происходит наибольшее количество изменений.Согласно Постановлению главного санитарного врача Республики Беларуси, в ежедневном рационе школьных обедов в обязательном порядке присутствовать 4 основных вида продуктов, а именно: молоко (или молочные продукты), сливочное масло, подсолнечное масло и мясные продукты. 
Здоровое питание школьника предполагает полное отсутствие жареных горячих блюд, при этом около 80% от общего числа мясных блюд готовится непосредственно из мяса, а оставшиеся 20% - из прочих мясных изделий либо колбасы. Если же говорить про здоровое питание школьника в целом, необходимо отметить, что ежедневно ребенок должен принимать пищу не менее 4-х раз. При этом на завтрак, обед и ужин в обязательном порядке должно быть горячее блюдо. Для растущего организма невероятно важно получать в достаточном количестве белок, кальций, фосфор и витамины. При этом пища должна быть не только полезной и разнообразной, но и калорийной, ведь напряженная умственная и физическая деятельность детей школьного возраста предполагает существенные энергетические затраты.
Большую нагрузку ощущают учащиеся средней школы. Выпуск из младшей школы, где вчерашние малыши были под заботливой опекой первого учителя, проблемы подросткового возраста – все это создает дополнительный стресс и мешает полноценному освоению учебного материала. Что уж говорить о старшеклассниках с их колоссальными учебными нагрузками и подготовкой к вступительным экзаменам!Чем же родители  могут помочь своим детям в их нелегком труде познания окружающего мира? Прежде всего - обеспечить им оптимальный распорядок дня и здоровое полноценное питание.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
здоровье ученика – важнейший приоритет школы, работающей в режиме полного дня;
рациональное питание детей, как и их здоровье - предмет особого внимания школы;
питание способствует защите организма школьника от неблагоприятных условий окружающей среды;
питание школьника сбалансировано;
Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма.
Для учета выдачи питания школьникам у нас разработана своя система. Ежедневно до девяти часов утра проходит учет наличного состава учащихся, производится корректировка предварительных заказов предыдущего дня.
Классные руководители ежедневно организуют питание обучающихся, учитывая количество присутствующих, внося соответствующие изменения в заявку на питание, ведут разъяснительную  работу с обучающими и родителями о правильном питании.
Дежурный учитель назначает дежурных по столовой, которые организуют выдачу порций и уборку столов после приема пищи.
Питание в учреждении образования организовано на основании статьи 40 «Обеспечение питанием» Кодекса Республики Беларусь об образовании, Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21.08.2005 г. № 177 «Об утверждении положения об организации питания учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования», Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 04.02.2011г. №142 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам организации питания детей в учреждениях образования», рекомендаций по организации питания детей и учащихся, молодежи.
Организация питания в школе, имеет следующие аспекты:
Организационные аспекты
Нормативно-правовая база;
Рациональная организация работы школьной столовой;
Эстетическое оформление столовой;
Нормативно-правовая база и ведение документов
Устав школы;
Приказы об организации питания в школе на учебный год;
Приказ о создании комиссии по питанию на учебный год;
Функциональные обязанности ответственного по школе за организацию питания;
Функциональные обязанности классного руководителя по организации питания учащихся;
Учет количества питающихся учащихся по возрастным группам;
Протоколы заседаний Попечительского совета, совещаний при директоре, заседаниях педагогического совета, родительских собраний по вопросам организации питания.
Медико-гигиенические аспекты
Соответствие санитарно-гигиеническим требованиям;
Контроль за гигиеническим состоянием пищеблока;
Контроль за ассортиментом и составом блюд, исходными продуктами;
Рекомендации врача учащимся с заболеваниями пищеварительной системы.
Разработаны функциональные обязанности ответственных за питание: составление списка контингента учащихся, имеющих право на бесплатное питание, участие в работе комиссии по питанию, работа по вопросам организации питания, работа с классными руководителями, родителями по организации питания.
Здоровое питание школьников – очень серьезный вопрос, которому уделяется большое внимание в нашем учреждении образования.
Учащимся предоставляется горячий завтрак, а учащимся, посещающим группы продленного дня, предоставляется трехразовое питание (пребывание более 8 часов).
