Статья на тему Одарённые дети

В последние годы прослеживается увеличение числа участников и победителей различных конкурсов и соревнований и, как следствие, высоких образовательных достижений. Растет интерес детей к занятиям исследовательской деятельности. Наблюдается увеличение числа  участников  районного этапа научно-практической конференции. Одновременно возрастает качество представляемых работ, о чем свидетельствуют победы на научно-практических конференциях. Для развития творческой одаренности детей проводятся выставки, конкурсы, фестивали.
Однако до сих пор нет однозначного мнения, что подразумевается под детской одарённостью. Педагогический словарь даёт такое толкование термина одарённость: это системное, развивающееся в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности. Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано.
Высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
Не могут четко развести реальность и фантазию.
Хорошо развито чувство юмора.
Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам».
Часть ученых, психологов и педагогов утверждают, что одарённые дети встречаются крайне редко, другие склонны предполагать, что все дети от природы одарены. Существует и третья точка зрения на понятие «одаренность». Её сторонники употребляют выражение «ребёнок с признаками одарённости», или потенциально одарённый. Потенциальная одарённость, утверждают они, присуща всем здоровым детям (ведь одарённость - это ребёнок и его дар, с которым он приходит в мир, чтобы быть счастливым и успешным), тогда как актуальную одарённость демонстрирует незначительная часть детей.
Интересна формула одарённости ребёнка, выведенная сторонником этого взгляда на детскую одарённость Селивановой, которая утверждает, что «детская одарённость» = Мотивация + Интеллект + Креативность.
Для выявления среди учащихся класса детей с признаками одарённости необходим не одномоментный отбор, а постоянный поэтапный поиск в процессе обучения. Для этого используются разнообразные методы диагностики детской одаренности. Источниками информации об особенностях, интересах ребенка являются: родители, учителя, классные руководители, психолог школы, одноклассники, также необходимо проводить анализ результатов работ, достижений учащегося.
Одной из наиболее эффективных форм работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей является развитие олимпиадного движения и системы творческих конкурсов.
Тем не менее высокие показатели высветили ключевые проблемы выявления, поддержки и развития одаренных детей: -недостаточное осознание на уровне региональных органов, осуществляющих управление в сфере образования, важности научной и научно-методической составляющей региональных программ по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей;
-отсутствие системного подхода в использовании образовательных технологий и методов работы с одаренными детьми;
-остро встает кадровая проблема, связанная с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми;
-недостаточное использование в процессе работы с одаренными детьми информационных и телекоммуникационных технологий, современных дистанционных форм обучения, телеконференций, online-лекций, интерактивных тренажеров, творческих Интернет-форумов и мастерских.
Анализ изложенного в данном разделе опыта приводит к выводу о необходимости дальнейшего совершенствования сети специализированных образовательных учреждений в целях развития творческих способностей детей и молодежи, осваивающих программу среднего (полного) общего образования, а так же необходимости «сопровождения» таких детей в период их самореализации. Нужно в этом вопросе наладить межведомственное взаимодействие. Также особо необходимо обратить внимание на поддержку многодетных семей: порой в силу материальных проблем родители не имеют возможности отдать ребенка в кружки и секции, где он мог бы в полной мере проявить свой талант, а также о поддержки талантов среди самых незащищенных детей – сирот. Ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, нуждаются в особом внимании педагогов, общества.
 В заключение хотелось бы сказать, что нашей стране нужно создать эффективную систему образования, обеспечивающую условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.
Список использованной литературы:
1.Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. - 2009.
2. «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года.
3.Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой - М.; Просвещение, 2010.
4. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы".