Профилактическое мероприятие Путешествие в страну прав и обязанностей (1-4 класс)

Сценарий мероприятия
«Путешествие в страну прав и обязанностей»
«Путешествие в страну ..»
Цель: создание условий для формирования у младших школьников правовой культуры, развития интереса к изучению правовых вопросов.
Задачи: воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям, показать младшим школьникам единство прав и обязанностей; подвести к понятию того, что все люди имеют равные права. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер,
Ход мероприятия: Соцпедагог: Добрый день, дорогие ребята! Поприветствуем друг друга приветливой улыбкой.
Соцпедагог: - Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по необычным странам и поговорить на очень серьезную и важную тему. Но название той страны, куда мы отправляемся, пока я огласить не могу. Попробуйте догадаться сами.

- Для начала предлагаю ответить на вопрос: Знаете ли вы, кто является самой большой ценностью на Земле? Посмотрите в шкатулочку и скажите, кого вы там увидели? (по очереди заглядывают в шкатулку и видят там себя – на дне шкатулки лежит зеркало.)
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок! СЛАЙД Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста

- Как вы понимаете последние слова? И как связать ребенка с темой нашего путешествия! Да и само название страны выглядит довольно странно! Кто поможет разобраться???? (ннос -пр -обяза - ав и - тей»)
Итак, сегодня мы совершим путешествие в страну прав и обязанностей.
Соцпедагог: - Путешествие наше как я уже сказала, не совсем обычное. Прежде чем попасть в нашу страну , мы должны побывать и в других странах.
- Представьте себе, что мы попали в страну, в которой всё можно - что хочешь, то и делай. (Слайд № 2 или отрывок из м/ф "Вовка в тридевятом царстве")
Соцпедагог: - Как вы думаете, хорошо ли будет жить в такой стране? (Ответы детей: Да, здорово! Хочешь - гуляй, хочешь - играй. Можно в школу не ходить и т.п.)
Соцпедагог: - Да, с одной стороны, вроде бы хорошо. А если кто-то захочет отнять у вас любимую игрушку, стукнуть, прогнать из дома или что-нибудь еще хуже? Ведь здесь всё можно???????? (Ответы детей). Педагог обобщает и подводит детей к мысли:
Соцпедагог:- - Нет, в такой стране мы не будем чувствовать себя в безопасности!

- Отправляемся дальше, следующая страна ничего нельзя? Нельзя гулять, играть, читать, спать, смеяться и т.д. (Слайд № 3 или отрывок из м/ф «Чиполлино») ХОРОШО ЖИТЬ В ТАКОЙ СРАНЕ!
Соцпедагог:- - Нет, в такой стране нам тоже не понравится жить! Нельзя быть счастливыми в бесправном государстве!
- А в каком же государстве мы можем чувствовать себя в безопасности? (Ответы детей).
- Правильно! В государстве, где есть ПРАВА и ЗАКОН, который эти права охраняет.
В нашей стране главным законом является КОНСТИТУЦИЯ РФ.
Соцпедагог:- - А теперь представьте, что мы с вами перенеслись в сказочную страну с названием "Нехочухия".
- Нам нужно поехать в город на автобусе, а водителю не хочется. Повар в школьной столовой не захотел готовить обед, пекарь не захотел печь хлеб, а дворникам стало лень убирать мусор и снег. Что же будет, если все будут делать только то, что им нравится? (Ответы детей).
(Слайд № 4 или отрывок из м/ф "Нехочуха")
- Да, плохо жить в стране Нехочухии. Поэтому у каждого человека есть свои обязанности, которые он должен выполнять.
Только тогда люди смогут жить спокойно в стране, если в ней кроме прав есть и обязанности. Так что же такое права и обязанности? Нужны ли они людям? (Ответы детей). - Права - это нормы, правила поведения, которые регулируют отношения между людьми. Права устанавливаются и охраняются государством.
- Знаете ли вы, что у каждого из вас, с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН).
- Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в 1989 году. Конвенцию (договор) подписали почти 150 стран мира, в том числе и Россия.
- Давайте вспомним некоторые права ребенка, прописанные в данном документе. Внимание на доску.
1.Только ты на свет родился, Право первое твое: Получи, чтоб им гордиться Имя личное свое. Статья 7.
2.Очень трудно самому, жить на свете одному. Правом с мамой жить и с папой Пользуйтесь везде, ребята. Статья 9
3.Я росточком не доволен И пока не так силен, Но не смей мне делать больно Есть у нас такой закон. Статья 32
4.Если жар, все тело ломит И совсем не до игры, То позвать врача на помощь Тоже право детворы. Статья 24.
5.Подросла, взяла я книжки И пошла я в первый класс. В школу ходят все детишки - Это право есть у нас. Статья 28.
6.Я могу свой детский праздник Как и взрослый отмечать. Если я проголодаюсь- Пищу вправе получать. Статья 31.
7 .Будь ты слабым или сильным , Белым, черным все равно Ты родился быть счастливым Это право всем дано. Статья 6.
Игра « ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
-Что это за документ? (Свидетельство о рождении). О каком праве он вам напоминает? (Право на жизнь Право на имя).
- Какое право может обозначать сердечко? (Право на любовь и заботу).
- Что может обозначать домик? (Право на имущество).
- А о каком праве вам могут напомнить ваши учебники? (Право на учебу).
СКАЗОЧНО-ПРАВОВАЯ ВИКТОРИНА: «ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ»
(НА СЛАЙДАХ).

