Рабочая программа по курсу страноведения


ГБОУ СОШ № 601
Рабочая программа
по курсу страноведения
для 6-7 классов с углубленным изучением английского языка

Составила: Терикова Е.Р.
учитель английского языка
Москва 2011-12 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа «The Great History of Great Britain» представляет собой страноведческий курс по изучению истории и культуры Великобритании для учащихся 6-7 классов с углубленным изучением английского языка(5 часов в неделю + 1 час страновдения).. Программа составлена к книге для чтения "История Англии в рассказах для детей" авторов М.С. Зиминой и С. Б. Катенина.Актуальность. В последние десятилетие иностранный язык в России стал в полной мере осознаваться как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия представителей различных культур, как средство приобщения к иной национальной культуре. Для живущей в современном мире  гармонично и всесторонне развивающейся личности, желающей участвовать в диалоге культур, знание иностранного языка (а в последнее время и нескольких) неоценимо.  УМК и программа обеспечивают необходимый уровень языковой подготовки учащихся в соответствии с требованиями действующих образовательных программ и государственного стандарта для общеобразовательных учреждений России. Данный курс является актуальным, т.к. использование страноведческой информации в учебном процессе обеспечивает повышение познавательной активности учащихся, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации к предмету, даёт стимул к самостоятельной работе над языком.
Страноведческое содержание этого курса направлено на обеспечение возможности изучать те сферы жизни общества, которые не освещались или освещались в недостаточной степени в предыдущих классах: литература, музыка, образование,искусство, информация об известных людях.
Использование страноведческой информации в учебном процессе обеспечивает повышение познавательной активности учащихся, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует  созданию положительной мотивации к предмету, даёт стимул к самостоятельной работе над языком.
Страноведческое содержание этого курса направлено на обеспечение возможности изучать те сферы жизни общества, которые не освещались или освещались в недостаточной степени в предыдущих классах. Курс поможет учащимся совершить путешествие в глубины английской истории, познакомиться с культурой и традициями страны, сложить целостную картину и ответить на вопрос в чем сила и притягательность английского языка. В основу этого курса положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, развивающим все виды речевой деятельности. Ведущим остаётся чтение и говорение.
Программа рассчитана на 32 учебных часа (урока).  Каждый урок включает в себя текст страноведческого характера, призванный выполнять различные функции:
- служить стимулом для повышения интереса к стране изучаемого языка;
- создать условия для совершенствования навыков чтения , речевых и письменных навыков.
Особенностью данной программы является то, что она дополняет учебную программу. Содержание программы расширяет кругозор учащихся и воспитывает у них чувство уважения и интереса к истории страны изучаемого языка и своей страны.
Ведущие принципы. В основе построения данного курса лежат следующие принципы:
-социокультурная направленность;
-междисциплинарность в отборе учебного материала;
-образовательная и воспитательная ценность содержания обучения предлагаемых упражнений и заданий;
-автономия учащихся, их инициатива в поиске правильного решения при столкновении с трудностями и ошибками в процессе овладения информацией страноведческого характера;
-опора на родной язык (с последовательным уменьшением доли его использования в процессе изучения курса);
-посильность, что проявляется в строгом дозировании и поэтапности формирования навыков и умений;
-мыслительная активность учащихся в процессе выполнения учебных, коммуникативных, проблемных и проектных заданий;
-наглядность (изобразительная, действием, музыкальная, эмоционально-образная);
-дифференциация и интеграция, что определяет переход от простых изолированных навыков в отдельных видах речевой деятельности к более сложным и интегративным коммуникативным действиям;
-многократность повторения изученных языковых структур и речевых моделей;
-постоянная обратная связь.
Организация образовательного процесса. 
На этом возрастном этапе главная цель- сохранение мотивации учащихся на достаточно высоком уровне на протяжении всего курса.
Для этого требуется сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика;
- обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся разного уровня подготовки;
-обеспечить повторение и ротацию ранее пройденного материала на фоне новизны видов деятельности;
-снабдить курс необходимыми справочными материалами, советами, инструкциями на понятном учащимся языке, обеспечивающими достаточную автономию учащихся, возможность самостоятельного изучения или повторения пропущенного или плохо усвоенного материала.
-проведение уроков с применением проектной технологии, с просмотром художественных фильмов
- использовать ИКТ
Учет возрастных и психологических особенностей детей. 
Учитывая специфику возраста, программа предлагает изучение некоторых исторических моментов через отрывки из художественных фильмов.
Учащимся будет интереснее воспринимать информацию таким необычным образом.
Задачи курса:
- сформировать  навыки и умения чтения с использованием материалов разной степени сложности.
- способствовать воспитанию у детей понимания и уважения к другой культуре;
-способствовать обогащению внутреннего мира учащихся.
Цели курса
Образовательная цель предполагает овладение системой знаний об иноязычной культуре, ее реалиях, традициях, национальной специфике; развитие умений сравнивать культуру своей страны с иноязычной культурой и достигать взаимопонимания с ее носителями.
  Развивающая цель предполагает развитие интеллектуальной, речемыслительной, эмоциональной, волевой, деятельностной и мотивационной сфер личности учащихся, формирование языковой способности в единстве речевосприятия и речепорождения, овладение способами формулирования мысли на иностранном языке и их осознанную дифференциацию для разных условий общения, развитие воображения и обогащение эмоционально-чувственного опыта учащихся.
    Воспитательная цель заключается в воспитании культуры мышления, поведения, формировании системы гуманистических ценностных ориентаций, критическом восприятии зарубежной действительности, развитии умений самоконтроля и самооценки. Знания страноведческого характера также воспитывают в учащихся толерантность и потребность в практическом использовании изучаемого языка.
 Предметные задачи:
1.  Познакомить школьников систорией и реалиями страны изучаемого языка
2.  Развить у изучающих навыки чтения, говорения и письма основываясь на страноведческом материале.
3.   Расширить активный и пассивный словарный запас.
 Метапредметные задачи:
Развить у учащихся навыки логического изложения мысли.
Развить у учащихся критическое мышление.
Развить у учащихся мотивацию к познанию и творчеству.
Актуализировать интеллектуально-творческий потенциал личности учащегося, его образовательную активность.
 Личностные  задачи:
Интегрировать личность в национальную и мировую культуру.
Воспитать уважение к отличительным особенностям жизни в англосаксонских странах, их культуре и традициям и умение к ним адаптироваться.
Воспитать у учащихся готовность и способность к саморазвитию.
Сформировать у учащихся мотивацию к обучению и познанию.
Сформировать у учащихся основы гражданской идентичности.
Создать условия для социального, культурного самоопределения учащегося.
 В результате овладения содержанием курса учащиеся должны продемонстрировать следующие знания и умения:
·         знания географии, истории,  культуры, традиций, национальной специфики изучаемой страны;
·         знание географических, этнографических, общественно-политических реалий изучаемой страны;
·         умение анализировать эти знания, сопоставлять и узнавать, ассоциировать со словом то же значение, что и носители языка, правильно употреблять страноведчески значимую лексику.
Для определения качества знаний по данному курсу предусмотрены следующие формы контроля и оценивания.
 В качестве объектов контроля выступают:
1. Страноведческая компетентность (знания и представления о культуре и реалиях иноязычной культуры, умение их анализировать, сопоставлять и узнавать, ассоциировать со словом то же значение, что и носители языка; навык употребления этих слов в подходящей ситуации общения).
2.       Лингвистическая компетентность (знание лексики, грамматики, владение навыками произношения).
3.       Речевая компетентность (владение навыками аудирования, говорения, чтения, письма, перевода).
4.       Коммуникативная компетентность (способность понимать и продолжать иноязычные высказывания на основе и в связи с содержанием и формой художественного произведения в разных ситуациях общения).
5.       Лингвострановедческая компетентность (владение соответствующими языковыми единицами с национально-культурной семантикой).
Текущий контрольпредполагается осуществлять в форме:
- самостоятельных и проверочных работ (квизы, тесты);
- написание докладов.
- подготовки проектов;
Ожидаемые результаты обучения
Изучение предлагаемого курса должно обеспечить развитие у учащихся следующих умений и навыков:
-  анализировать и сопоставлять культуры разных стран;
- оперировать соответствующими языковыми единицами с национально-культурной семантикой;
- ориентироваться в реалиях страны изучаемого языка;
- достигать понимания в диалоге с представителями указанной культуры, носителями языка;
-  участвовать в обсуждениях на страноведческие темы;
-  работать с учебной литературой.
 Основные методы и приемы.
Выбор методов обучения зависит от возраста детей и ориентирован на активизацию и развитие определенных психомыслительных и познавательных процессов.
Объяснительно-иллюстративный метод способствует созданию прочной информационной базы для формирования умений и навыков.
Репродуктивный метод .Учащиеся воспроизводят информацию и выполняют тренировочные упражнения
Эвристические и исследовательские методы предполагают более активную познавательную деятельность детей. Педагог ставит проблемную ситуацию и предлагает решить ее самостоятельно.
В данном курсе четко прослеживаются межпредметные связи: при изучении географического положения – с географией, истории страны – с историей.
Основные формы организации учебной деятельности: чтение (основные этапы работы: дотекстовый, текстовый, послетекстовый), перевод, самостоятельная работа с текстами, групповая работа. В рамках курса целесообразно делать упор на наращивание вокабуляра и последующую активизацию специальной терминологии в различных видах речевой деятельности.
В каждом разделе курса содержатся задания для систематизации знаний; задания, которые позволяют выразить собственное мнение; задания, которые позволяют сравнить культуру англоязычных стран и России, что способствуют более эффективному усвоению курса.
Данный курс будет заканчивается итоговым обобщением материала в виде творческого проекта: защита письменного сообщения о Великобритании – взгляд учащихся, рисунков, плакатов.
Курс может быть продолжен при наличии часов или использоваться как элективный курс.