В качестве горячего (второго) завтрака используется закуска (салат), горячее блюдо (каша, омлет, запеканка, блинчики и т.д.), горячий напиток. Обед включает закуску (салат), суп, горячее блюдо, сладкое блюдо (напиток) или сок. Полдник включает напиток, выпечку, фрукты.
Для организации горячего питания учащихся используются следующие формы обслуживания:
предварительное накрытие столов (для 1 – 4 классов, ГПД);
предварительный заказ блюд по меню завтрашнего дня для учащихся 5 - 11 классов.
Питание учащихся организуется по утвержденному руководителем учреждения образования графику под наблюдением педагогических работников (в 5 - 11классах – дежурного педагогического работника).
Горячее питание учащихся осуществляется по примерным двухнедельным рационам питания, разработанным технологом торгово-производственного унитарного предприятия «КООПТОРГ» и технологом отдела образования.
По обращению законных представителей учащихся, администрации учреждения образования в органы и учреждения госсаннадзора проводится государственная санитарно-гигиеническая экспертиза примерных двухнедельных рационов питания в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
В случае неисправности того или иного технологического оборудования на период его ремонта или замены вносятся коррективы в суточный рацион питания учащихся с учетом имеющихся условий для приготовления пищи, производится замена блюд.
В рационах питания учащихся, получающих 1 - 3-разовое питание, входят такие пищевые продукты, как молоко и кисломолочные напитки, масло растительное и коровье, сахар, мясо (птица), хлеб, крупа, овощи, свежие фрукты или соки (нектары), другие пищевые продукты (рыба, яйца, сыр, творог, сметана) – 2 - 3 раза в неделю. При этом Нормы питания по итогам месяца выполняются с допустимым отклонением. По окончании месяца анализируется выполнение Норм питания.
Для приготовления блюд используются преимущественно такие способы кулинарной обработки, как варение, тушение, запекание.
С целью обеспечения учащихся витамином «С» ежедневно проводится витаминизация супов или сладких (третьих) блюд аскорбиновой кислотой в соответствии с Нормами питания.
Порядок проведения и контроля за С-витаминизацией блюд осуществляется в соответствии с требованиями актов законодательства, регулирующих контроль за питанием учащихся.
С-витаминизация блюд проводится поваром - бригадиром пищеблока.
Витаминизация компотов проводится после их охлаждения до температуры 12 - 15ºС перед их раздачей. Подогрев витаминизированных блюд не производится.
Качество готовой пищи ежедневно проверятся бракеражной комиссией, утвержденной приказом руководителя учреждения образования. Результаты бракеража регистрируются в журнале по контролю за качеством готовой пищи (бракеражный) согласно Санитарным нормам и правилам.
Ежедневно осуществляется отбор суточных проб каждого приготовленного блюда.
Отбор суточных проб приготовленных блюд проводит повар - бригадир пищеблока в стерильные емкости с крышками.
Каждое приготовленное блюдо отбирается в отдельную емкость объемом 200 - 250 мл. Супы, напитки (сладкие блюда), гарниры (каши, творожное, яичное блюда) отбираются в объеме не менее 100 мл, мясные, рыбные блюда, холодные закуски (салаты) отбираются в объеме не менее 70 - 100 г. Суточные пробы приготовленных блюд хранятся в холодильнике для готовой продукции в течение 24 часов при температуре от +2°С до +6°С.
По истечении срока хранения суточные пробы приготовленных блюд утилизируются, емкости тщательно моются с применением разрешенных моющих средств и стерилизуются путем кипячения.
В обеденных залах для подачи хлеба используются пирожковые тарелки, для салатов - закусочные тарелки.
При организации питания учащихся не используются остатки пищи от предыдущего приема, а также пищи, приготовленной накануне.
Работники пищеблока соблюдают правила личной гигиены. Все работники пищеблока ежедневно регистрируют данные о состоянии своего здоровья в специальном журнале «Здоровье» согласно Санитарным нормам и правилам.
Работники пищеблока больные или при подозрении на заболевание к работе не допускаются.
