Программа по здоровьесбережению НОУ СОШ № 15 ОАО «РЖД»

Программа по здоровьесбережению
НОУ СОШ № 15 ОАО «РЖД»
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.     
Обозначая  цели деятельности по здоровьесбережению,  мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в несколько раз.  Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили  заботу о сохранении здоровья воспитанников и учителей.
 
Цели программы:
создание в НОУ СОШ № 15 ОАО «РЖД» организационно - педагогических, материально - технических, санитарно - гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся;
усиление контроля за медицинским обслуживанием учащихся;
создание материально - технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
развитие организационного, программного и материально- технического обеспечения дополнительного образования обучающихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга;
обеспечение системы полноценного сбалансированного питания детей с учетом особенностей состояния их здоровья;
разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических работников НОУ СОШ № 15 ОАО «РЖД» .
Задачи программы:
1) четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния;
2) гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и соблюдение учащимися режима дня;
3) освоение педагогами активных методов деятельности в процессе обучения и воспитания школьников, использование различных технологий на уроках и во внеурочной деятельности, сберегающих здоровье учащихся;
4) планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся;
5) развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;
6) организация  системы кружковой, внеурочной  деятельности  по формированию здорового образа жизни учащихся;
7) участие в обобщении опыта педагогов путем ознакомления с работой Школ Здоровья, посещения научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме.


