Анализ результатов применения поликультурной модели воспитательной деятельности в лицее- интернате №5 ОАО «РЖД»


«...Если бы взрослые с юных лет учились жить в мире и дружбе,
то не было бы войн, террора и насилия…»
Анализ результатов применения поликультурной модели воспитательной деятельности в лицее- интернате №5 ОАО «РЖД»

Социально-экономические преобразования в России требуют формирования человека нового тысячелетия с активной гражданской позицией, творческим потенциалом, профессионала своего дела, специалиста, способного нести ответственность и полноценно жить в поликультурном обществе. Решение может быть достигнуто посредством внедрения моделей и программ поликультурного типа, в содержании которых должны гармонично сочетаться, являясь единым целым, специальные и культурологические знания как общечеловеческого и общероссийского формата, так и национально-регионального уровня. Именно на основе целостной системы поликультурного образования можно обеспечить формирование у детей школьного возраста чувства их принадлежности к российской гражданской нации без ущерба для их развития. Методологической основой является федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Распоряжением ОАО «РЖД» от 23.04.2012г. № 813 была утверждена программа поликультурного образования в негосударственных общеобразовательных учреждениях ОАО «РЖД», которая направлена на формирование основы как фундамента для успешной интеграции ребенка в многонациональном обществе, его социализации в современном мире.
Основная идея, лежащая в основе Программы, заключается в том, что все граждане России, не зависимо от расовой, этнической, конфессиональной принадлежности, должны осознавать себя единой гражданской нацией, которая вместе с тем является великой российской нацией.
В лицее - интернате №5 ОАО «РЖД» учатся дети железнодорожников, которые являются представителями разных национальностей. Поэтому реализация Программы поликультурного образования направлена:
на расширение кругозора учащихся,
на выработку умения видеть взаимосвязь, взаимовлияние культур, определять общность и различия в научном, историческом, культурном развитии разных народов, осознание ценности, самобытности этнокультур,
на воспитание личности в духе мира, взаимопонимания между представителями этносоциумов.
Для обогащения опыта и развития разносторонней личности обучающихся лицей- интернат № 5 ОАО «РЖД» тесно сотрудничает с образовательными учреждениями дополнительного образования ДДТ, районная детская библиотека, районный краеведческий музей.
Система внеурочной и воспитательской деятельности на основе поликультурного развития лицеистов включает воспитателей, которые занимаются с детьми во второй половине дня, педагогов дополнительного образования.
Составляется план мероприятий по поликультурному воспитанию в 1-11 классах. Воспитатели на классных часах проводят следующие мероприятия:
начальная школа
1класс Классный час «Самобытность народного костюма, быта, кухни народов России».
Горюнова Г.В.
Викторина «Все мы разные, но вместе едины». 2класс Беседа «Мой дом. Моя родина» Филатова Т.Н.
Классный час «Маленькие россияне» 3класс Конкурсная программа «Мой город знай и люби» Белотелова Л.Н.
Устный журнал «Моя Россия- дом дружбы» 4класс Тренинг «Умею ли я общаться» Шпак Н.В.
Классный час «Традиции и праздники народов Поволжья» Они направлены на раскрытие духовных и культурно- исторических ценностей в устном народном творчестве, в изучении быта, костюмов народов России.
среднее звено