После мытья посуда, кухонный инвентарь просушиваются на специальных полках, укомплектованных поддонами для сбора воды.
Столовые приборы и металлические детали технологического оборудования прокаливаются в жарочных шкафах в течение 2 - 3 минут.
Сухие столовые приборы хранятся в вертикальном положении (ручками вверх) в металлических (пластмассовых) кассетах, которые ежедневно промываются. Столовые приборы не хранятся на стеллажах и подносах.
Подносы после каждого использования учащимися протираются чистыми салфетками, а в конце дня – промываются горячей водой с добавлением моющих средств.
Салфетки и щетки для мытья посуды, салфетки для протирания столов после использования промываются под проточной водой с добавлением моющего средства, высушиваются и хранятся в закрытых промаркированных емкостях. В конце дня салфетки и щетки кипятятся в течение 15 минут.
Обеденные залы оборудованы столами на 4 места и стульями. При расстановке столов соблюдены расстояния в соответствии с требованиями.
Возле посудомоечной установлен стол для сбора грязной посуды, подносов.
Поступающие в пищеблок пищевые продукты сопровождаются документами, удостоверяющими их качество и безопасность.
Документы, удостоверяющие качество и безопасность пищевых продуктов, сохраняются в пищеблоке до окончания реализации пищевых продуктов.
Пищевые продукты хранятся согласно принятой классификации по видам продукции.
Сроки годности, условия хранения пищевых продуктов соблюдаются в соответствии с установленными сроками годности и условиями хранения согласно государственным стандартам, техническими условиями и санитарными нормами и правилами.
Для контроля температурного режима складские помещения оборудованы термометрами.
Особо скоропортящиеся и скоропортящиеся продукты хранятся в холодильной камере или в холодильнике.
Холодильная камера оборудована стеллажами, легко поддающимися мойке, оснащена прибором контроля за температурным режимом.
Свежие овощи, фрукты хранятся в сухом, темном вентилируемом помещении (овощехранилище).
В овощехранилище картофель и овощи закладываются слоем не более 1,5 м. Свежая капуста хранится на стеллажах.
Перед загрузкой на хранение свежих овощей и фруктов проводится очистка, ремонт (при необходимости) и мероприятия по обеспечению грызунонепроницаемости помещений; загрязненные землей овощи (корнеплоды и огурцы свежие) хранятся отдельно от остальной группы свежих овощей, фруктов и других пищевых продуктов.
Сырые мясные и рыбные пищевые продукты, в том числе полуфабрикаты, субпродукты, охлажденные или замороженные, мясные гастрономические продукты (колбасы, сосиски, сардельки и другое) хранятся в таре производителя.
Сильно пахнущие продукты (сельдь, специи) хранятся отдельно от остальных продуктов.
Сыпучие продукты хранятся в сухом помещении в картонных коробках на стеллажах.
Хлеб хранится раздельно ржаной и пшеничный на специальных полках. При ежедневной уборке мест хранения хлеба крошки сметаются специальными щетками и тщательно протираются полки 1% раствором столового уксуса.
Администрацией школы большое внимание уделяется контролю за гигиеническим состоянием пищеблока, за ассортиментом и составом блюд, исходными продуктами. За время работы в школе не было ни одного случая заболевания кишечной инфекцией по вине столовой. Результаты санитарно –микробиологических исследований в норме. Результаты микробиологического исследования на смывы- отрицательные. Вода водопроводная, готовая продукция и смывы соответствуют ТНПА. Периодичность лабораторного контроля согласно графику мониторинга ГУ «Районный Центр гигиены и эпидемиологии».
Готовая продукция и полуфабрикаты, доставляемые ежедневно транспортом торгово-производственное унитарное предприятие «КООПТОРГ», транспортом предприятий - изготовителей, сопровождаются соответствующей нормативной документацией, подтверждающей их качество и безопасность (ТНПА). Имеется овощехранилище с запасами овощей на весь учебный год, осуществляется хранение овощепродуктов для школ г. Лепеля, обслуживаемых торгово-производственным унитарным предприятием «КООПТОРГ».