Гадкий утенок Г.Х. Андерсен
-Кто из обитателей двора пользовался самым большим авторитетом? (Индюк)
-Чьи права были нарушены в этой сказке? (Гадкого утенка)
-Почему обитатели двора обижали гадкого утенка?
( Он был не похож на других)
-Должны ли герои сказки иметь равные права независимо от своего происхождения?
(Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать.)
-Как ты думаешь, поступят ли ребята твоего класса как обитатели двора?
(Ни один ребенок не должен быть обижен и оскорблен.)

IV. Обязанности.
Соцпедагог:-: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. - Но не бывает прав без обязанностей. Давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?

Учитель: Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку:
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын: - Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать: - С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: - Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
Бабушка: - Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: - Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать: - Помой посуду, сынок.
Сын: - Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец: - Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын: - Это проявление жестокости, папа.
Учитель: Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.
Обязанность - это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.
- У каждого человека есть свои обязанности, даже у самых маленьких детей. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.
- Обязанности бывают самые разные - в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях и выполнять их.

- Каждый из вас, как и любой человек, имеет право на жизнь. Никто не имеет права лишить человека жизни.
- А какие обязанности соответствуют этому праву? (Ответы детей).
- Главная ваша обязанность - охранять свою жизнь и здоровье.
- А как вы можете выполнять эту обязанность? (Ответы детей: Соблюдать правила дорожного движения, пожарной и электробезопасности, правила безопасного поведения в школе, на уроках физкультуры, труда и т.д.).
(Слайды № 5 и 6)
- Право на образование подкрепляется обязанностью учиться.
Слайд № 7 Правила поведения в школе
- Давайте попробуем изложить правила в стихах. Я буду называть первую строчку, а класс – последнее слово.
Правила поведения учащихся.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и (внимательным).
Всё пиши, не отставая,
Слушай не (перебивая).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё (понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку (поднимать).
На математике считают,
На перемене (отдыхают)
Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не (сорока).
Если друг стал отвечать,
Не спеши (перебивать).
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно (руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты (звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда (готовым).
Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не (кричи).
И в заключении мы представляем вашему вниманию правила поведения учащихся в школе на плакате. На нём мы попытались показать, как нужно правильно себя вести. Вот тогда не будет нарушений в школе.

- Спасибо. Молодцы, ребята!

Оздоровительная минутка.
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

ЗАДАНИЕ - А сейчас выполните, пожалуйста, задание на карточках.
Задание № 1. Выберите предложения, в которых говорится о правах.
- Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.
-У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.
-Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.
-После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию.
-После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене.
После выполнения задания правильные ответы показываются на доске (слайд 8). Педагог предлагает поднять руки тем, у кого задание выполнено правильно. При необходимости дает пояснения.
Задание № 2. Определите, что является обязанностью школьника
-Школьник обязан выполнять все требования учителя
-Ученик обязан посещать все занятия по расписанию
-После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе
-Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе
-Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету.
Выполнение задания № 2 проверяется аналогично первому (слайд 9).
- А вот у права на отдых какая обязанность? (отдыхать так, чтобы не мешать отдыхать другим; беречь природу, не мусорить, не загрязнять во время активного отдыха окружающую среду...) (слайд 10).
- Каждый из вас имеет право на семью. А какие обязанности у этого права? (беречь свою семью, помогать маме, папе, чтобы семья не распалась, и не появлялись дети без родителей) (слайд 11).
Подведение итогов мероприятия. - Итак, мы с вами поняли, что человеческая жизнь невозможна без соблюдения прав и обязанностей. А чтобы они выполнялись, в каждом государстве существует закон, который должны выполнять все люди страны.
Во всем мире принята Всеобщая декларация прав человека, а также Конвенция о правах ребенка, потому что дети не могут еще себя защитить самостоятельно (слайд 12).
Эти документы помогают людям знать и защищать свои права. А то, что каждое право несет с собой обязанность, мы с вами сегодня уже поняли.
После всего того, о чем мы говорили, я хочу чтобы вы ответили мне на вопрос:
как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались.
(по мере ответов детей на доску вывешиваются высказывания)
чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;
заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;
уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя

- Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. А сейчас слушая песню «Мир ребёнка», раскрасьте шарик, у которого такое же настроение, как у и вас!





































Игра «Ладошки»
Дети обводят свою руку. На пальчиках пишут свои хорошие качества, а на ладошке то качество, от которого они хотели бы избавиться, за которое бывает стыдно.













Приложение № 1
Картинки «Право на жизнь»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложение № 1
Картинки «Право на образование»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложение № 3
Картинки «Право на отдых»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




Рисунок 10Рисунок 4