5а Беседа «Кто мы, живущие в России» Степушина Т.М.
5б Диспут «Что такое толерантность» Кузнецова Г. В.
Экскурсия в областной краеведческий музей «Народы Саратовского Поволжья» 6а Экскурсия в музей- заповедник Тарханы (Усадьба М.Ю.Лермонтова) Мязина Г.В.
Классный час «Блокада Ленинграда» 6б Экскурсия в краеведческий музей «Край, в котором мы живем» Вахитова А.Ф.
Круглый стол «Мы все такие разные» 7а Классный час «Дети Беслана» Осадчева Д.А.
Конкурс презентаций «Народы мира» 7б Классный час «Герои земли русской» Севостьянова М.В.
Классный час «Планета толерантности» 8а Классный час «Мифы и легенды разных народов» Солодовникова А. А.
Классный час «Что в имени твоем» 8б Диспут «От взаимодействия к взаимопониманию» Никифорова Е.И.
9 Конкурс презентаций «Традиции и обряды народов мира» Тетюхина Н.П.
Викторина «Мы - вместе!» 10а Викторина «Культура северных народов» Котляр Е.М.
Экскурсия на ж.д. « Мы будущее нашей страны» 10б Дискуссия «С чего начинается Родина» Конкурс презентаций «От взаимодействия к взаимопониманию» 11а Экскурсия по городу «История г. Красный Кут в названиях улиц » Артомонова Н.В.
Классный час «Встреча с интересными людьми» 11б Классный час «История родного города Красный Кут» Дискуссия «Что такое толерантность» Не зависимо от методов и форм проведения мероприятий в среднем звене работа направлена на формирование российской идентичности, развивающейся личности в условиях социально- политического многообразия Российской федерации и поликультуры многонационального народа.
В старшем звене - способствуют подготовке будущих выпускников лицея к жизни в условиях федерального государства, освоению культурных пластов истории и современности разных народов, приобщению к богатому культурному наследию народов нашей страны, расширению самореализации и социальному росту как личности, достойного гражданина своей страны.
Реализация Программы поликультурного образования в лицее-интернате №5 ОАО «РЖД» осуществляется и в системе дополнительного образования. Свободный выбор объединений и секций в соответствии с наклонностями и интересами создает условия для расширения и углубления знаний, умений и способностей по избранным направлениям. Улучшает микроклимат в коллективе взрослых и детей.
Уже третий год в лицее работает объединение «Родные просторы» руководитель Горюнова Г.С. В объединении занимаются воспитанники 4-6 классов. Воспитанники изучают историю, традиции, культуру народов Поволжья. Руководитель Горюнова Г.С. используя различные формы и методы в своей работе, добивается поставленной цели и задач. Горюнова Г.С. не стоит на месте повышает педагогический уровень: принимает активное участие в конкурсах муниципального и регионального уровня, разработала программу и рекомендации «Сила России в единстве народа», приобщает детей через игровую, познавательную деятельность в систему социальных отношений.
Важным направлением в реализации Программы поликультурного образования является активизация проектной деятельности обучающихся по воспитанию культуры мира, непосредственное участие всех участников учебно-воспитательного процесса в ежегодной межрегиональной Школе диалога культур «МОСТ».
Так в 2013году руководителем Филатовой Т.Н. (4кл.) был представлен проект по поликультурному воспитанию «Изучение символов в орнаментах народов Крайнего Севера».
В 2014 году руководитель Степушина Т.М. (4кл.) защитила проект «Изучение истории куклы-оберега славянских народов Поволжья».
В 2014 году руководитель Севостьянова М. В. (6б кл.) защитила проект «Изучение канзаши на примере создания украшений».
В 2014 году руководитель Артомонова Н.В. (10а) – с проектом «Народные сказки, как отражение национального менталитета».
Все проекты были достойно представлены и стали призерами и победителями межрегиональной Школы диалога культур «МОСТ». Все проекты напечатаны в ежегодных выпусках альманаха «Золотые страницы», которые находятся в нашей школьной библиотеке.
Положительным результатом межрегиональной Школы диалога культур «МОСТ» является формирование открытой развивающей среды, создающей предпосылки к широкой дискуссии и свободному обмену мнениями, по вопросам поликультурного образования.
Мероприятия поликультурной направленности помогают обучающимся прийти к диалогу культур, адаптироваться в поликультурном пространстве российского общества.
На базе лицея-интерната №5 ОАО «РЖД» действует ресурсный центр поликультурного образования общеобразовательных учреждений, расположенных в регионе Приволжской ж.д. Одна из приоритетных задач центра организация сетевого взаимодействия по направлениям поликультурного образования.
Так в 2014 году 10-11 апреля состоялся 1 этап методического семинара «Реализация программы поликультурного образования». В рамках данного семинара прошел фестиваль дружбы народов «Народы России, народы мира», участниками стали обучающиеся 4-7 классов. Ребята совершили виртуальное путешествие по странам и континентам. Завершился фестиваль лотереей, подарками в виде ватрушек «Дружба» от поваров лицея. Второй день методического семинара был посвящен обмену опытом работы через предметы поликультурной направленности учителями начальной школы, обществоведения и краеведения. Финалом мероприятия стала поездка учащихся 4а с Горюновой Г.С. в библиотеку с. Ахмат.
2этап прошел 28 ноября 2014года Фестиваль «Ярмарка мастеров» для обучающихся 1-11 классов. Мероприятие прошло на высоком уровне. Было торжественное открытие. Даны мастер-классы педагогами поликультурной направленности. Проводились народные игры в спортзале лицея. А завершился фестиваль ярмаркой- распродажей кулинарных изделий кухни народов России.
Работа семинара показала, что Программа поликультурного образования способствует формированию бесконфликтной гражданской идентификации личности в многокультурном обществе и ее интеграции в поликультурное мировое пространство.
Таким образом, анализируя выше сказанное, можно отметить, что у учащихся присутствует позитивная мотивация к поликультурному воспитанию и образованию, что формирует основу для дальнейшей работы педагогов в рамках данной программы.