Формирование у школьников культуры питания проходит через беседы, цикл уроков "Культура питания", «Уроки нравственности», конкурсы и т.д. В школе проводятся совместно со столовой Дни именинника, Дни сладкоежек, новогодние мероприятия, недели здорового питания и т.п.
Проведение школьных конкурсов, участие в совместных конкурсах, проводимых на территории Боровского сельского совета и ЦК и Д - это одна из форм формирования культуры питания.
Проводятся недели здорового питания. В рамках этих недель проводятся следующие конкурсы:
Конкурс рисунков «Мое любимое блюдо в школьной столовой» (1-4 классы)
Конкурс агитплакатов «Мы – за правильное питание» (3-6 классы)
Конкурс классных агитбригад «Здоровое питание- путь к отличным знаниям" (5 - 8 классы)
Проведение конкурса стенгазет «Здоровое питание» (9 - 11 классы).
Конкурс поделок – украшений для столовой «Город мастеров»
Конкурс кулинарных рецептов блюд белорусской кухни из картофеля «Гимн картошке»
Конкурс стихов о макаронах
Конкурс приготовленных блюд «Мое любимое блюдо»
Конкурс сочинений «Письмо шеф – повару» и т.д.
Особую роль в организации питания администрация школы отводит мониторингу.
Ежемесячный охват горячим питанием учащихся (по классам);
Анкетирование учащихся;
Анкетирование родителей;
Обсуждение на родительских собраниях;
Анализ работы на заседаниях коллегиальных органов школы.
Ежемесячный охват питанием учащихся составляет 100%.
Организацию горячего питания в школе можно рассматривать как здоровьесберегающую технологию, дополняющую образовательные технологии сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Микулёнок Жанна Юрьевна,
заместитель директора по учебной работе,
ГУО «Боровская средняя школа
Лепельского района»
АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ
«УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНЫМ ПИТАНИЕМ»
Цель: изучить степень удовлетворенности учащихся школьным питанием.
Анкетирование проводилось в ноябре 2012 – 2013 уч.г. заместителем директора по учебной работе Микуленок Ж.Ю.
Респондентов – 286 (1 – 11 классы)
Изучались вопросы удовлетворенности учащихся школьным питанием: по вкусу, по запаху, по внешнему виду, по температуре.
Результаты следующие:


АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ
«ЗАПРОСЫ УЧАЩИХСЯ»
Цель: изучить запросы учащихся в школьном питании.
Анкетирование проводилось в декабре 2012 – 2013 уч.г. заместителем директора по учебной работе Микуленок Ж.Ю.
Респондентов – 274 (1 – 11 классы)
Изучались запросы учащихся в школьном питании: горячий завтрак, экспресс – завтрак, обед.
Результаты следующие:

АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ
«УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ ОБСЛУЖИВАНИЕМ В ШКОЛЬНОЙ СТОЛОВОЙ»
Цель: изучить степень удовлетворенности учащихся обслуживанием в школьной столовой.
Анкетирование проводилось в феврале 2012 – 2013 уч.г. заместителем директора по учебной работе Микуленок Ж.Ю.
Респондентов – 295 (1 – 11 классы)
Изучались вопросы удовлетворенности учащихся обслуживанием в школьной столовой: опрятность работников, температура подачи пищи, чистота посуды, чистота вилок и ложек, чистота спецодежды работников, чистота обеденных столов, чистота в обеденном зале, запах в обеденном зале, освещенность в обеденном зале, культура обслуживания, эстетическое состояние.
Результаты следующие:

АНКЕТИРОВАНИЕ
«УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНЫМ ПИТАНИЕМ»
Цель: изучить степень удовлетворенности родителей школьным питанием.
Анкетирование проводилось в марте 2012 – 2013 уч.г. заместителем директора по учебной работе Микуленок Ж.Ю.
Респондентов – 215
Изучались вопросы удовлетворенности родителей школьным питанием: нравится ли их детям питание в школьной столовой, удовлетворяет ли санитарное состояние обеденного зала, удовлетворяет ли эстетическое оформление обеденного зала, удовлетворяет ли качество приготовленных блюд.
Результаты следующие: