Статья на тему Одарённые дети

Одаренные дети
Уракова Наталья Владимировна учитель начальных классов МОУ СОШ № 24
«он помнится мне человеком одаренным, острым, внешне привлекательным. У его колыбели присутствовали все наличные феи, одарившие его своим богатством, кроме какой-то одной, довольно захудалой, но, видать необходимой. У нее самой ничего нет, как у бедной родственницы, но она запускает в ход дары своих старших товарок, иначе они бездействуют, как двигатель без горючего. Все дарования его остались вещью в себе, никак не оплодотворив человечество».
Ю.Нагибин
Проблема одаренности постоянно привлекала и привлекает психологов. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы. Первый подход: все дети талантливы. Каждый человек по- своему одарен. Второй подход понимает одаренность как дар «свыше» (богом, родителями и т.п.), которым наделены единицы, избранные. В современной психолого- педагогической науке принято рассматривать одаренность как динамическое явление. Словосочетание « одаренные дети» предполагает некую исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей, которые качественно отличаются от сверстников. Мозг человека с его способностью к мышлению, творчеству, безусловно, может рассматриваться как дар природы и в этом смысле одаренность предстает перед нами не как исключительность, а как потенциал, как имеющийся у каждого дар. Большая часть ученых склоняется к тому, что одаренность- интегральное личностное свойство( иначе говоря: если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности). Другие сторонники полагали, что видов одаренности существует столько, сколько можно найти точек приложения человеческой активности. В отечественной педагогике и психологии с 30-х г. и до конца 80-хг. Позиция об одаренности нашла выражение у практиков в тезисе « Нет детей не одаренных, каждый одарен в какой-то области, надо только найти эту область и помочь ребенку реализоваться» Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. Многие из психологов основной задачей считают выявление одаренного ребенка и развитие его способностей.
Кого из детей можно считать одаренными?
С чем связана одаренность ребенка?
Хорошо ли быть одаренным ребенком?
Как распознать одаренного ребенка?
Частично на эти вопросы постараюсь дать ответы. Вначале обратимся к значению таких слов, как: одаренность, способность, талант, гениальность, вундеркинд. В чем сходство и различие значения данных слов. Исходя из многолетнего опыта работы, до сих пор считаю, что больше встречается на практике способных детей, нежели одаренных. Попробую доказать по возможности. Обратившись к толковому словарю Ожегова, рассмотрим значение слов.
Одаренность - выдающиеся врожденные качества, особые природные способности.
Талант - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-
Гениальность- высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Вундеркинды- дети, у которых возрастное явление ( желание узнавать, впитывать, запоминать) сказывается на подъеме интеллекта и выступает как фактор одаренности.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей учащегося.
Младший школьный возраст- период впитывания, накопления и усвоения знаний. Дело в том, что одаренные дети развиваются по своей, особой траектории. Они отличаются огромной потребностью в знаниях, но им нужны ответы на их вопросы, а вовсе не типовой комплект знаний, который чаще всего предлагается в школах.
Начальная школа ориентирована на навыки, знания. Наше дело- дать ребенку возможность раскрыться, научить использовать и развивать свои дарования. Необходима определенная модель работы с детьми, которую мог бы организовать учитель. Элементами такой модели должны стать :
*создание благоприятно творческой атмосферы на уроках;
*мотивированное обучение;
*факультативы;
* создание кружков по интересам;
*участие в олимпиадах;
* групповые занятия по параллелям с сильными учащимися;
*НОУ;
* творческие мастерские.
Выявление одаренных детей начинается на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, РЕЧИ, ПАМЯТИ, ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ:

ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
САМООБРАЗОВАНИЕ;
НАКОПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ДАННОМУ ВОПРОСУ;
ПРОВЕДЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ КОНКУРСОВ, ОЛИМПИАД, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР;
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ, ДИАГНОСТИКА;
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СВЕРСТНИКАМИ, РУКОВОДИТЕЛЯМИ ЧЕРЕЗ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ;
ОТБОР РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ ТЕХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ, ИНИЦИАТИВНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА.

СОЗДАНИЕ УСЛОВИй ДЛЯ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся.
Стратегия работы с одаренными детьми.
1 этап – аналитический (в начальной школе).
Выявление успехов в какой- либо деятельности: учебной, физической, художественной и т. д.целесообразно организовать творческие мастерские( художественного слова, здорового образа жизни и т. д.).
2 этап – диагностический(5-9 классы).
Индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную, внеклассную).
Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. Необходим постепенный переход к обучению не столько фактором, сколько идеями, способами и методами, развивающим мышление, побуждающим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование. Целесообразны групповые формы работы: проектные задания, научно - практические работы, «мозговые штурмы» и т. д.
3 этап формирование, углубление и развитие способностей учащихся
(10-11 класс).
*проектная методика;
*профильные классы;
С чем связана одаренность ребенка?
Специалисты по работе с одаренными детьми заметили ,что дело не в особых генах гениальности ,а в семейной атмосфере, в системе семейных ценностей.
*Родители постоянно предлагают детям какие-то развивающие
Игры, дела ,интересы. При определенной настойчивости и последовательности такая стратегия приносит результаты.
*Родители препоручают определение способностей и развитие их в ребенке специально подготовленным людям.
Это группы развития для дошкольников, и группы подготовки к школе, всевозможные специализированные классы в школах.
Родители не стремятся тотально контролировать развитие способностей ребенка, зато предоставляют ему возможности для выбора. Самое главное в таких семьях- атмосфера ярких познавательных интересов самих родителей. Они сами постоянно увлечены каким-то делом, много читают, в телепрограммах выбирают познавательные передачи, ничего не навязывая ребенку, а предоставляя ему возможность самому найти подходящее занятие.
Для успеха в общеобразовательной школе важны такие типы одаренности как: академическая ( дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый материал);(Пашнина Анна, Парыгина Полина, Мильковский Богдан)
творческая (способности например в литературной деятельности ( Скипина Елизавета, Чечушков Илья, Гудкова Елизавета), нестандартное восприятие мира
( Парфенов Максим), оригинальность мышления);
интеллектуальная одаренность (умение мыслить, сравнивать, выделять главное, прогнозировать) ( Айхель Сергей, Парфенов Максим, Никулов Никита).
Легче всего адаптируются «академические» одаренные. К «интеллектуалам» относятся снисходительно. Восхищаются способностями в одной области и порой прощают полную неуспешность в чем-то другом. «Творческие» одаренные дети обычно не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников. Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию одаренности как психического явления. Одаренная личность характеризуется тем, что в основе ее творческой деятельности, вне зависимости от ориентации( научная, спортивная, художественная и т. д. ), лежат мотивы, потребности, непосредственно связанные с содержанием деятельности.
Как распознать одаренного ребенка?
У всех одаренных детей отчетливо выражена поисковая потребность. Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятии определенной работой. Еще их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью ( в определенной области).
Хорошо ли быть одаренным?
Как живется одаренным детям в школе?
В какой области одаренный ребенок проявит себя?
Об этом можно судить по наблюдениям. А ребенку важно предоставить условия для широкого проявления его возможностей. Одаренными мы считаем таких детей уровень интеллекта которых и сложившаяся мотивация позволят им в будущем добиться высоких профессиональных и творческих достижений. Самая сильная потребность таких детей - накопление и усвоение знаний. Самый простой путь - попытаться дать такому ребенку как можно больше знаний по программе начальной школы. Другой путь - не дать одаренности угаснуть, способствовать ее дальнейшему развитию.