 
Участники программы:
 - Учащиеся
 - Классные руководители
 - Учителя-предметники
 - Медицинский работник, закрепленный за школой
  - Родители
 По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам НОУ СОШ № 15 ОАО «РЖД» необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.
Для этого нами создана прогнозируемая модель личности ученика:
- Физически, нравственно, духовно здоровая личность.
- Образованная, адаптированная к условиям  социума.
- Осознание себя как биологического, психического и социального существа.
- Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека.
- Правильная организация своей жизнедеятельности.
- Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.
- Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.
- Потребность в самостоятельной двигательной активности.
- Самоконтроль, личностное саморазвитие.
- Творческая продуктивность. 
Ожидаемые конечные результаты программы:
Повышение функциональных возможностей организма учащихся. Развитие физического потенциала школьников
Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
Повышение приоритета здорового образа жизни.
Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
Повышение уровня самостоятельности и активности школьников.
Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.
Участие в районных спортивных  соревнованиях, личных первенствах по различным видам спорта.
Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
- культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
- культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);
- культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);
- культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).
- Базовыми компонентами на всех ступенях являются:
- формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
- формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
- формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
- формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
Данная программа имеет отражение в виде  планов работы НОУ СОШ № 15 ОАО «РЖД» на 2015-2016 учебный год, в течение которого решаются следующие вопросы:
- четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
- гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, соблюдения  режима дня;
- планомерная организация питания учащихся;
- совершенствование деятельности психолого – медико - педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровьесберегающих технологий обучения;
организация  внеурочной деятельности  по формированию здорового образа жизни учащихся.
Методы контроля за реализацией программы:
Проведение заседаний методического   совета НОУ СОШ № 15 ОАО «РЖД»
Посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОЖ. Изучение и анализ опыта работы педагогов. Совершенствование форм и методов ЗОЖ. Внедрение интегрированных курсов гуманитарных предметов, программа внеурочной деятельности.
Создание методической копилки педагогов НОУ СОШ № 15 ОАО «РЖД»
Мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в НОУ СОШ № 15 ОАО «РЖД»
Сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению учащихся НОУ СОШ № 15 ОАО «РЖД»
Контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся. 
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей;
подготовка педагогов по вопросам охраны здоровья детей;
обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи;
введение  в содержание воспитания и образования детей занятий о своём здоровье и навыков ценностного отношения к нему;
обеспечение двигательной активности детей;
организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи детям;
пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, беседы,  познавательные игры, агитбригады, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки окружающего мира, литературного чтения, физической культуры);
широкое привлечение учащихся и их родителей к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
развитие школьной здоровьесберегающей инфраструктуры
Программа предполагает разработку и  внедрение в практику комплекса здоровьесберегающих технологий в НОУ СОШ № 15 ОАО «РЖД»
Здоровьесберегающие образовательные технологии;
Здоровьесберегающие медицинские технологии;
Здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;
Здоровьесберегающие технологии семейного воспитания; 
Здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.
              В рамках данных направлений мы должны осуществлять следующие простые и вместе с тем очень важные действия:
1. Убеждать учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
2. Во время учебного дня в школе проводить динамические паузы, подвижные игры.
3. Задавать посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
4. Следить за сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
5. Проводить ежедневную влажную уборку, проветривание классных комнат на переменах, озеленять классные помещения комнатными растениями.
6. Ежемесячно проводить генеральную уборку классных помещений (обтирать плафоны, мыть парты и стулья моющими средствами).
7. Обеспечивать каждого учащегося горячим питанием в столовой.
8. Следить за условиями теплового режима, освещённости классных помещений.
9. Привлекать учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в НОУ СОШ № 15 ОАО «РЖД» в учреждениях дополнительного образования.
10. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проводить беседы, воспитательные часы с учётом возрастных особенностей детей.
11. Способствовать созданию комфортной атмосферы в НОУ СОШ № 15 ОАО «РЖД» и классных коллективах.
12. Применять разнообразные формы работы:
- Учет физического состояния детей:
- Анализ медицинских карт учащихся.
- Определения группы здоровья.
- Учет посещаемости занятий.
13. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
- Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
- Организация работы спортивных секций, кружков, клубов.
- Проведение дополнительных уроков физической культуры.
- Динамические паузы.
- Индивидуальные занятия.
- Организация спортивных перемен.
- Дни здоровья.
- Физкультминутки для учащихся.
14. Организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием. - Урочная и внеурочная работа.
- Открытые уроки учителей физкультуры.
- Открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности.
- Спортивные соревнования и праздники
 План действий на учебный год:
Первое полугодие
Сентябрь
Организация дежурства по школе и по классам.
Организация внеурочной деятельности, привлечение учащихся НОУ СОШ № 15 ОАО «РЖД» в кружки и секции.
Включение в планы родительского всеобуча, планы методических объединений и план работы воспитательных  мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровьесбережению детей.
Включение в планы по руководству и контролю вопросов, способствующих улучшению работы по здоровьесбережению.
Организация питания учащихся.
Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах.
Организация деятельности санитарного актива школы, проведение рейда в рамках акции «Мойдодыр»
Проведение общешкольных и участие в районных спортивно-массовых соревнованиях.
Проведение месячников по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
Октябрь
Организация деятельности санитарного актива школы, проведение рейда в рамках акции «Мойдодыр»
Планирование занятости учащихся в каникулярный период.
Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований, участие в районной спартакиаде.
проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
Физкультминутки (ежедневно).
Подвижные игры на переменах (ежедневно).
Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время  (систематически).
Родительский лекторий.
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Ноябрь
Проведение мероприятий, приуроченных к празднику « День матери».
Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме « Курение – вред». Итог: выпуск плакатов, посвящённых борьбе с курением и наркотиками.
Экскурсии.
Совещание актива по проведению физкультурных праздников.
Физкультминутки и динамические паузы (систематически)
Отчёты о проделанной работе по здоровьесбережению.
Декабрь
Проведение открытых воспитательных часов, мероприятий по вопросам сохранения здоровья
Спортивный праздник «Веселый старты»
Участие в районных соревнованиях по лыжам
 Проведение конкурсов «Папа, мама, я – спортивная семья», посвящённых празднованию Дня семьи.
Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).
Витаминизация питания учащихся.
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Анализ заболеваемости детей за 1 полугодие
Второе полугодие
Январь
Открытые воспитательные часы «Тренинг здорового образа жизни».
Спортивный праздник  «Весёлые старты».
Физкультминутки и динамические паузы.
Витаминизация питания учащихся.
Февраль
День защитника Отечества.
Спортивные праздники «Потешки богатырские», «Малая школьная Олимпиада»
Спортивные соревнования по шахматам и шашкам.
Физкультминутки и динамические паузы.
Витаминизация питания учащихся.
Март
Планирование занятости учащихся в каникулярный период.
Подготовка ко Дню здоровья.
Физкультминутки и динамические паузы.
Витаминизация питания учащихся.
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Апрель
Всемирный день  здоровья.
Операция «Милосердие», операция «Память».
Благоустройство, организация субботников.
День здоровья.
Динамические паузы, физкультминутки.
Май
Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний период.
Мероприятия, посвящённые победе в ВОВ.
Соревнования по ОФП.
Весёлые старты».
Беседы по профилактике клещевого энцефалита.
Анализ заболеваемости детей за 2 полугодие 
Июнь
Международный день защиты детей.
Всемирный день защиты окружающей среды.
Работа по плану летних каникул.
Здоровьесберегающая деятельность педагогического коллектива.
Формы управления
Мероприятия по выполнению программы
«Здоровье»