Тематическое планирование
Номер темы Наименование темы Количество часов
Всего Проектные Контрольные работы
1 Введение в предмет.Знакомство с учебником 1 2 Англия давным давно1 3 3Что происходило в Британии 2000лет тому назад 1 4 Что происходило когда Британия еще не была островом 1 5 Первые инструменты, которые использовали люди 2 1 6 Когда построили Стоунхэдж2 1 7 Как узнали о Британцах. Римляне и Британия. 1 8 Завоевание Британии Римом 2 1 9 Боадиция и Карактакус – великие вожди 1 10 Время Римлян на островах. 2 1 11 Пираты 1 1 12 Римляне покидают Британские острова 2 13 Что ты узнал о древней Британии 1 1
14 Защита проектов 1 1 15 Новые «гости» островов 1 16 Экберт – первый правитель Англии 1 17 Английские семьи. История имен 1 18 Великий Эдмин,основавший Эдинбург 19 Викинги 2 1 20 Жизнь короля Алфреда. Как Алфред помог людям создать великую нацию 1 21 Распространение христианства 2 22 Мирный король Эдгар. Усиление влияния Нормандии на Англию 1 23 Король Эдвард и Вестминстерское Аббатство 2 1 24 Вильгельм завоеватель 2 25 Что ты узнал о первых шагах нового государства. 2 26 Защита проектов 1 Всего уроков 34 9