Классный час Нет прав без обязанностей


Цели:
-обобщить знания детей об основных правах ребенка
- разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей
- сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам
-побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей.
Задачи: 
-актуализировать представления о правах и обязанностях
-развивать убеждения в необходимости уважать права других и отстаивать свои права
-осмыслить полученный опыт.
Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.
Права и обязанности детей
20 ноября - Всемирный день прав ребенка
Конвенция «О правах ребенка» (1989 г.)
Дети - все человеческие существа до 18 лет (статья 1)
Право на жизнь
Право на имя при рождении
Право на медицинскую помощь
Право на образование
Право на отдых и досуг
Право иметь имущество
Право свободно выражать свои взгляды
Право на свободное перемещение
Право на заботу и воспитание родителями
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям)
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки
Ход классного часа
Классный руководитель:
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы попробуем посмотреть на самих себя, какие мы есть, что у нас есть общего и чем мы отличаемся, что следует сделать, чтобы  всем было хорошо среди сверстников, среди взрослых в классе, в школе, на улице.
-Следовательно, что же общего между вами всеми,  кто находится в этом помещении?
(Ученики: мы все учимся в одном классе; живем неподалеку от школы; нас учат одни и те же учителя;  все живем в семьях; нас лечат детские врачи; мы все живем в селах; страна, в которой мы живем - это Россия.)
Классный руководитель.
А  чем вы отличаетесь?
(Деть: есть ребята, есть девушки; у нас разная внешность; мы по-разному учимся; нам нравятся разные уроки; любим разные игры; имеем разное состояние здоровья; разные по характеру; каждый имеет свое любимое блюдо; не все имеют родителей, у кое-кого нет папы). 
Классный руководитель Есть ли что-то общее между вами и детьми из других стран? Что вас объединяет?
(Дети: мы все - дети, где бы мы не жили; все дети хотят жить в семье; всем детям необходимо учиться, чтобы потом нормально жить и работать; все дети хотят, чтобы их любили и уделяли внимание; все дети страдают от того, когда с ними дурно обращаются взрослые или вынуждают тяжело работать; когда дети болеют, они ожидают, что их будут присматривать и лечить; все дети хотят иметь друзей;  живут на планете Земля.)
I. Игра «Имена»
Классный руководитель.
Мы поиграем в игру «Имена». Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я начинаю первой.
Учитель называет свое имя, например: «Анна - аккуратная». Учитель показывает на ученика, сидящего за первой партой, затем на того, кто сидит за ним, и так по цепочке все дети принимают участие в игре: называют свое имя, добавляя к нему прилагательное.
II. Интерактивная беседа «Право на имя»
Классный руководитель. Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
Ответы детей
Классный руководитель. А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии?
Дети. Наши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении.
Классный руководитель. Да, это первый ваш документ. А что там еще записано, кто знает?
Дети. Там еще записаны имена наших родителей.
Классный руководитель. Правильно, а еще там записано, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что наше государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. Так чему будет посвящена тема нашего классного часа?
Ответы детей
Классный руководитель. Тема нашего  классного часа - "Нет прав без обязанностей» Законы государства должны защищать человека, его права. Дети имеют особенное право на заботу и помощь со стороны государства. Но, к сожалению, жизнь, здоровье, учеба, счастье детей всего мира недостаточно защищеныРебята, вы должны знать, что 20 ноября - это Всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка».
Сегодня мы и будем говорить о правах детей.
Мы с вами поиграли, а как выдумаете, о каком праве мы уже можем говорить с уверенностью.
Право на имя,жизнь.
А какие еще есть у детей права? Где они записаны? Кто их утверждал? На эти вопросы нам с вами и предстоит ответить сегодня.
lll. Ролевая игра «Юридическая консультация»
Классный руководитель. Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей (а некоторые из них написаны на доске). И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите видеоролики , подумайте, какими правами обладает данный литературный персонаж, какие нарушены и разъясните нашему герою его права. А так как наш классный час проходит в форме игры, то предлагаю выбрать капитанов от каждой команды и пройти их на жеребьевку, чтобы определиться, какой ролик команда будет комментировать.
На доску вывешиваются права, которые озвучиваются в ролике.
«Три медведя»-право на неприкосновенность имущества
«Буратино»-право на образование
«Гадкий утенок»-право на индивидуальность
«Дюймовочка»-право на жизнь в семье .
Классный руководитель
Мы с вами просмотрим фрагменты из мультфильмов. Помните: сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам да девицам урок. К сожалению , такие ситуации нарушения прав происходят и в повседневной жизни. Предлагаю просмотреть несколько сценок из жизни. А помогут нам в этом настоящие эксперты-члены юридической консультации. Предлагаю вам дать оценку поведению героев.Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Классный руководитель. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Дети. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.(право на отдых)
Сценка 2
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!
Классный руководитель. Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?
Дети. А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.(право на развитие творческих способностей)
Сценка 3
Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Классный руководитель. Правильно ли рассуждает Петров?
Дети. Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.(право на свободу перемещения)
Сценка 4
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!
Классный руководитель. Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.
Дети. Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!
IV. Игра - подбери обязанностьКак оказалось, на каждое право существует и обязанность. Предлагаю командам к каждому праву, которое мы видим на доске ,подобрать подходящую по смыслу обязанность.
Команды озвучивают ,подводятся итоги игры.
V. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов? Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?
Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?
Примерные ответы детей:
- Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.
- Понравилось разбирать ситуации, разъяснять права.
- Свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей.
Классный руководитель
Я предлагаю 2 представителям от команды выйти ко мне и составить, разработать кодекс 5 «б» класса. Включите в него те моменты, которые наиболее часто являются спорными в нашей школьной жизни. Для нас этот кодекс будет памяткой .А остальным ребятам предлагаю посмотреть внимательно на высказывания ,имеющие отношение к теме нашего классного часа и пройти к тем ,которые являются для вас более близки и понятны.
Обсуждение высказываний и кодекса класса.