1.Административный совет.
Цель: обеспечить оперативное регулирование и коррекцию основных мероприятий по здоровью и здоровьесберегающему образу жизни.
Создание временной творческой группы по разработке программы «Здоровье».
Анализ уровня показателей состояния здоровья участников образовательного процесса.
Влияние состояния здоровья учащихся на уровень качества знаний, на уровень обученности по предметам.
Дозировка учебной нагрузки (выполнение графика контрольных работ).
Эффективность уроков физкультуры.
Анализ итогового контроля обученности, воспитанности, уровня здоровья учащихся.

2.Педсовет.
Цель: обеспечить стратегию и тактику в решении вопросов здорового образа жизни.
Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.
 

3.Методсовет, МО.
Цель: обеспечить технологическую реализацию в развитии профессиональных компетенций и компетентности у участников образовательного процесса.
Обсуждение программы внедрения здоровьесберегающих технологий.
Составление плана работы с учетом внедрения здоровьесберегающих технологий.
Освоение программ мониторинга образовательного процесса «Нормализация учебной нагрузки».
Методическая панорама «Здоровьесберегающие технологии».
Мониторинг итогового контроля.

4.Управляющий совет, работа с родителями.
Цель: выявить уровень готовности социума (семьи) к сотрудничеству МОУ НОШ  № 90 по обеспечению здоровьесберегающей среды.
 
 
Выявление особенностей психологического климата в семье, состояние здоровья всех членов семьи (индивидуальные  беседы классных руководителей с родителями).
Ознакомление родителей с программой  по применению здоровьесберегающих технологий.
Круглый стол «Здоровье наших детей».
День семьи. «Папа, мама, я – спортивная семья».
Знакомство с традициями семьи по оздоровлению.
Знакомство родителей с различными оздоровительными системами. Влияние обстановки в семье на здоровье ребенка.
День семьи «Здоровый образ жизни».
Результаты работы по выявлению и созданию условий по обеспечению здоровьесберегающей среды.

5.Собрания трудового коллектива.
Цель: обеспечить презентации лучших традиций в распространении и стимулировании здорового образа жизни.
Лекторий по теме: «Школьник и его здоровье».
Мониторинг «Нормализация учебной нагрузки».
Создание адаптивного образовательного пространства здоровьесберегающей среды для повышения качества образовательного процесса.
Аукцион педагогических идей (здоровьесберегающие технологии).
подведение итогов по курсу «Школьник и его здоровье».

6.Информационное обеспечение и контроль за реализацией  учебных программ.
Цель: своевременный сбор, обработка, анализ и принятие управленческих решений по оперативному регулированию и коррекции по проблемам здоровьесбережения участников образовательного процесса.
Разработка материалов для выявления уровня показателей состояния здоровья участников образовательного процесса.
Составление рационального режима дня для учащихся.
Анкетирование родителей обучающихся по соблюдению учащимися режима дня.
Подготовка памяток по здоровому образу жизни для учащихся.
Разработка материалов по выполнению санитарно-гигиенических норм.
Разработка анкет для определения самочувствия учащихся в школе.
Данные по диагностике классных руководителей и психолога.
Комплектование полного пакета документов по реализации  учебных программ
 

7.Работа с учениками.
Цель: обеспечить взаимодействие и сотрудничество учащихся и учителей в решении проблем здоровья, пропаганда здорового образа жизни.
Проведение медицинского осмотра, формирование групп здоровья.
Проведение внеклассных воспитательных мероприятий по направлению «Здоровье»
Знакомство учащихся с различными системами поддержания здоровья.
Анкетирование  учащихся
Неделя «За здоровый образ жизни



 

Заголовок 115